Индивидуальная программа развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Печуева Ольга Владимировна
Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
(ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень познавательной активности, ТНР, ОНР 1уровня, моторная алалия).
Иванов Иван
6 лет 3 группа ДОУ
Цель :
Развитие коммуникативных навыков, речи, познавательных процессов, восприятия времени. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, познавательной активности, слухового восприятия, развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности, воспитание положительных привычек и навыков.
Задачи:
• Создание благоприятных для развития речи ребенка условий
• Работа над речью с предметно-практической и игровой деятельностью
• Использование возможно большего числа анализаторов: слухового, зрительного, осязательного, двигательного.
• Развитие мотивации к обучению.
Общие принципы работы:
Системность, комплексность, опора на сохраненные анализаторы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход, эмоциональный комфорт, помощь психолога в преодолении сложных задач.
Занятие
Содержание работы примечание материалы
1
Задания:
1. «Я-ты» (Психолог называет определения: маленький, темноволосый, взрослый, ребенок и т. д. Ребенок показывает на того, к кому подходит определение и пытается произнести Я-ты)
2. «Перепутанные линии» – Ребенок пальцем должен проследить путь каждой линии.
3. «Точки» – В течение 1-2 сек. ребенку показываем 1карточку с точками и просим запомнить. Закрываем 1. карточку и в пустой просим нарисовать так же точки
4. «Какое время года»- Перед ребенком лежат картинки. Ребенку задаем вопросы (какое время года, когда бывает снег, когда цветут цветы и т. д.)
5. Ребенку дается задание нарисовать одновременно двумя руками солнышко.
3. На воспроизведение не более 15 сек. 1. картинка с линиями.
3. карточки с точками и с пустыми квадратами
4. Картинки с изображением времен года.
2.
Задания:
1. «Кто как разговаривает»- Ребенку показываем картинки с изображением животных и спрашиваем кто как разговаривает. Ребенок пытается произнести (муу. -мяу, шии и т. д.).
2. Называем ребенку различные слова (стол, кровать, дерево, конфета и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда встретится слово обозначающее, например животное.
3. «Продолжи линию» -ребенок должен одновременно двумя руками продолжить нарисованную линию.
4. Песочная терапия. Ребенку предлагается песок и набор мелких игрушек. Ребенку предлагается сюжет игры.
5. «Угадай» – На столе разложены пластмассовые фигурки. Ребенок рассматривает их, затем завязываем ему глаза и даем одну из игрушек. Ребенок должен на ощупь понять какая у него игрушка. После этого развязываем глаза. ребенок показывает ее.
1. Картинки с животными.
3. Карточки с нарисованными линиями.
4. стол с песком, набор мини игрушек.
5. Набор пластмассовых фигурок.
3. Задания:
1. «Эмоции»- Ребенку показываем картинки с различными эмоциями и предлагаем изобразить эту эмоцию самому.
2. «Рассели карандаши»- Ребенку предлагаем одновременно двумя руками расставить карандаши двух цветов в разные стаканы.
3. «Найди букву»- Ребенку предлагается найти в каждой строчке, и зачеркнуть букву «А» либо другую (букву, цифру).
4. «Запомни картинки»- Перед ребенком выкладываются картинки с различными изображениями. В течение 1-2 сек. он должен их запомнить. Затем картинки смешиваются с другими и ребенку предлагается выбрать те, что он видел.
5. «Предметы с различной фактурой поверхности». – Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
3. Время выполнения по 30 секунд.
4. Время запоминания 1-2 секунды 1. Картинки с изображением эмоций.
2. Карандаши 10 красных и 10 синих, два стакана.
3. Таблица с буквами.
4. Набор картинок.
5. Разнофактурные предметы, материалы.
4.
Задания:
1. «Звуки на слух»- Перед ребенком разложены картинки названия которых различаются только одним звуком (мишка-миска). Взрослый (называя в разной последовательности). просит показать, где (мишка, ребенок -показывает.
2. «Золушка» – Ребенок должен двумя руками одновременно, разобрать. смешанные между собой зерна гороха и бобов в разные стаканы.
3. «Что лишнее» – Ребенку демонстрируются две одинаковые картинки, на которых есть не значительные различия. Ребенок должен показать их и пытаться назвать.
4. «Соедини линиями» – Ребенку предлагается соединить линией картинки, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.
5. «Песочная терапия» – Стол световой с песком. Ребенку предлагаем рисовать песком на любую тему.
1. Картинки: мишка-миска
санки-танки
свет-цвет
чаша-чаща
рожки-ножки
марина-малина
корка-горка
лук-люк
мышка-мишка
банка-банька
круг-крюк
осы-козы, кот-крот и т. д.
