Индивидуальная программа развития ребенка с нарушениями речи

Индивидуальная программа развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.

на 2015 — 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей  возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.

Введение.

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Актуальная проблема.

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

 Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

• формирование полноценной связной речи.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Формирование слоговой структуры слова.

3 период

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука – ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период

Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ.

Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

 Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

  Учитель-логопед                                                                                                                                                          Меликова М.В.

Источник

«Утверждаю»

Заведующий

МБДОУ дс №10

Моисеенко Т.В. _________________

«____»____________20___

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Л Алексей Михайлович

ФИО ребенка

Составил: учитель-логопед Титаренко А.Ю.

Индивидуальная программа коррекции развития речи

занятий логопеда с ребенком, имеющим проблемы речевого развития

период сент.2016 – май 2017

Имя, фамилия Л. Алексей

дата рождения 10.03.2013

Основания для реализации программы:

Логопедическое заключение (ПМПК от 25.02.2016): ОНР I-II ур.р.р. Моторная алалия

Результаты первичного диагностического обследования: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Словарный запас скуден. Слуховая дифференциация звуков отсутствует. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает. Нарушены движения артикуляционного аппарата. Объём выполнения заданий неполный, с помощью взрослых. На фоне отягащённого анамнеза.

Организация занятий:

Читайте также:  Умка центр развития ребенка тольятти

Всего индивидуальных занятий – 68 (курс). Количество – 2 раз(а) в неделю. Продолжительность – 20 – 25 минут.

Дополнительно предусматривается работа в групповых(подгрупповых) коррекционно-развивающих занятиях по плану (см. журналы факультативных и логопедических занятий).

Период

Разделы коррекционной работы

Задачи коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Предполагаемый результат

I период (сентябрь – ноябрь)

Диагностика речевого развития

Выявить состояние структурных компонентов речевого развития и уровня их сформированности

1.Обследование структурных компонентов речевого развития.

2. Заполнение речевой карты и карты диагностического обследования.

3. Составление перспективного плана коррекции речевого развития.

1. Речевая карта.

2. Карта диагностического обследования.

3. Перспективный план коррекции речевого развития.

Артикуляционная, дыхательная гимнастики

Развивать подвижность и нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания и просодики

1. Составление и апробация артикуляционной гимнастики.

2. Составление и апробация дыхательной гимнастики.

1.Улучшение подвижности артикуляционного аппарата.

2. Овладение дыхательными упражнениями.

Мелкая моторика

Развивать мелкую моторику

  1. Развивать

мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме. 

  1. Развивать

мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».

  1. Улучшение

развития мелкой моторики

  1. Овладение

навыком шнурования

Звукопроизношение

Развивать органы артикуляции. Формировать правильное звукопроизношения

1. Уточнение гласных звуков: о, а, у, и, ы.

2. Уточнение согласных звуков: м-мь, п-пь, в-вь, ть, дь, н-нь.

3. Дифференциация сохранных гласных и согласных звуков.

4. Постановка и закрепление звуков: сь, ль.

1. Звуковой экран.

2. Сформирована дифференциация сохранных звуков в речи.

Слоговая структура слова

Корректировать слоговую структуру слова. 

  1. Слова длинные и короткие.

2. Отстукивание ритмических рисунков слов.

3. Учить называть слова одно -, двух -, трёхсложной слоговой структуры

1.Умеет повторять ритмический рисунок слова.

2. Выделяет на слух длинные и короткие слова.

3. Повторяет слова одно-, двух-, трёхсложной слоговой структуры

Фонематический слух

Развивать фонематические процессы
Развивать фонематическое восприятие

  1. Выделение заданного звука в слоге, слове, предложении, тексте.

  2. Выделение ударного гласного в слове.

  3. Определение количества произнесённых звуков, их последовательности.

  1. Умеет выделять заданный звук в слоге, слове, предложении, тексте.

  2. Выделяет гласный ударный звук.

  3. Определяет количество произнесённых звуков, их последовательность.

Лексико-грамматические категории

Уточнять, обогащать словарь по лексическим темам. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь. Расширять объем зрительной и слуховой памяти; развивать
мышление, счётные операции 

  1. Развивать понимания речи
    2. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь. 
    3. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

4. Формировать понимание обобщающего значения слов. 

1. Использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов. Важным условием является многократность повторений в различных наглядных ситуациях

II период (декабрь – март)

Артикуляционная, дыхательная гимнастики

Продолжать развивать подвижность мышц артикуляц-го аппарата, речевое дыхание и просодику

1. Отработка подобранных упр-й артикул-й, дыхательной гимнастики.

1.Улучшение подвижности артикуляц-го аппарата, речевого выдоха.

Звукопроизношение

Автоматизировать поставленные в первом периоде звуки. Вызывать отсутствующие звуки

1. (раннего и среднего онтогенеза) : «ть», «мь», «нь», «пь», «фь», «кь», «хь», «ы».
2.Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. 

1.Улучшение звукопроизношения в речи.

Лексико-грамматические категории

Практически овладеть способами словообразования и согласования прил-х и сущ-х.

1. Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). 
2. Учить распространять предложения путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений. 
3. Употребление дательного падежа существительных в единственном числе. 
4. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе. 
5. Знакомство с предлогом НА. 
6. Знакомство с предлогом ПОД. 
7. Дифференциация предлогов НА и ПОД. 
8. Знакомство с предлогом В. 

1. Уменьшение аграмматизмов в связной речи.

Связная речь

Развивать разные формы связной речи: диалогической, монологической.

1.Закреплять навыки составления простых предложений по модели:»КТО? Что делает? Что? »; «Кто? Что делает? Чем? ».
2. Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют.) .
3. Закреплять навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу. 

1. Закреплять навыки ведения связной речи.

Фонематический слух

  1. Развивать фонематические процессы

  1. Узнавание неречевых звуков

  2. Различение речевых и неречевых звуков.

  3. Определение источник а звука.

  4.  Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

  5. Различение слов, близких по звуковому составу

Читайте также:  Дети 8 месяц развития ребенка

Дифференциация слогов: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога, 
воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками, 
воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, 
воспроизведение слоговых сочетаний со стечением согласных звуков (та – кта, по – пто и т. д.) 

III период (апрель – май)

Диагностика речевого развития

Выявить изменения состояния структурных компонентов речевого развития и уровня их сформированности

1.Обследование структурных компонентов речевого развития.

2. Заполнение карты диагностического обследования.

3. Уточнение перспективного плана коррекции речевого развития.

1. Карта диагностического обследования.

2. Уточнённый перспективный план коррекции речевого развития.

Артикуляционная, дыхательная гимнастики

Продолжать развивать подвижность мышц артикуляц-го аппарата, речевое дыхание и просодику

1. Отработка подобранных упр-й артикул-й, дыхательной гимнастики.

1.Улучшение подвижности артикуляц-го аппарата, речевого выдоха.

Звукопроизношение

Автоматизировать поставленные в звуки. Ставить Д, Т.

1.Постановка зубных Д, Т.

2.Автом-я звуков С, З, соноров Р, Рь.

2. Усвоение слоговой стр-ры двусложных слов с автоматизированными звуками.

1.Улучшение звукопроизношения в автоматизированной речи.

Лексико-грамматические категории

Практически усвоить антонимы, синонимы. Уточнять лексико-грамматические категории.

1.Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами. 
2. Учить называть части предмета для определения целого (спинка- стул и т. д.) .
3. Упражнение в образовании относительных прилагательных (вопрос: какой по материалу). 
4. Упражнение в употреблении предлогов В, НА, ПОД. 
5. Учит подбирать слова к названному слову по ассоциативно – ситуативному принципу (санки – зима) .
6. Согласование прилагательного с существительным в роде. 
7. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед) .
8. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зелёный, черный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.)

1. Уменьшение аграмматизмов в связной речи.

Связная речь

Составление простых рассказов самост-но, по плану.

1.Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух – трёх – четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану)
2. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. 
3.Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом. 

Владеет рассказыванием, пересказом.

Формы и методы работы:

Программа предусматривает использование в работе:

• коррекционных упражнений;

• тестирования;

• релаксационных упражнений;

• игровых методик.

Структура занятий:

Коррекционное занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – ритуал приветствия, безусловное принятие ребенка

Основная часть – 3/4всего занятия, игры и упражнения, направленные на решение цели коррекции

Заключительная часть – подведение итогов. Саморефлексия.

Технологический инструментарий:

  1. Будённая Т.В. «Артикуляционная гимнастика».

  2. Коноваленко В.В. «Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».

  3. Юдина Я.Л. «Сборник логопедических упражнений».

  4. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика».

  5. Трясорукова Т.П. «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения».

  6. С.В. Батяева, Е.В. Севостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи»

  7. Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе» 3 книги

  8. Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превранить «неговорящего» ребенка в болтуна»

Предполагаемый результат:

В процессе занятий у ребёнка формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

• умение грамматически правильно строить фразы и предложения;

• освоение приемов артикуляционной и дыхательной гимнастики;

• правильного звукопроизношения основных групп звуков в автоматизированной речи;

• навыки конструктивного взаимодействия;

«____»_______________20____г родитель (лицо, его заменяющее)_________

Результаты итогового диагностического обследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

  • Программа выполнена (достигнута полная компенсация).

  • Достигнута частичная компенсация предмета коррекции.

  • Динамика состояния отсутствует.

Рекомендации по продолжению или завершению коррекционно-развивающей работы по истечению строка индивидуальной программы:

  • Завершить работу.

  • Разработать содержание помощи по отдельным направлениям.

  • Продолжить коррекционно-развивающую работу по всем выделенным в предыдущий период направлениям с учетом достигнутых результатов.

  • Провести необходимые диагностические и лечебно-профилактические мероприятия в учреждениях здравоохранения или на базе МБДОУ по рекомендациям специалистов ПМПк.

  • Закрепление навыков, сформированных на коррекционно-развивающих занятиях, учителями, воспитателями, родителями.

«___»____________20__г учитель-логопед Титаренко А.Ю. _________

Источник