Индивидуальная программа развития ребенка с отклонениями в развитии

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Пояснительная записка

        Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического  развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

    Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности  осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и  индивидуальных особенностей. В  случае  невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.

 Цель: 

  • стимулировать общее развитие ребенка;
  • повысить уровень самостоятельности ребенка;
  • развивать общую и мелкую моторику ребенка;
  • обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителям

Задачи:

  • развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления);
  • формирование понятий размера, формы, цвета;
  • формировать представления о частях собственного тела;
  • формирование общения, развития речи: зрительно-слуховой,  эмоциональный контакт со сверстниками.
  • расширение объема понимания обращенной речи.
  • использование в общении вербальных и невербальных средств:  сосредоточение зрительно го и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие игровой деятельности;
  • формирование  у ребенка интереса к игрушкам, предметам.
  • формирование общения взрослого с ребенком, их сотрудничество;
  • формирование адекватного поведения;
  • формирование общения «взрослый-ребенок».

Принципы программы:

  • полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Характеристика развития ребёнка

Психолого-педагогическое представление на ребенка

Ф.И.

Особенности моторики:

Особенности развития познавательной сферы:

– внимание –

– восприятие –

– память –

– мышление –

Личностные особенности

Уровень адаптивного поведения:

Развитие речи

Условия  реализации программы:

1. Активное деятельностное погружение ребенка в социальный мир

  • Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
  • Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.
  • При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать: картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.
  • Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции – самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
  • Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно-ролевую игру.
  • Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).

2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе

 Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:

  • одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с ребёнком);
  • формирование детско-родительских отношений;
  • встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
  • привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
  • реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.

3. Создание развивающего пространства

В работе эффективно используются пальчиковые, театрализованные игры, игры на сенсорное развитие, песочная терапия, арт-терапия и др.

  • оборудование  и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература  для детей и родителей.

Реализация программы осуществляют  педагог-психолог, воспитатель.

Содержание программы распределяется по шести разделам и  2 блокам (1 – работа с ребенком,  2 – работа с семьёй)

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

– первый этап – адаптационный – установление контакта с ребенком, имеющим диагноз ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

– второй этап – усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ДЦП.

Социализация ребенка с ДЦП, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

– третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ДЦП.

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:

1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.

2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.

При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.

3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.

4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.

5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.

Перечень  нормативных документов, на основании которых реализуется рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  •  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программно – методическое обеспечение:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А. «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».

Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и  воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений  компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающая программа «Тропинка к себе» для детей дошкольного возраста 4-5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду  // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89

Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001

Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146

Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104

Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003

Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Форма участия родителей в реализации программы:

  • Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
  • Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
  • Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
  • Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
  • Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.

Содержание помощи семьям воспитанника:

Индивидуальные формы помощи:

  • Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.
  • Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
  • Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.

План работы с семьей воспитанника:

Месяц проведения

Форма проведения/тематика

Ответственный специалист

Декабрь

Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «Особого ребенка»

Педагог-психолог Воспитатель

Январь

Консультация «Психологические особенности детей ДЦП»

Педагог-психолог

Февраль

Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП»

Воспитатель

Март

Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 лет»

Педагог-психолог

Апрель

Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков и мелкой моторики ребенка с ДЦП»

Воспитатель

Май

Диалог между специалистами МБДОУ и родителями

«Итоги работы, перспективы на будущее…»

Педагог-психолог Воспитатель

Источник

Имя, фамилия ребенка__________________________________________________________________________

Паспортный возраст (дата рождения)_____________________________________________________________

Физическое развитие___________________________________________________________________________

Сенсорное развитие____________________________________________________________________________

Развитие общих движений______________________________________________________________________

Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности__________________________________________________________________________________

Развитие речи_________________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания_____________________________________________________________________

Особенности социального развития_______________________________________________________________

Направления работы

Содержание программ

дата

дата

дата

дата

дата

Сенсорное развитие

Развитие ориентировки в цвете

На уровне сличения

На уровне показа по слову

На уровне самостоятельного называния

Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)

На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)

Развитие ориентировки в форме

Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)

Показ по слову

Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)

Выполнение группировки по заданной форме

Обобщение (что бывает такой формы)

Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал)

Показ по слову

Группировка по заданной форме

Обобщение (найди похожие предметы)

Ориентировка в двух контрастных величинах

Ориентировка в трех контрастных величинах

Учить обобщать предметы по величине

Учить  различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)

Учить  различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги)

Развитие общих движений

Обучение прямостоянию, самостоятельному передвижению

Стимулирование и совершенствование навыка ходьбы

Обучение выполнению элементарных действий по команде взрослого

Обучение ходьбе по лестнице

Учить залезать на предмет (15 – 20 см) и слезать с него

Учить сидеть на корточках

Учить бросать мяч обеими руками

Учить залезать на горку

Учить ходить между натянутыми веревками (ширина до 30 см), по коридору между стульями

Учить собирать с пола мелкие и крупные разбросанные предметы

Учить катать большие мячи, детскую коляску и др.