2. тарелка с зернами гороха и бобов. 2стакана.
3. две картинки с изображением.
4. Картина с различными изображениями, оканчивающимися на один и тот же звук.
5. Световой стол с песком.
5 Задания:
1. «Собери»- Ребенку предлагается картинка, разрезанная на разные части. Ребенок должен ее собрать.
2. «Цифры заблудились»- Ребенку предлагаем вписать в пустые окошки недостающие цифры.
3. «Переселение»- Предлагаем ребенку коробку с мини-фигурками домашних и диких животных. Он должен одновременно двумя руками разложить их на две группы.
4. «Найди клоуна»- Психолог просит ребенка показать на картинке того клоуна, о котором он говорит. (У него желтый колпак, Он веселый и т. д.)
5. «Ежик» – При помощи пластилина и арбузных семян ребенок лепит ежика, психолог проговаривает его действия.
1. Разрезанная картинка.
2. Карточки с окошками в которых парно точки и цифры, в некоторых окошках пропуски.
3. 3 коробки. Набор фигурок животных.
4. Картина с изображением нескольких клоунов.
5. Пластилин, семена арбуза.
6. Задания:
1. «Дорисуй фигуру» -Ребенку предлагается карточка с 9квадратами в каждом из которых кроме одного нарисованы фигуры в определенном порядке. Ребенок должен определить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.
2. «Подбери картинку» – Ребенку предлагаются картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.
3. «Покажи ладони»- Называем ребенку различные слова (окно, яблоко, мальчик и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и показывать психологу ладони, когда встретится слово обозначающее, например растение
4. «Арттерапия» – Ребенку предлагается с помощью пальчиков нарисовать картину красками. Т
1. Карточки с изображением фигур.
2. Картинки с изображением времен года +мелкие картинки.
3. Краски, ватман.
7 Задания:
1. «Логические связи» – Ребенку предлагается несколько картинок с рисунками между которыми есть логическая последовательность (гнездо птицы-в гнезде яйца птицы-в гнезде птенцы и т. д.). Ребенку предлагаем расположить картинки в определенной последовательности.
2. «Художник» – ребенку выдается рисунок, состоящий из точек. Он должен обвести его и раскрасить.
3. «Камешки-ракушки» – Перед ребенком стоит коробка с ракушками и камешками. Задание одновременно двумя руками разобрать ракушки отдельно, камешки отдельно в две коробки.
4. «Сосчитай» – Ребенку выдается коллекция мини овощей. По заданию психолога (положи в ряд четыре яблока) ребенок выполняет то или иное действие.
1. Наборы картинок.
2. Точечный рисунок.
3. 3 коробки, морские камешки и ракушки.
4. Набор овощей.
8 Задания:
1. «Художник перепутал» – Ребенку предлагается картинка, на которой изображены нелепицы (Зимняя деревня и цветет яблоня). Задание обвести кружком то, чего не могло произойти (зимой, летом и. т. д., Посчитай кружков должно быть четыре (три).
2. «Фигуры» – Ребенку предлагаются изображения фигур и рисунок, состоящий из этих фигур. Задание закрасить те фигуры, из которых состоит рисунок.
3. «Ухо-нос» Исходное положение: стоя. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
4. «Повтори слова» – Психолог называет ребенку 10 слов, ребенок их должен запомнить и повторить.
5. «Буквы» – Психолог показывает ребенку букву и просит ее произнести.
4. Проигрывается несколько раз. 1. Картинки. Карандаш.
2. Фигуры, картинки из фигур карандаши цветные.
5. Набор букв.
9 Задания:
1. «Животные» – Ребенку предлагаем поиграть в игру: психолог называет любое животное, а ребенок должен его показать (как оно движется, гримаса и т. д., озвучить.
2. «Лишнее»- Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены группы предметов. Ребенок должен показать какие из них не подходят в данную группу.
3. «Елочка»- Ребенок должен двумя руками одновременно нарисовать елочку.
4. «Звуки»- Психолог показывает ребенку картину, на которой изображены различные предметы, животные и т. д. и проговаривает название каждого нарисованного предмета с выделением последнего звука в названии. Затем ребенок должен соединить линиями изображения, которые заканчиваются на один и тот же звук.
5. «Мяч»- Психолог просит ребенка поиграть в мяч по правилам. Правила таковы: психолог называет слово и бросает мяч ребенку, если слово обозначает предмет-ловим мяч, если что-то живое – не ловим мяч (кукла, стол, девочка, солнце, котенок и т. д.)
2. набор картинок.
3.2листа бумаги, 2карандаша.
4. Картина.
5. мяч.
10. Задания:
1. «Сказкотерапия» – Психолог предлагает ребенку разыграть сказку. Для этого берем куклы, психолог проговаривает сказку и одновременно с ребенком при помощи кукол показывают действие сказки. (Репка, Теремок и т. д.).
