Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровня в доу

Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровня в доу thumbnail

Индивидуальная программа

логопедической работы с ребенком

с ОНР (1 уровень речевого развития)

Томляк Наталья Ивановна, учитель-логопед КОУ ВО ЦППРК, г.Воронеж

Важно, чтобы обучение было последовательным. Необходимо использовать большое количество материалов, чтобы формировался навык применения высказываний в различных ситуациях. Громкие (произнесенные не шепотом), четкие высказывания необходимо подкреплять.

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

  1. находить предметы, игрушки по просьбе педагога.

  2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

  3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

  4. Понимать обобщающие категории:

    • работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;

    • нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

  1. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:

    • действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;

    • задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);

    • задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

  1. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  2. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

  3. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.

  4. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

  5. Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

  6. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  7. Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

  8. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

  1. называть родителей, родственников (мама, папа, баба).

  2. Называть имена друзей, кукол.

  3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Вьют гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

  4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;

  5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

    • на материале открытых слогов: корова – му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина – би-би; гусъ — га-га-га; курица – ко-ко-ко;

    • на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик – ням-ням; чайник — пых-пых;

    • на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква – ква; уточка – кря, кря-кря; поросенок – хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

  1. Четкому выражению своих желаний:

    • «Да», «Нет».

    • «Хочу», «Не хочу».

    • «Буду», «Не буду».

  1. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

  2. Отдавать приказания: на, иди, дай

  3. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

  4. Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».

  5. Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.

  6. Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

  7. Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

  8. При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. – Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. – И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. – А Митрошечка: Ну, пожалуйста! – указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» – Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: – Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. – Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Читайте также:  Назовите возрастные этапы развития ребенка

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

  • появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;

  • совместное проговаривание слова;

  • отраженное проговаривание;

  • договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

  1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

    • без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)

    • с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем – постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

  1. Развивать силу голоса (тихо – громко) и модуляции голоса (высоко – низко).

  2. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

  3. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

  4. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

  5. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.

  6. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

  7. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

  8. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:

    • “Улыбка”- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    • “Трубочка” – Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    • «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    • «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    • «Худышки». Втянуть щеки.

    • «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    • «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    • «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    • «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    • «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    • «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    • «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитие фонематического слуха

  1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:

    • постукивание;

    • похлопывание;

    • шуршание бумаги;

    • скрип двери;

    • звуки бубна;

    • звуки металлофона;

    • звуки маракаса;

    • звуки игрушки (пищание).

  1. Обучать дифференциации на слух:

    • существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;

    • существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;

    • глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.

  1. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу – ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

Читайте также:  Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.

  2. Баряева Л. Б., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. рекомендаций и прогр., РГПУ — СПб., 2009.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение» 2008.

Источник

Цель: коррекция и развитие познавательно-речевых навыков.

Развитие  общих речевых навыков

  1. Развивать дыхание:

– плавность выдоха;

– длительность выдоха;

– произвольность  выдоха через рот.

2. Работа  над выразительностью мимики, укрепление мышц артикуляционного аппарата.

3. Работа над модуляцией голоса (понижение и повышение голоса).

– Подуй на шарик, бабочку, снежинку и т.д. (в зависимости от лексической темы).

– Комплекс мимических упражнений (авт. Нищева)

– Комплекс артикуляционной гимнастики (авт. Нищева)

– Паровозик едет  близко/далеко и т.п.

Развитие фонетико-фонематической сторону речи.

  1. Закреплять умение различать неречевые звуки и определять направление.
  1. Формирование умения дифференцировать на слух слова, отличающиеся один  звуком (миска-мишка), отличающимися несколькими звуками (змея-земля; миска –  мышка).
  2. Формирование умения выделять заданный звук из ряда звуков.

– Покажи, что звенело.

–  Что звучит?

– Подними сигнал, когда услышишь…?!

– Откуда звук? и др.

– Покажи, кого я назову.

– и т.п.

– Подними сигнал, когда услышишь звук (гласные звуки).

Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  1. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи (гласные  звуки и согласные звуки раннего онтогенеза).
  2. Выполнение   артикуляционной  гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,  отработки определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произнесения звуков.
  1. Формирование навыков правильного  воспроизведения слов, относящихся к 1 классу (вата, папа), 2 классу (малина,кубики) и 3 классу (мак, лак) слов.

– Делай как я (учить подражать действиям губ: по-по-по; по-пу-пы; мо-мы» и т.п.

-Статические подготовительные упражнения: улыбка-трубочка; змейка, горка;

– Динамические подготовительные упражнения: качели,  вкусное варенье, часики, катушка, почисти зубки, лошадка, футбол и т.п

-Тренировка мышц глотки и мягкого неба: зевни с открытым ртом; покашляй, помычи и т.д.

– Кто как голос подает?

– Д/И «Дубль»

– Найди картинку и т.п

Формирование лексико-грамматических категорий.

  1. Грамматический строй  речи:
  • Формирование умения согласовывать существительные с глаголами.
  • Формирование умения согласовывать существительные с местоимениями.
  1. Лексический строй речи
  • Уточнение и расширение словарного  запаса по лексическим темам, за счет слов, обозначающих предметы, признаки и действия.
  • Обучение выполнению различных поручений с использованием предметов и без них.
  • Продолжать формировать умение называть окружающие предметы и людей.

– На материале 1 класса слов слоговой структуры (лежу, несу, везу).

– Используя местоимения «Я, ты, мы».

– Лото, домино (по лексическим темам).

