Индивидуальная программа развития ребенка с онр для психолога

Индивидуальная программа развития ребенка с онр для психолога thumbnail

Подробности

Категория: Программы

Опубликовано 17.09.2017 17:37

Автор: Администратор

Просмотров: 6981

1.1.Пояснительная записка

     Данная Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе Программы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

• Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

• Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

         Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

    Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

       Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

         При общем недоразвитии речи ребёнок долгое время «говорит» с помощью жестов и интонации.

        Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. При ОНР могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

        Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения присоблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

        Для детей с ОНР характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми. Среди детей-логопатов встречаются страдающие синдромом гиперответственности, чрезмерное стремление которых безупречно выполнить все задания приводит к закрепощению мышц тела, в том числе, языка, что затрудняет у таких детей постановку и автоматизацию звуков. Есть дети, малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Отсутствие желания исправлять свою речь означает для них отсутствие самоконтроля.

       Таким образом, дети с ОНР нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

Источник

Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая

Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

2014 – 2015 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

I

II

III

Нарушение звукопроизношения (звуки  Л-Ль, Р-Рь).

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.

Читайте также:  Методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти  звуковой ряд из 3, 4 элементов.  Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять  элементы ритмического рисунка.  Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации  звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Учить узнавать заданный  звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Развивать умение выделять  ударный гласный звук  в начале слова.

Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Учить определять  наличия или отсутствия согласных п,                                                                                                                                                           б,в,ф,т,д,к,г,л в слове.  Выделять  их в начале слова.

Тренировать умение придумывать  слов с заданным звуком.

Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)

Упражнять в определении  места заданного звука в слове.

Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога

Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать  полученные новые  речевые  навыки  в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

Развивать  навыки  самоконтроля качества своей речи.

 Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Зрительное восприятие

Работа по предупреждению дисграфии.

Развивать пространственную  ориентировку: учить ориентировать  в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять  в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.

Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное  употребление прилагательных. Смешение глаголов.

Обогащать и уточнять словарный запас.

Пополнять  словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями  природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы».

Формировать обобщающие понятия

Расширять  словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».

Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.

Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.

Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.

Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки  при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных.  Допускает ошибки  при образовании слов с помощью суффиксов –оньк,  -еньк, Путает приставки  при образовании новых глаголов приставочным способом.

Формирование  навыков словообразования и словоизменения.

Учить различать в пассивной  речи  формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Дать представления  о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний  -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения  мой, моя, моё, мои  с существительными.

Учить произносить  в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык  правильного  произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:

-родительный  падеж существительных мужского рода мн. числа;

-дательный падеж 2-го склонения;

-творительный падеж 1-го склонения;

Читайте также:  Проблемы развития ребенка в современной семье

-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство  с предлогам и их значением  НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.

Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные  и относительные прилагательные. Уточнить значение  личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.

Формировать умение правильно согласовывать числительные  с существительными.

Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.

Состояние связной речи.  Не составляет рассказа описание.

Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь  к перечислению событий, изображенных на картине.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения  с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять предложения   по картинке.

Составлять  рассказа-описания по схеме, плану.

Формировать навык составления предложений с предлогами.

Учить составлять  рассказ-описание  по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Развивать умение зрительно восприятия.

Формировать целостность  зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,

Формировать представление  целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить  сходства и различия в предметах, изображениях.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.

Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.

Работать  с цветными матрицами Равенна.

Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.

Развивать  способность  концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты,  орнаменты по образцу.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки

Развивать  мелкую  моторику  кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развивать  зрительно-моторную  координацию:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Развивать мелкую  моторику  кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание

Развивать  мелкую  моторику кисти и пальцев руки:  то же с усложнением

-обведение по контуру

Развивать  мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение, увеличение объема заданий.

Развивать   мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение материала

Развитие словесно-логического мышления.

Развивать словесно – логическое мышление.

–    Формирование умений понимать и задавать вопрос

–    Развитие способности обобщать

–    Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

–    Умение устанавливать закономерности и логические связи

–    Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

–    Умение логически выстраивать высказывания

–    Уметь понимать причинно-следственные связи

–    Развитие логического запоминания

Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Развивать навыки самоконтроля.

Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

–    Развитие умения работать по словесной инструкции

–    Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции

–    Совершенствовать умение планировать свою деятельность

–    Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь

Источник

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза

Мыльникова Владимира Васильевича»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Школа № 77»

__________И. В. Паркина

Приказ № ___ от 30.08.2017

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

(указать учебный предмет, курс)

Программа разработана на основе: «Программы

коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»

Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная

образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями

речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)

Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического совета

МАОУ «Школа №77»

от 30.08. 2017 №1

____________Захватаева Л.В.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________Сорокина Л.Е.

от 30.08.2017

Ростов-на-Дону

2017/2018

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО ребёнка ___________________________________

Дата рождения ____________________________

Логопедическое заключение: __________________________________

Цель программы:

Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-

развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Формирование речевого дыхания.

6. Развитие интонационной стороны.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза.

8. Формирование правильного произношения звуков.

9. Формирование слоговой структуры слова

10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи

11. Развитие связной речи.

Форма логопедического воздействия – индивидуальная.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;

  • Наглядные;

  • Практические.

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.

  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию

Читайте также:  Как оценить физическое развитие ребенка по центильным таблицам

письменной речи ребёнка.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.

  • Открытые индивидуальные логопедические занятия.

  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.

Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).

Содержание логопедической деятельности:

1. Развитие понимания речи

• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;

• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;

• Формировать понимание обобщающего значения слов;

• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью

2. Развитие общей и мелкой моторики:

• Логоритмические упражнения под музыку.

• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

• Развивать зрительно-моторную координацию

• Развивать графические навыки.

3. Развитие мимики и эмоций:

• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,

печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики

• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и

удерживать их.

• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов

артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного

движения на другое.

5. Формирование речевого дыхания:

• Формирование целенаправленной воздушной струи.

6. Развитие интонационной стороны:

• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.

• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:

развивать силу, высоту голоса.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза:

• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-

тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

• Учить выделять звук из ряда звуков.

8. Формирование правильного произношения звуков:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж

языка;

• Артикуляционные упражнения для губ;

• Артикуляционные упражнения для языка;

• Постановка и автоматизация звуков;

9. Формирование слоговой структуры слова:

• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами

• Произнесение слов со стечением согласных.

10. Формирование лексико-грамматических средств языка:

– Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по

лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать

синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.

• Развитие грамматического строя речи:

– Формировать словообразования

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами -ик, -ин;

• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто

употребляемые глаголы.

– Формирование словоизменения:

• Изменять существительные по числам

• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах

• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в

• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования личных

местоимений с глаголами.

11 . Развитие самостоятельной фразовой речи

• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по

модели: “Кто? Что делает? Что?”

• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.

• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять

его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его

товарищу.

• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений

(я, ты, он, она, они).

• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений

(по вопросному плану).

• Расширять объём предложений за счёт введения однородных

подлежащих, сказуемых, дополнений.

• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из

двух, – трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и

вопросному плану).

• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами

предложение, начатое логопедом.

• Лексические темы: “Помещение детского сада”, “Одежда”, “Обувь”,

“Посуда”, “Фрукты”, “Овощи”, “Игрушки”, “Времена года”, “Животные и

птицы”, “Транспорт”, “Профессии” и. др.

Тематическое планирование занятий

Развитие понимания речи

Развитие лексико-грамматических средств языка.

3

8

Порядковые числительные 1, 2, много

2

9

Распространение предложений путем введения однородных сказуемых

2

10

Распространение предложений путем введения однородных дополнений

2

11

Р.п. существительных

1

12

Д.п. существительных

1

13

Т.П. существительных

1

14

Предлог «в»

1

15

Предлог «на»

1

16

Предлог «под»

1

17

Приставочные глаголы

2

18

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

2

19

Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)

2

20

Части предметов

2

всего

36

Развитие самостоятельной фразовой речи.

2

2

Разучивание стихов, потешек

3

3

Составление предложений по демонстрации действий

2

4

Составление предложений по вопросам

3

5

Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)

2

6

Составление простых рассказов по вопросному плану

3

7

Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»

3

8

Однородные подлежащие, сказуемые

2

9

Однородные дополнения

2

10

Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)

3

всего

25

Развитие произносительной стороны речи.

Ожидаемые результаты.

В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:

-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;

-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

-понимать простые грамматические категории;

-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),

гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных

слов из сохранных и усвоенных звуков;

-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,

используемых в рамках предложенных конструкций;

-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка

расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.

Источник