Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе

Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе thumbnail

Индивидуальная программа развития

Ф.И.О.  __________________________________________________________________

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи  3  уровня

1  период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий. 

Лексические темы: «Осень. Периоды осени», «Деревья осенью. Листья», «Овощи. Труд взрослых на полях

и в огородах», «Фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Грибы. Ягоды», «Домашние животные, их детёныши», «Дикие животные, их детёныши», «Одежда, обувь, головные уборы», «Предметы быта».

   2. Формирование произносительных умений и навыков

     а) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

    б) развитие речевого дыхания

    в) устранение дефектного звукопроизношения:  

    – подготовительные упражнения;

     – постановка звука:

            – автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

            – автоматизация навыка произношения звука в словах;

            – автоматизация навыка произношения звука в словосочетаниях;

            – автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

           – автоматизация навыка произношения звука в чистоговорках, потешках;

           – автоматизация навыка произношения звука в стихах, коротких рассказах.

      г) развитие умений и навыков дифференцировать звуки:

        с-з

        с-с’

        с-ц

        с-ш

        ж-з

        ж – ш

        ч-с’

        ч-т’

        ч-щ

        щ-с’

        щ-т’

        щ-ч

        щ-ш

        р-л

        р-р’

        р’-л’

        р’-й

        л’-л

                – дифференциация звуков в изолированном положении;

                – дифференциация звуков в слогах;

                – дифференциация звуков в словах;

                – дифференциация звуков по картинкам;

                – дифференциация звуков в предложениях;

               – дифференциация звуков в чистоговорках, потешках;

               – дифференциация звуков в стихах, коротких рассказах.

          д) формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.

             3. Совершенствование фонетического строя языка и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения              

          • отработка произношения многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и т.д.;
          • формирование операций звукового анализа и синтеза: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук.
          • ознакомление с понятиями слог, слово, звук, предложение.
          • развитие умения дифференцировать звуки по признакам (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)
          • формирование навыков деления слов на слоги

          4. Формирование лексико – грамматических средств языка

              а) расширение словарного запаса.

              б) формирование навыков образования:

          • слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
          • глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
          • прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом, (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);
          • сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки).
          • объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

              в) закрепление правильного употребления грамматических категорий:

          • употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
          • практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (—ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и) и т. д.
          • согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
          • подбор однородных прилагательных к существительному,
          • практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

          5. Развитие самостоятельной связной речи:

          • Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
          • Распространение предложений однородными членами.
          • Составление коротких рассказов по сюжетной картине (в объеме 5-7 предложений).
          • Пересказ c изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
          • Составление рассказов-описаний по заданному плану, по схеме.
          • Рассказывание сказок-драматизаций.
          1. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на лексическом и отработанном в произношении материале.                
          2. Развитие мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков.

          Учитель – логопед: _________________________

          Источник

          муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

          города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза

          Мыльникова Владимира Васильевича»

          «УТВЕРЖДАЮ»

          Директор МАОУ «Школа № 77»

          __________И. В. Паркина

          Приказ № ___ от 30.08.2017

          ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

          ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

          (указать учебный предмет, курс)

          Программа разработана на основе: «Программы

          коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»

          Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная

          образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями

          речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

          (указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)

          Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.

          «СОГЛАСОВАНО»

          Протокол заседания методического совета

          МАОУ «Школа №77»

          от 30.08. 2017 №1

          ____________Захватаева Л.В.

          «СОГЛАСОВАНО»

          Заместитель директора по УВР

          _____________Сорокина Л.Е.

          от 30.08.2017

          Ростов-на-Дону

          2017/2018

          Индивидуальная программа логопедического сопровождения

          ФИО ребёнка ___________________________________

          Дата рождения ____________________________

          Логопедическое заключение: __________________________________

          Цель программы:

          Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-

          развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие

          лексико-грамматических средств языка.

          Задачи:

          1. Развитие понимания речи.

          2. Развитие общей и мелкой моторики.

          3. Развитие мимики и эмоций.