Учить переносить с место на место предметы, стулья, мячи

Учить бегать без координации «рука-нога»

Учить попадать мячом в корзину, набрасывать кольца на стержень

Учить выполнять прыжки на обеих ногах

Учить подниматься на носки, поднимать обе руки вверх, дотрагиваться до висящих предметов

Обучение выполнению простых движений (приседание, разведение рук, ходьба) под музыку

Учить забираться на вертикальную лестницу переменным шагом

Учить перепрыгивать через палку

Учить бегать, координируя движения рук и ног

Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности

Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, формирование перцептивных действий

Формирование соотносящих действий

Складывание пирамидки по подражанию без учета величины колец

Складывание пирамидки самостоятельно из…., …., …., ….колец

Складывание пирамидки с помощью с учетом величины колец

Складывание пирамидки из …, …., …., …. колец самостоятельно

Складывание матрешки из …, …., …., …. частей по подражанию

Складывание матрешки из …., …., ….., …. частей самостоятельно

Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с …, …., …., …. прорезями

Формирование орудийных действий

Ситуации с использованием присутствующего вспомогательного средства для достижения цели

Ситуации с вариантами вспомогательных средств с выбором оптимального

Решение ситуаций по представлению

Обучение игре

Обучение отдельным игровым действиям (умению укачивать, кормить куклу, строить дом, катать машину)

Обучение воспроизведению ряда игровых действий

Учить использовать в игре полифункциональные предметы-заменители

Сюжетная игра с активным участием взрослого

Сюжетная игра без взрослого

Обучение умению брать в игре роль на себя и доводить ее до логического конца

Продуктивная деятельность

Учить держать в руке карандаш, фломастер, кисточку

Учить проводить по образцу прямые вертикальные и горизонтальные линии

Учить проводить карандашом, фломастером ломаные линии

Учить рисовать кисточкой следы примакиванием

Учить рисовать замкнутые линии – ягоды, мячики

Учить дорисовывать лучики у солнышка, колеса у машины, ступеньки у лестницы

Учить рисовать перекрещивающиеся линии (снежок, домик)

Учить мять пластилин, отщипывать по кусочку

Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, оттягивать и прищипывать детали

Учить выполнять постройки по показу: дом, дорожку, стол и стул, машину и др.

Самообслуживание и труд в быту

Учить ребенка есть с ложки, без лишних манипуляций с ней, медленно, небольшими порциями, пить из чашки самостоятельно, соблюдая опрятность, держа чашку одной рукой

Учить продолжать действия взрослого при раздевании

Учить детей полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого, активно участвовать в одевании

Учить одеваться с минимальной помощью, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки на обуви

Учить умываться самостоятельно по мере необходимости в течение дня, пользоваться носовым платком

Приучать реагировать на мокрое и грязное белье, стараться быть сухим в течение дня, помогать взрослому участвовать в уходе за собой, учить взрослому о своем желании идти в туалет жестом или голосом, учить пользоваться горшком,  туалетной бумагой

Учить находить свое место за столом, сидеть за столом в правильной позе, воздерживаться от криков за столом, вставать из-за стола в определенное время и определенным образом

Обучать складывать и убирать свою одежду с помощью взрослого, беречь одежду от грязи, убирать на место свою одежду, убирать свои игрушки в ящик

Знакомить с орудиями бытового труда: предметами бытовой техники, инструментами, посудой; учить поливать комнатные цветы из детской лейки, принимать участие в уборке помещения группы

Учить здороваться, благодарить, вежливо просить о помощи

Развитие речи

Учить ориентироваться по слову взрослого в помещении группы, на участке

Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «спрячь куклу в коробку» и др.

Учить дифференцировать простые речевые звукоподражательные конструкции (мяу, му-му, ко-ко-ко и др.)

Учить узнавать и показывать знакомые предметы на картинках

Учить называть знакомые предметы на картинках

Учить выполнять 2-х ступенчатую инструкцию: «Возьми шарик и положи его в коробку»

Учить понимать прочитанные короткие рассказы и сказки

Учить конструировать простую 2-х словную фразу повторно с опорой на наглядный материал

Учить конструировать простую 2-х словную фразу повторно по представлению

Учить конструировать простую 2-х словную фразу самостоятельно  по представлению

Учить конструировать простую многословную фразу повторно с опорой на наглядный материал

Учить конструировать простую многословную фразу повторно  по представлению

Учить конструировать простую многословную фразу самостоятельно  по представлению

Профилактика нарушений звукопроизношения

Социальное развитие 

Преодоление негативного, агрессивного отношения к контакту со взрослыми, с другими детьми

Учить играть вместе с другими детьми