2. «Крупа» – Перед ребенком ставим емкость с крупами (греча, рис, чечевица). Задание разобрать крупу одновременно двумя руками на три емкости.
3. «Внимательные руки»- Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них (Лифт, йод, инженер, воробей стол, прогулка, аллея, буйвол, климат и т. д.). Ребенок держит руки на коленях, когда слышит звук «И» поднимает правую руку, когда «Й» левую. Когда не той не другой-руки остаются на коленях.
4. Арттерапия- Работа с кинетическим песком. Фантазируем с ребенком тема «Волшебный город».
1. Куклы и другие элементы (теремок, репка и т. д.) сказки.
2. Крупа, емкости для крупы.
4. Кинетический песок.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Майнский детский сад № 5 «Теремок»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА С ОВЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обучающийся – мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.
Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный, гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок. Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт вступает тяжело.
Устную инструкцию к заданиям не принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается. В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами сводятся к тому, чтобы схватить предмет и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.
Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.
Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».
Навыки самообслуживания не сформированы.
Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.
ЗАДАЧИ:
-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
-развитие общей и ручной моторики.
-стимуляция речевого развития ребенка.
-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
-развитие пространственных представлений.
-оказание психологической помощи и поддержки родителям.
Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:
-форма проведения коррекционно-развивающей работы:
-индивидуальные занятия.
-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.
-коррекционно-развивающие технологии и программы:
«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.
«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;
«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова
«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова
«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Инвариативная часть | Образовательные области | Виды НОД | Объём нагрузки НОД | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Познавательное развитие | Математические представления | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Формирование целостной картины мира | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Речевое развитие | Развитие речи | 15-20 мин. | |||
Развитие речи и начал грамоты | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |||
Художественная литература | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное занятие | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Рисование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Лепка/Аппликация/Конструирование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Физическое развитие | Физическая культура | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Коррекционное направление | Логопедия Психолог | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Общее время образовательной деятельности | 2ч.15 мин.- 3ч. | 3ч. – 3ч.45 мин. | 3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин. |
Форма организации коррекционной работы:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.
Расписание индивидуальных занятий
ребенка – инвалида обучающегося на дому
(длительность 1 занятия 20 мин.)
на 2018 – 2019 учебный год
Дни недели | Время | Место проведения | Вид оказываемых услуг | Специалист |
Понедельник | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Изостудия. | Рисование | Воспитатель |
Вторник | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Развитие речи/Познава-тельное развитие | Учитель-логопед |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Муз. зал | Музыка. | Музыкаль-ный руководитель | |
Среда | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Физкультур-ный зал | Физическая культура | Руководи-тель по физ.воспи-танию |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Изостудия | Лепка | Воспитатель | |
Четверг | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Коррекцион-ное занятие | Учитель-логопед |
Пятница | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Методич. кабинет | Коррекцион-но-развивающие занятия | Педагог-психолог |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.
Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию потребности в сопереживании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы | № темы | Тема | Количество занятий |
1. Диагностическое обследование | 4 | ||
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Тема 1 | Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях. | 2 |
Тема 2 | Представления о ближайшем окружении, членах семьи. | 2 | |
Тема 3 | Предметное окружение | 4 | |
Тема 4 | Временные представления | 2 | |
Тема 5 | Мир животных | 2 | |
Тема 6 | Мир растений | 2 | |
Тема 7 | Ориентировка в пространстве | 2 | |
3. Формирование предметно-практической деятельности | Тема 1 | Формирование способности понимать просьбы, команды | 4 |
Тема 2 | Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием. | 6 | |
Тема 3 | Сюжетная игра | 6 | |
4. Сенсорное развитие | Тема 1 | Представления о величине, группировка предметов относительно размера. | 4 |
Тема 2 | Представления о форме. | 3 | |
Тема 3 | Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто). | 3 | |
Тема 4 | Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету. | 3 | |
Тема 5 | Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения. | 3 | |
5. Коммуникация и развитие речи | Тема 1 | Зрительная стимуляция | 4 |
Тема 2 | Обучение пониманию значения слов, простых инструкций | 4 | |
Тема 3 | Формирование умения обращаться к взрослому. | 4 | |
Тема 4 | Употребление слов/жестов. | 4 | |
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ | 68 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
– выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
– выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
– узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
– показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
– показывать на себе части тела и лица;
– выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
– при общении использовать мимику и жесты;
– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
– понимать и выполнять действия с игрушкой;
– показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
– вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
– адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
– соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
– использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
– выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________
Подпись родителя ____________________
Подпись специалиста__________________
Источник