          4. Развитие артикуляционной моторики.

          5. Формирование речевого дыхания.

          6. Развитие интонационной стороны.

          7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

          синтеза.

          8. Формирование правильного произношения звуков.

          9. Формирование слоговой структуры слова

          10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи

          11. Развитие связной речи.

          Форма логопедического воздействия – индивидуальная.

          Методы логопедического воздействия:

          • Словесные;

          • Наглядные;

          • Практические.

          Направления реализации программы

          • Логопедическая диагностика.

          • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию

          письменной речи ребёнка.

          Работа с родителями.

          Формы работы с родителями:

          • Индивидуальные консультации.

          • Открытые индивидуальные логопедические занятия.

          • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

          Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.

          Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).

          Содержание логопедической деятельности:

          1. Развитие понимания речи

          • Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;

          • Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;

          • Формировать понимание обобщающего значения слов;

          • Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью

          2. Развитие общей и мелкой моторики:

          • Логоритмические упражнения под музыку.

          • Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

          • Развивать зрительно-моторную координацию

          • Развивать графические навыки.

          3. Развитие мимики и эмоций:

          • Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,

          печаль, обида.

          4. Развитие артикуляционной моторики

          • Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и

          удерживать их.

          • Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов

          артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного

          движения на другое.

          5. Формирование речевого дыхания:

          • Формирование целенаправленной воздушной струи.

          6. Развитие интонационной стороны:

          • Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.

          • Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:

          развивать силу, высоту голоса.

          7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

          синтеза:

          • Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-

          тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

          • Учить выделять звук из ряда звуков.

          8. Формирование правильного произношения звуков:

          • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж

          языка;

          • Артикуляционные упражнения для губ;

          • Артикуляционные упражнения для языка;

          • Постановка и автоматизация звуков;

          9. Формирование слоговой структуры слова:

          • Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами

          • Произнесение слов со стечением согласных.

          10. Формирование лексико-грамматических средств языка:

          – Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по

          лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать

          синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.

          • Развитие грамматического строя речи:

          – Формировать словообразования

          • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

          суффиксами -ик, -ин;

          • Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто

          употребляемые глаголы.

          – Формирование словоизменения:

          • Изменять существительные по числам

          • Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах

          • Употреблять в речи простые предлоги на, под, в

          • Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с

          существительными

          • Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с

          существительными

          • Формировать первоначальные навыки согласования личных

          местоимений с глаголами.

          11 . Развитие самостоятельной фразовой речи

          • Закреплять у детей навыки составления простых предложений по

          модели: “Кто? Что делает? Что?”

          • Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.

          • Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять

          его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его

          товарищу.

          • Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

          • Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений

          (я, ты, он, она, они).

          • Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений

          (по вопросному плану).

          • Расширять объём предложений за счёт введения однородных

          подлежащих, сказуемых, дополнений.

          • Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из

          двух, – трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и

          вопросному плану).

          • Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами

          предложение, начатое логопедом.

          • Лексические темы: “Помещение детского сада”, “Одежда”, “Обувь”,

          “Посуда”, “Фрукты”, “Овощи”, “Игрушки”, “Времена года”, “Животные и

          птицы”, “Транспорт”, “Профессии” и. др.

          Тематическое планирование занятий

          Развитие понимания речи

          Развитие лексико-грамматических средств языка.

          3

          8

          Порядковые числительные 1, 2, много

          2

          9

          Распространение предложений путем введения однородных сказуемых

          2

          10

          Распространение предложений путем введения однородных дополнений

          2

          11

          Р.п. существительных

          1

          12

          Д.п. существительных

          1

          13

          Т.П. существительных

          1

          14

          Предлог «в»

          1

          15

          Предлог «на»

          1

          16

          Предлог «под»

          1

          17

          Приставочные глаголы

          2

          18

          Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

          2

          19

          Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)

          2

          20

          Части предметов

          2

          всего

          36

          Развитие самостоятельной фразовой речи.

