Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе
Индивидуальная программа развития
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 3 уровня
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий.
Лексические темы: «Осень. Периоды осени», «Деревья осенью. Листья», «Овощи. Труд взрослых на полях
и в огородах», «Фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Грибы. Ягоды», «Домашние животные, их детёныши», «Дикие животные, их детёныши», «Одежда, обувь, головные уборы», «Предметы быта».
2. Формирование произносительных умений и навыков
а) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
б) развитие речевого дыхания
в) устранение дефектного звукопроизношения:
– подготовительные упражнения;
– постановка звука:
– автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
– автоматизация навыка произношения звука в словах;
– автоматизация навыка произношения звука в словосочетаниях;
– автоматизация навыка произношения звука в предложениях;
– автоматизация навыка произношения звука в чистоговорках, потешках;
– автоматизация навыка произношения звука в стихах, коротких рассказах.
г) развитие умений и навыков дифференцировать звуки:
с-з | с-с’ | с-ц | с-ш | ж-з | ж – ш | ч-с’ | ч-т’ | ч-щ | щ-с’ | щ-т’ | щ-ч | щ-ш | р-л | р-р’ | р’-л’ | р’-й | л’-л |
– дифференциация звуков в изолированном положении;
– дифференциация звуков в слогах;
– дифференциация звуков в словах;
– дифференциация звуков по картинкам;
– дифференциация звуков в предложениях;
– дифференциация звуков в чистоговорках, потешках;
– дифференциация звуков в стихах, коротких рассказах.
д) формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.
3. Совершенствование фонетического строя языка и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
- отработка произношения многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и т.д.;
- формирование операций звукового анализа и синтеза: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук.
- ознакомление с понятиями слог, слово, звук, предложение.
- развитие умения дифференцировать звуки по признакам (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)
- формирование навыков деления слов на слоги
4. Формирование лексико – грамматических средств языка
а) расширение словарного запаса.
б) формирование навыков образования:
- слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
- прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом, (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);
- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки).
- объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
в) закрепление правильного употребления грамматических категорий:
- употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
- практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (—ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и) и т. д.
- согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
- подбор однородных прилагательных к существительному,
- практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).
5. Развитие самостоятельной связной речи:
- Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
- Распространение предложений однородными членами.
- Составление коротких рассказов по сюжетной картине (в объеме 5-7 предложений).
- Пересказ c изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
- Составление рассказов-описаний по заданному плану, по схеме.
- Рассказывание сказок-драматизаций.
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на лексическом и отработанном в произношении материале.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков.
Учитель – логопед: _________________________
Источник
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Школа № 77»
__________И. В. Паркина
Приказ № ___ от 30.08.2017
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
(указать учебный предмет, курс)
Программа разработана на основе: «Программы
коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная
образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического совета
МАОУ «Школа №77»
от 30.08. 2017 №1
____________Захватаева Л.В.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________Сорокина Л.Е.
от 30.08.2017
Ростов-на-Дону
2017/2018
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО ребёнка ___________________________________
Дата рождения ____________________________
Логопедическое заключение: __________________________________
Цель программы:
Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-
развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие
лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Формирование речевого дыхания.
6. Развитие интонационной стороны.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза.
8. Формирование правильного произношения звуков.
9. Формирование слоговой структуры слова
10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи
11. Развитие связной речи.
Форма логопедического воздействия – индивидуальная.
Методы логопедического воздействия:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Направления реализации программы
Логопедическая диагностика.
Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию
письменной речи ребёнка.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные консультации.
Открытые индивидуальные логопедические занятия.
Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.
Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).
Содержание логопедической деятельности:
1. Развитие понимания речи
• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;
• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
• Формировать понимание обобщающего значения слов;
• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью
2. Развитие общей и мелкой моторики:
• Логоритмические упражнения под музыку.
• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать зрительно-моторную координацию
• Развивать графические навыки.
3. Развитие мимики и эмоций:
• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,
печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики
• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и
удерживать их.
• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов
артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного
движения на другое.
5. Формирование речевого дыхания:
• Формирование целенаправленной воздушной струи.
6. Развитие интонационной стороны:
• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.
• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:
развивать силу, высоту голоса.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза:
• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-
тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
• Учить выделять звук из ряда звуков.
8. Формирование правильного произношения звуков:
• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж
языка;
• Артикуляционные упражнения для губ;
• Артикуляционные упражнения для языка;
• Постановка и автоматизация звуков;
9. Формирование слоговой структуры слова:
• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами
• Произнесение слов со стечением согласных.
10. Формирование лексико-грамматических средств языка:
– Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по
лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать
синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.
• Развитие грамматического строя речи:
– Формировать словообразования
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами -ик, -ин;
• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто
употребляемые глаголы.
– Формирование словоизменения:
• Изменять существительные по числам
• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах
• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в
• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования личных
местоимений с глаголами.
11 . Развитие самостоятельной фразовой речи
• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по
модели: “Кто? Что делает? Что?”
• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.
• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять
его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его
товарищу.
• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений
(я, ты, он, она, они).
• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений
(по вопросному плану).
• Расширять объём предложений за счёт введения однородных
подлежащих, сказуемых, дополнений.
• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из
двух, – трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и
вопросному плану).
• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами
предложение, начатое логопедом.
• Лексические темы: “Помещение детского сада”, “Одежда”, “Обувь”,
“Посуда”, “Фрукты”, “Овощи”, “Игрушки”, “Времена года”, “Животные и
птицы”, “Транспорт”, “Профессии” и. др.
Тематическое планирование занятий
Развитие понимания речи
Развитие лексико-грамматических средств языка.
3
8
Порядковые числительные 1, 2, много
2
9
Распространение предложений путем введения однородных сказуемых
2
10
Распространение предложений путем введения однородных дополнений
2
11
Р.п. существительных
1
12
Д.п. существительных
1
13
Т.П. существительных
1
14
Предлог «в»
1
15
Предлог «на»
1
16
Предлог «под»
1
17
Приставочные глаголы
2
18
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
2
19
Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)
2
20
Части предметов
2
всего
36
Развитие самостоятельной фразовой речи.
2
2
Разучивание стихов, потешек
3
3
Составление предложений по демонстрации действий
2
4
Составление предложений по вопросам
3
5
Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)
2
6
Составление простых рассказов по вопросному плану
3
7
Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»
3
8
Однородные подлежащие, сказуемые
2
9
Однородные дополнения
2
10
Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)
3
всего
25
Развитие произносительной стороны речи.
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:
-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),
гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);
-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложенных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка
расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.
Источник
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
год рождения ребёнка
Логопедическое заключение
ОНР 3 уровень
Актуальная проблема
Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.
Цель
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Содержание
В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной образовательнаой программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
(указать пособия используемые в работе и методики)
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Су-Джок» гимнастика.
Использование кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.
2. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.
Определение первого согласного звука в слове.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
- упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,
Артикуляционные упражнения для языка:
– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);
– Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);
-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);
– Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);
– Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);
– Часики, (тянуться к ушам, на счёт);
– Качели, (движение вверх-вниз);
– Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).
- Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
- Автоматизация звуков.
|
5. Развитие импрессивной речи.
Исправление семантической ошибки в предложении.
Понимание значения пространственных наречий.
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Узнавание предмета по описанию.
Использование, чудесного мешочка,
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,
Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.
Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.
Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.
Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.
Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).
Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Январь ______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________
Май _______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
Источник