Индивидуальная программа развития ребенка с особыми потребностями

Индивидуальная программа развития ребенка с особыми потребностями thumbnail

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

Родитель____________                                                  Заведующий МАДОУ______

Дата________________                                                  Дата ____________________

ф.и.о. ребенка

г. Нижневартовск, 2015г.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

Адресат:  Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.

Мальчик  с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.

Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.

Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.

Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;

4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные  занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):

№занятия

Тема

Основное содержание занятия

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

– Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

– Вместе с мамой.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

– Про бабку.

Развитие координации движений

– Моя семья.

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

– Листья полетели.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

– Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

– Боровичок.

Развитие координации движений

– Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

– Лепим ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Волшебный мешочек.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

– Подбери фигуру.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

– Волшебный мешочек.

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

– Фрукты, овощи, ягоды.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

– Лепим фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Фрукты и овощи.

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

– Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

– По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

– Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

– Лепим ромашку

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Запомни слова.

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

– Шуршащие листья.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

– Найди фигурке место

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

– Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

– Старая утка.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

– Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

– Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

– Царапка – гимнастика для пальцев.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

– Лепим снежный ком.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Лошадки.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Мозаика на пластилине.

Развитие тактильного восприятия.

– Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

– Потопаем, похлопаем.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

– Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

– Слушай бубен.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

– Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

– Два барана.

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

– По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

– Четыре стихии.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

– У оленя.

Развитие координации движений, памяти.

– Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№33-34

Сутки.

– Что сначала?

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

– Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

– По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

– Лепим ёлочные игрушки.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

– Слушай бубен!

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

– День рождения куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

– Указочка.

Развитие координации движений.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

– Одеваем куклу в гости.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

– Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

– Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

– Ухо-нос.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

– Лепим тарелку и чашку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

– Чашки и блюдца.

Развитие зрительного восприятия, внимания.

– Накроем стол

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

– Конструктор.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

– Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

– Замок.

Развитие координации движений, памяти.

– Уютный дом куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

– Игры «Самолёт летит».

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

– Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

– Два медведя.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Прокати по дорожке.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

– Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

– Кто летает?

Развитие внимания.

– Сорока-белобока.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

– Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

– Мишка косолапый.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Сравни животных.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

– Рисуем нитью по клеточкам

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

– Школьный звонок.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

– Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

– Что в классе?

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

– По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

– Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

– Три медведя.

Развитие координации движений.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

– По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

– Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

– Зайка и ёжик.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

– Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

– Божья коровка.

Развитие координации движений, памяти.

– Жук.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Лепим бабочку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

– Посадим овощи.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).

– Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

– Улитка.

Развитие координации движений, моторной памяти.

– Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах

Филичева Т.Б.,   Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

        Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. – М.: Просвещение, 1990.

        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.

Источник

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями направлена на расширение возможностей их удовлетворения, обеспечение коррекции нарушений развития в условиях освоения основной образовательной программы общего или дополнительного образования, способствующей созданию условий для социальной адаптации, самоопределения и самореализации обучающихся.

Программа индивидуального сопровождения обучающихся обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) и областной психолого-медико-педагогического комиссии;

  • возможность освоения детьми содержания основной образовательной программы общего или дополнительного образования и их интеграции в школе;

  • создание условий для социальной адаптации, свободного развития способностей, самоопределения и самореализации обучающихся.

Программа должна содержать:

  • цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся;

  • краткую психолого-педагогическую характеристику потребностей обучающихся и необходимых в связи с этим форм индивидуального сопровождения;

  • перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения результатов индивидуального сопровождения обучающихся;

  • количество часов, на которое рассчитана программа индивидуального сопровождения;

  • обоснование варьирования, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

  • планируемые результаты коррекционно-развивающей работы;

  • формы контроля за результатами обучающихся, приобретенных в форме индивидуального сопровождения (текущего, промежуточного, итогового);

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей;

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий всех участников образовательного процесса (учителей, специалистов сопровождения, родителей и других заинтересованных лиц).

Программа индивидуального сопровождения образовательной программы, может уточняться и корректироваться.

Структура и содержание программы индивидуального сопровождения.

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность индивидуального сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает программы изучения потребностей и достижений обучающихся различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и направления консультирования.

Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает отбор содержания и специальных условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль включает проведение лечебно-профилактических мероприятий (соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий и другое).

Социально-педагогический модуль предполагает планирование повышения профессиональной культуры педагогов, специалистов сопровождения и других участников образовательного процесса по актуальным направлениям в разных формах (КПК, самообразование, использование социально-педагогической помощи и другое).

Структура индивидуальной программы сопровождения: 

1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС). 

2. Пояснительная записка (характеристика потребностей обучающихся, цель и задачи индивидуального сопровождения обучающихся, информация о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС, участниках реализации ИПС, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и др.) 

3. Индивидуальный учебный план 

4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период. 

5. Результаты освоения ИПС за период реализации. 

6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС (расширение системы отношений и развитие форм педагогического, психотерапевтического, социального и правового сопровождения детей, родителей и других участников образовательного процесса).

Пример.

Цель программы:

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации, самоопределения и самореализации.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Обучения детей с ОВЗ осуществляется в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

  2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.

  3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

  4. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  5. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и областного ПМПК).

  6. Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой учителя, педагога – психолога, логопеда школы.

  7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

В школе создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, педагог-организатор, воспитатели и медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, развитие навыков достижения цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения

I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка). 

II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).

III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме). 

IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком). 

V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)

Практическая значимость  программы сопровождения  состоит в том, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают своевременную индивидуальную психологическую и педагогическую поддержку в условиях общеобразовательного учреждения, проявляющуюся в устойчивом продвижении детей в развитии; развивается профессиональная культура педагогов и обогащается педагогический опыт родителей; расширяется образовательное пространство, изменяется репутация образовательной организации.

Индивидуальная карта сопровождения ребенка

  1. Карта психологического (педагогического, социального или другое) сопровождения ученика

  2. Индивидуальный лист здоровья и коррекции

  3. Дневник наблюдения за ребенком

Рекомендации по ведению дневника наблюдений за ребенком

1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:

  • Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;

  • Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны

2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник медицинским работником по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.

3.Рекомендации к оформлению наблюдений:

  • наблюдения записываются в дневник при наблюдении за учебной и внеучебной деятельностью ребёнка

  • фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в школу, после длительных больничных при переходе в 5класс, при смене ученического коллектива);

  • информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;

  • сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, Е. И. Пушкова // Гуманитарные науки и образование.– 2011. – № 1 (5). – С. 30–33.

  2.  Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с.

  3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. – М. :  НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.

  4. Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

  5. Аверкин, А. В. Особенности инклюзивного обучения / А. В. Аверкин // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. – Н. Новгород : Изд-во НГАСУ, 2010. – С. 214–217.

  6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под.ред. И. М. Бгажноковой.- М. :Владос, 2007. – 239с.

  7. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байборова,

  8.   Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт.- Волгоград: Учитель, 2011, -95с.

  9. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. ,Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001

  10. Баряева Л. В., Зарин А. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001

  11. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева  – СПб., 2004.- 134

  12. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.

  13. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизи-ческом развитии и эмоциональной сфере.-М:ВЛАДОС, 2003

  14. Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002. -С.76-83

Источник