– Д/И «Магазин», «Кто, что делает?», «Кому что нужно», «Найди и назови»,  «Подбери по форме» и т.д.

– И/упр «Поручения, Внимательные ушки»,  «Слушай и показывай» и т.д.

– Назоваи, как зовут? (называть имена друзей, окружающих взрослых ( в первую очередь слова, относящиеся к 1 и 2 классу слов.

Развитие общей и мелкой моторики, неречевых психических функций

  1. Развитие   координации движений.
  1. Развитие точности движений пальцев рук.
  2. Развитие силы пальцев рук.
  3. Формирование  графомоторных навыков.
  1. Формирование умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и схеме собственного тела.

– Самомассаж ушных раковин, пальцев рук.

– Самомассаж карандашами, палочками, шишками.

– Речь с движением (выполнение движений соответственно тексту).

– Пальчиковые игры.

– Закрути/раскрути гайку.

– Веселые прищепки.

– Рисуем на манке.

– Собери бусы.

– Надень ежам иголки.

– Порви салфетку/скатай  шарик.

– Шнуровки.

– Штриховки.

–  Раскраски.

– и т.п.

– Пристегни фигуры по заданию.

– Нарисуй фигуры на листе бумаги по заданию.

– Покажи где?! (левая рука/нога).

– Дотронься до… (левой рукой до правой ноги) и т.д.

Читайте также:  Презентация развитие ребенка после рождения 8 класс

– Разрезные картинки, пазлы.

Развивать связную  речь:

  1. Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

– Тетя, дай!

– Мама, идем/иди.

– Коля на мяч.

– «Идем спать/гулять» и т.д.

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны.

При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.

Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 3-4-5 палочек.

Ручная моторика развита достаточно, темп выполнения движений несколько замедлен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.

Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме.

В речи активно используются слова 1,2,3 класса слов слоговой структуры, обозначающие предметы, действия. При согласовании существительных с местоимениями допускает некоторые ошибки.

Ребенок может выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации.

Источник

Наталья Лобода
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР

программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр.

1. Пояснительная записка.

1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР 1 уровня (с сенсорно-моторной алалией, осложнённого ЗПРР, в условиях логопункта.

1.2.Для реализации данной цели выделяются следующие задачи:

-развитие импрессивного и экспрессивного словаря существительных, прилагательных, глаголов;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие фонематической стороны речи;

развитие психических процессов;

-развитие моторики;

-познавательное развитие.

1.3. Программа выстроена на основе принципа единства коррекции и развития; принципа комплексности методов воздействия; принципа активного привлечения родителей и его ближайшего окружения; принципа деятельностного подхода.

1.4. Ребёнок с такими проблемами в развитии испытывает большие затруднения в классификации по форме, цвету, величине. У него наблюдается истощаемость внимания, замедленное запоминание, возбудимость, негативизм, гиперактивность. Все речевые операции и все этапы производства речи грубо нарушены. Произносит слова облегченной конструкции, звукоподражания животным. Поэтому ведущим направлением в коррекции является развитие психических процессов, познавательной деятельности, моторики с речевым сопровождением.

1.4. Планируемые результаты на конец коррекционного обучения.

Ребёнок должен уметь держать карандаш, обводить с помощью взрослого изображение предмета, работать с конструктором (по принципу лего). Должен научиться понимать сенсорные эталоны (большой-маленький, синий-красный, круглый-некруглый). При благоприятных обстоятельствах воспитанник должен научиться выполнять одноступенчатую инструкцию, иметь больший запас слов и употреблять фразы из двух слов.

II раздел (содержательный)

2. 1. Развитие импрессивного словаря и экспрессивной речи

Содержание работы Методы и средства

Накопление словаря Упражнение «Покажи», игра в мяч, упр «Поручение», чтение худ. лит-ры.

Активизация в речи слов Упр. «Кто это?», «Что делает?» ,«Какой?»

Формирование грамматического строя речи

Содержание работы Методы и средства

Обучение образованию форм ед. и мн. числа сущ., согласование их с глаголами и прилагательными И. «Один-много», «Найди домик», Лото

Развитие фонетической стороны

Содержание работы Методы и средства

Обучить подражанию речевым звукам Упр «Повтори»

Развивать фонем. восприятие Упр «Внимательные ушки»

Развитие психических функций

Содержание работы Методы и средства

Формирование внимания к неречевым звукам И. «Где гремит?», «Что звучит?», «Топай-хлопай»

Развитие моторики

Содержание работы Методы и средства

Развитие моторики тела Подвижные стихотворные игры

Развитие мелкой моторики Упр с массажными предметами, рисование, игры с конструктором.

Познавательное развитие

Содержание работы Методы и средства

Формирование сенсорных эталонов Игры с кубиками, шариками, и т. д

Срок реализации программы с февраля по май 2014 года.

2.2. Работа с семьёй.

Логопед еженедельно поводит беседы о результатах коррекционной работы на занятиях,

ежемесячно знакомить родителей с лексическим материалом используемом на занятии.

Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.

III раздел (организационный)

3.1. Материально-техническое обеспечение.

В логопедической работе используются карандаши с бумагой, массажные предметы, мячи, конструктор, предметные картинки, игрушки.

3.2. Методическое обеспечение.

План-программа коррекционно-развивающей работы в младшей группе Н. В. Нищевой,

дидактический материал «Играй-ка», тетрадь «Занимаемся вместе».

3.3 Режим занятий.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю по расписанию:

Вторник с 10:20 до 10:35

Четверг с 16:30 до 17:45

Пятница с 10:10 до 10:25

Источник