Индивидуальная программа развития ребенка с особыми потребностями
«Согласовано» «Утверждаю»
Родитель____________ Заведующий МАДОУ______
Дата________________ Дата ____________________
ф.и.о. ребенка
г. Нижневартовск, 2015г.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
Адресат: Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.
Мальчик с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.
Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.
Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.
Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.
1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):
№занятия
Тема
Основное содержание занятия
Задачи занятия
№1-2
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№3-4
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№5-6
Я и моя семья.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).
– Вместе с мамой.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).
– Про бабку.
Развитие координации движений
– Моя семья.
Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.
№7-8
Осень.
– Листья полетели.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
– Боровичок.
Развитие координации движений
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№9-10
Ягоды.
– Лепим ягоды.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Волшебный мешочек.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.
– Подбери фигуру.
Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.
№11-12
Овощи.
– Волшебный мешочек.
Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Фрукты, овощи, ягоды.
Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.
№13-14
Фрукты.
– Лепим фрукты.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Фрукты и овощи.
Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№15-16
Осенние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№17-18
Растения: трава, цветы.
– Лепим ромашку
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Запомни слова.
Развитие кратковременной долговременной слуховой память.
№19-20
Растения: деревья, кустарники.
– Шуршащие листья.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Найди фигурке место
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№21-22
Домашние птицы.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Старая утка.
Развитие координации движений, памяти.
№23-24
Домашние животные
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
– Царапка – гимнастика для пальцев.
Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.
№25-26
Зима.
– Лепим снежный ком.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Лошадки.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Мозаика на пластилине.
Развитие тактильного восприятия.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№27-28
Игры и забавы детей.
– Потопаем, похлопаем.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
– Слушай бубен.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№29-30
Дни недели.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).
– Два барана.
Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
№31-32
Зимние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Четыре стихии.
Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
– У оленя.
Развитие координации движений, памяти.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№33-34
Сутки.
– Что сначала?
Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
№35-36
Новый год.
– Лепим ёлочные игрушки.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
– Слушай бубен!
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№37-38
Мои друзья.
– День рождения куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).
– Указочка.
Развитие координации движений.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.
№39-40
Одежда.
– Одеваем куклу в гости.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
№41-42
Обувь.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
– Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
– Ухо-нос.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№43-44
Посуда.
– Лепим тарелку и чашку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Чашки и блюдца.
Развитие зрительного восприятия, внимания.
– Накроем стол
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№45-46
Мебель.
– Конструктор.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Замок.
Развитие координации движений, памяти.
– Уютный дом куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№47-48
Транспорт.
– Игры «Самолёт летит».
Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Два медведя.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Прокати по дорожке.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
№49-50
Птицы.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Кто летает?
Развитие внимания.
– Сорока-белобока.
Развитие координации движений.
№51-52
Дикие животные
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Мишка косолапый.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Сравни животных.
Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.
– Рисуем нитью по клеточкам
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№53-54
Школа. Школьный двор.
– Школьный звонок.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
– Что в классе?
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№55-56
Дни недели.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Три медведя.
Развитие координации движений.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№57-58
Весенние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Зайка и ёжик.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№59-60
Насекомые.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Божья коровка.
Развитие координации движений, памяти.
– Жук.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Лепим бабочку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
№61-62
Сад, огород.
– Посадим овощи.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
– Улитка.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№63-64
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№65-66
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.
Источник
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями направлена на расширение возможностей их удовлетворения, обеспечение коррекции нарушений развития в условиях освоения основной образовательной программы общего или дополнительного образования, способствующей созданию условий для социальной адаптации, самоопределения и самореализации обучающихся.
Программа индивидуального сопровождения обучающихся обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и областной психолого-медико-педагогического комиссии;
возможность освоения детьми содержания основной образовательной программы общего или дополнительного образования и их интеграции в школе;
создание условий для социальной адаптации, свободного развития способностей, самоопределения и самореализации обучающихся.
Программа должна содержать:
цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся;
краткую психолого-педагогическую характеристику потребностей обучающихся и необходимых в связи с этим форм индивидуального сопровождения;
перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения результатов индивидуального сопровождения обучающихся;
количество часов, на которое рассчитана программа индивидуального сопровождения;
обоснование варьирования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
планируемые результаты коррекционно-развивающей работы;
формы контроля за результатами обучающихся, приобретенных в форме индивидуального сопровождения (текущего, промежуточного, итогового);
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий всех участников образовательного процесса (учителей, специалистов сопровождения, родителей и других заинтересованных лиц).
Программа индивидуального сопровождения образовательной программы, может уточняться и корректироваться.
Структура и содержание программы индивидуального сопровождения.
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность индивидуального сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает программы изучения потребностей и достижений обучающихся различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и направления консультирования.
Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает отбор содержания и специальных условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль включает проведение лечебно-профилактических мероприятий (соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий и другое).
Социально-педагогический модуль предполагает планирование повышения профессиональной культуры педагогов, специалистов сопровождения и других участников образовательного процесса по актуальным направлениям в разных формах (КПК, самообразование, использование социально-педагогической помощи и другое).
Структура индивидуальной программы сопровождения:
1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС).
2. Пояснительная записка (характеристика потребностей обучающихся, цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся, информация о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и др.)
3. Индивидуальный учебный план
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты освоения ИПС за период реализации.
6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС (расширение системы отношений и развитие форм педагогического, психотерапевтического, социального и правового сопровождения детей, родителей и других участников образовательного процесса).
Пример.
Цель программы:
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации, самоопределения и самореализации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и областного ПМПК).
Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога – психолога, логопеда школы.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
В школе создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, педагог-организатор, воспитатели и медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, развитие навыков достижения цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).
III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)
Практическая значимость программы сопровождения состоит в том, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают своевременную индивидуальную психологическую и педагогическую поддержку в условиях общеобразовательного учреждения, проявляющуюся в устойчивом продвижении детей в развитии; развивается профессиональная культура педагогов и обогащается педагогический опыт родителей; расширяется образовательное пространство, изменяется репутация образовательной организации.
Индивидуальная карта сопровождения ребенка
Карта психологического (педагогического, социального или другое) сопровождения ученика
Индивидуальный лист здоровья и коррекции
Дневник наблюдения за ребенком
Рекомендации по ведению дневника наблюдений за ребенком
1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:
Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;
Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны
2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник медицинским работником по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.
3.Рекомендации к оформлению наблюдений:
наблюдения записываются в дневник при наблюдении за учебной и внеучебной деятельностью ребёнка
фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в школу, после длительных больничных при переходе в 5класс, при смене ученического коллектива);
информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;
сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.
Список использованной литературы
Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.
Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.
Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. : НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под.ред. И. М. Бгажноковой.- М. :Владос, 2007. – 239с.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова,
Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт.- Волгоград: Учитель, 2011, -95с.
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. ,Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001
Баряева Л. В., Зарин А. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001
Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.- 134
Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.
Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизи-ческом развитии и эмоциональной сфере.-М:ВЛАДОС, 2003
Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83
Источник