          2

          2

          Разучивание стихов, потешек

          3

          3

          Составление предложений по демонстрации действий

          2

          4

          Составление предложений по вопросам

          3

          5

          Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)

          2

          6

          Составление простых рассказов по вопросному плану

          3

          7

          Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»

          3

          8

          Однородные подлежащие, сказуемые

          2

          9

          Однородные дополнения

          2

          10

          Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)

          3

          всего

          25

          Развитие произносительной стороны речи.

          Ожидаемые результаты.

          В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:

          -соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;

          -узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

          -понимать простые грамматические категории;

          -фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),

          гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

          -воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных

          слов из сохранных и усвоенных звуков;

          -правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,

          используемых в рамках предложенных конструкций;

          -общаться, используя в самостоятельной речи предложения.

          В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка

          расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.

          Источник

                 Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.

             Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

          1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

          2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

          3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

          4. Развитие связной речи.

          5. Развитие внимания, памяти, мышления.

          Направления (вид) коррекционной работы

          Содержание коррекционной работы

          Развитие общей и мелкой моторики

          Совершенствование статической и динамической организации движений.

          Развитие артикуляционной моторики

          Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

          Развитие мимической мускулатуры

          Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

          Развитие просодической стороны речи

          Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

          Коррекция звукопроизношения

          Постановка звуков   Ш, Ж,Ч, Щ;  С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.

          Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

          Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

          Коррекция слоговой структуры слова

          1.Двухсложные слова из открытых слогов.

          2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

          3.Односложные слова.

          4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

          5.Двухсложные слова со стечением согласных             в середине слова.

          6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

          7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

          8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

          9.Трёхсложные слова со стечением согласных                       и закрытым слогом.

          10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

          11.Односложные слова со стечением согласных            в начале или середине слова.

          12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

          13.Трёхсложные слова со стечением согласных                       в начале и середине слова.

          14.Многосложные слова из открытых слогов.                                                                            

          Развитие фонематического слуха, восприятия  и навыков языкового анализа и синтеза

          Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

          Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

          Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

          Развитие связной речи

          Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных  картин и по сюжетным картинам.

          Развитие внимания и памяти, мышления

          Развитие свойств  произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.

          Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.  

          Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

          1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. –  М.: изд-во ГНОМ, 2013

          Источник

           год рождения ребёнка

          Логопедическое заключение

          ОНР 3 уровень

          Актуальная проблема

           Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

          Цель

          Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

          Задачи.

          Развитие общей и мелкой моторики.

          Развитие мимики и эмоций.

          Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

          Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

          Развитие импрессивной речи.

          Коррекция слоговой структуры слова.

          Пополнение активного словаря.

          Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

          Содержание

           В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной  образовательнаой программой для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Н.В. Нищевой

          (указать пособия используемые в работе и методики)

          Содержание работы

          1. Развитие общей и мелкой моторики.

          Логоритмические упражнения под музыку.

          Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

          «Су-Джок» гимнастика.

          Использование  кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.

          2. Развитие мимики и эмоций.

          Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

          3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

          Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

          Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.

          Определение первого согласного звука в слове.

          4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

          Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

          • Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек  с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
          • упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,

          Артикуляционные упражнения для языка:

          – язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

          -упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);

          – Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);

          -Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);

          – Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);

          – Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);

          – Часики, (тянуться к ушам, на счёт);

          – Качели, (движение вверх-вниз);

          – Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).

          • Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
          • Автоматизация звуков.
          • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж]

          5. Развитие импрессивной речи.

          Исправление семантической ошибки в предложении.

          Понимание значения пространственных наречий.

          Выполнение 3-х действий по одной инструкции.

          Узнавание предмета по описанию.

          Использование, чудесного мешочка,

          6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

          Классификация предметов.

          Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,

          Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.

          Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

          Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.

           Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.

          Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).

          Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.

          Сроки динамического контроля

          Динамические показатели

          Январь ______ г.

          Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

          Особенности речевого развития _______________________________________________

          ___________________________________________________________________________

          ___________________________________________________________________________

          ___________________________________________________________________________

          Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________

          Май _______ г.

          Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

          Особенности речевого развития _______________________________________________

          ___________________________________________________________________________

          ___________________________________________________________________________

          Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

          Источник