Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением речи
на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.
на 2015 — 2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.
Введение.
В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).
Актуальная проблема.
Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.
Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
• формирование полноценной связной речи.
Краткая характеристика уровня речевого развития
Направления работы
Задачи коррекционной работы по периодам
Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Гипотония мышц артикуляционного аппарата.
Формировать навык четкой артикуляции звуков.
1период
Артикуляционная гимнастика.
Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;
2 период
Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;
3 период
Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.
Развитие понимания речи.
1 – 2 — 3 период
Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;
Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;
Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.
Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.
Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.
1 период
Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.
Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.
Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.
Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.
Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.
Развитие интонационной выразительности.
2 период
Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.
Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.
Формирование слоговой структуры слова.
3 период
Развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Продолжать формирование слоговой структуры слова.
Состояние мелкой моторики; ведущая рука.
Правая рука – ведущая.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
1-2-3 периоды
Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.
Состояние словарного запаса.
Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.
Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).
1 период
Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».
2 период
Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».
Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.
3 период
Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».
Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).
Состояние грамматического строя речи.
Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.
Формирование грамматических категорий.
1 – 2 – 3 период
Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.
Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);
Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.
Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).
Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.
Состояние связной речи.
Рассказ.
Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.
Сюжетная серия:
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.
Картинки разложены со стимулирующей
помощью, рассказ составлен самостоятельно.
Пересказ:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.
Формирование связной речи.
1 период
Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составление предложений по картинке.
Составление рассказа-описания по схеме, плану.
2 период
Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.
3 период
Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.
Учитель-логопед Меликова М.В.
Источник
Ф.И.О. ребенка _____
№
Разделы коррекционной работы
Задачи обучения
Содержание коррекционной работы
1 период обучения (сентябрь – ноябрь)
1
Диагностика речевого развития
Выявление состояния структурных компонентов речевого развития и уровня их сформированности
1. Обследование структурных компонентов речевого развития.
2. Заполнение речевой карты.
3. Составление перспективного плана коррекционной работы.
2
Звукопроизношение
Развитие органов артикуляции и подготовка их к постановке недопускающих звуков
1. Уточнение гласных звуков: о, а, у, и, ы.
2. Уточнение согласных звуков: м-м′, п-п′, т-т′, н-н′, в-в′.
3. Дифференциация гласных и согласных звуков.
4. Постановка звуков, их закрепление: к-к′, х-х′, л-л′, с-с′
3
Слоговая структура
слова
Упорядочение слоговой
структуры слов с закрытым слогом, слов со стечением согласных звуков
1. Слова длинные и короткие (кот – трактористы).
2. Отстукивание ритмических рисунков слов.
3. Воспроизведение слогового ряда типа: па-по-пу.
4. Воспроизведение слогового ряда стечениемсогласных звуков типа: пта-хто-вту.
4
Фонематический
слух
Развитие фонематического восприятия, обучение определению места звука в слове
1. Выделение заданного звука в слоге, слове, предложении, тексте.
2. Выделение ударного гласного звука в слове.
3. Запоминание и воспроизведение количества гласных звуков: а, о, у, ы.
4. Определение количества произнесенных звуков, их последовательности.
5
Лексико-грамматические категории
Развитие понимания устной речи, обучение умению вслушиваться в
обращенную речь, обучение умению выделять названия предметов, действий, признаков
1. Практическое усвоение некоторых приемов словообразования:
– образование существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– образование глаголов с разными приставками (уехал, приехал, отъехал).
2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа (стол -стулья).
3. Употребление глаголов во множественном числе настоящего времени (поем, стоим).
2 период обучения (декабрь – март)
6
Звукопроизношение
Закрепление звуков, исправленных в первом периоде обучения.
Постановка свистящих и шипящих звуков
1. Постановка звуков (с-с′, з-з′, ц), их автоматизация.
2. Постановка шипящих звуков, их автоматизация в слогах, словах и предложениях.
3. Усвоение слоговой структуры двусложных слов с трудными звуками (Саша, зайцы).
4. Развитие фонематического слуха посредством нахождения места в слове заданного звука, различения звуков мягких и твердых, глухих и звонких, выделения звука из ряда других: с, з, л, п, в.
5. Обор картинок с заданным звуком.
6. Придумывание слов с изучаемым звуком.
7. Определение количества звуков в ряду, слоге, слове.
7
Лексико-грамматические категории
Практическое овладение способами словообразования и согласования прилагательных с существительными
1. Практическое усвоение относительных прилагательных проводится в процессе ознакомления с предметным словарем (мой зонт, моя шапка).
2. Уточнение знаний о различных материалах, их свойствах (мех, дерево и др.).
3. Образование слов с помощью суффиксов (бумага – бумажный).
4. Изучение обобщающего значения слов (пластмассовые игрушки).
5. Образование прилагательных от заданных слов (береза – березовый).
6. Составление простых предложений с однородными членами.
7. Составление слов с союзами «и», «или».
8. Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
9. Обучение употреблению предлогов «в», «на»,
«под», «из».
8
Связная речь
Развитие разных форм
связной речи: диалогической, монологической
Знакомство со структурой составления рассказа.
1. Пересказ литературных произведений (выборочный, по плану).
2. Обучение описанию предмета:
– рассматривание игрушки, предмета;
– выделение его качеств (цвет, форма, величина);
– назначение предмета;
– выражение своего отношения к предмету.
3. Составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок:
– «Мы играем», «Зимние забавы», «Новенькая»;
– рассматривание картины;
– словарная работа;
– уточнение содержания с помощью вопросов.
4. Составление плана к рассказу.
5. Составление рассказа по плану.
3 период обучения (апрель – май)
9
Звукопроизношение
Автоматизация поставленных звуков. Развитие навыков звукового анализа.
1. Автоматизация звуков: с, з, ц, ш, ж, р.
2. Дифференцияация звуков: с-з′, л-л′, т-т′, с-ш, ж-з.
3. Развитие навыков звукового анализа.
4. Определение места звука в слове.
5. Выделение из слов гласных и согласных звуков.
6. Анализ односложных слов типа «кот», «суп», «мак».
10
Лексико-грамматические категории
Практическое усвоение
антонимов и синонимов.
Формирование лексико-грамматических категорий
1. Образование относительных прилагательных
(лисий хвост).
2. Употребление притяжательных прилагательных.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стульчик, диванчик).
4. Усвоение антонимов и синонимов.
5. Расширение значений предлогов.
6. Составление распространенных предложений
(4-5 слов).
7. Составление сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы», «потому что».
11
Связная речь
Составление несложных рассказов.
Составление структуры
построения рассказа.
1. Составление простейших рассказов о любимой игрушке, домашних животных (4 занятия).
2. Пересказ художественных произведений по программе детского сада (6 занятий).
3. Составление рассказа по сюжетным картинкам (5 занятий).
4. Рассказы из личного опыта (3 занятий).
5. Рассказы на заданную тему (4 занятия).
По материалам книги: Соловьева, С. В.Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С. В. Соловьева. – Екатеринбург: ИРО, 2011. – 140 с.
Источник
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: № 1
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 5,9 лет
Место жительства:
Мать:
Отец: Год обучения: 2
Заключение ТПМПК № от Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная программа: АООП для детей с ТНР в ДОО.
Заключение ПМПк № от Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи 2 уровень речевого развития, запинки в речи.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Единственный ребёнок в семье. Родители заинтересованы в помощи ребёнка. Принимают активное участие в образовательном процессе. Двуязычия в семье нет. Нарушений речи у ближайших родственников нет. Социальные условия: материально обеспечены. С 6 мес. до 1,5 лет ребёнок воспитывался у бабушки.
Заключения специалистов: педиатр, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед – здоров.
В анамнезе выявлены вредоносные факторы биологического характера. В 2017г. установлен диагноз артроз тазобедренного сустава (со слов матери), длительный болезненный синдром, стационарное лечение с мамой.
Моторная сфера. Отмечается моторная напряжённость, повышенный тонус верхней части тела, неловкость, медленное переключение с одной позы на другую в общей и мелкой моторике.
Состояние речевого аппарата без особенностей.
Голосовая функция не нарушена. С сентября 2018г. стал говорить шёпотом при ответах.
Дыхательная функция – отмечаются непостоянные запинки при стремлении к быстрому высказыванию, эмоциональном возбуждении.
Двигательные функции мимической мускулатуры не нарушены.
Двигательные функции артикуляционной мускулатуры – не нарушены.
Нарушений слуха, зрения нет.
Кирилл в контакт вступает не сразу, первое время молчит, не выполняет инструкции. Знает своё имя и фамилию, понимает родственные связи.
Настроение ребёнка устойчивое, хорошее. Волевые особенности – нерешительность. Долго присматривается, выполняет задания не сразу.
Позже включается в работу. Работоспособность устойчивая, работает с интересом.
Реакции на замечания и одобрения адекватные.
Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния – новые условия, участники групп, педагоги.
Общая характеристика речи.
Понимание речи. Не нарушено.
Состояние фразовой речи. Может построить собственное высказывание, отмечаются частые запинки в речи (в начале слова с согласного звука). Весной отмечается ухудшение.
Грамматический строй речи. Словообразовательные словоизменительные навыки соответствуют возрасту. Отмечаются редкие ошибки в согласовании существительных с числительными ( 5 стулов, куклов), редкие аграмматизмы типа «продавает», при уточнении Кирилл может исправить ошибки.
Лексический запас. Достаточный для осуществление полноценной коммуникации. Фонематический слух развит. Фонематическое восприятие соответствует возрасту. Навыки звукового анализа и синтеза активно формируются. Доступно определение начального и конечного звука в слове, места звука в слове в позиции начало – конец – середина слова.
Слоговая структура грубо не нарушена. Отмечается несформированность навыков слогового анализа и синтеза.
Звукопроизношение нарушено: свистящий сигматизм шипящих – замена Щ=Сь; параротацизм Р=Л, Рь=Ль.
3. Индивидуальный образовательный план.
Предмет | Групповые занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | Педагог |
Развитие речи | 1 | Воспитатель, учитель-логопед | ||
ФЭМП | 1 | Воспитатель | ||
Познавательное | 1 | Воспитатель | ||
Физкультура | 3 | Инструктор по физической культуре | ||
Музыка | 2 | Музыкальный руководитель | ||
Рисование, лепка, аппликация | 3 | Воспитатель | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 2 2 | Учитель-логопед, педагог-психолог | |
Всего | 11 | 2 | 4 |
4. Основные направления работы.
4.1. Перспективный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребёнком.
1) Развитие моторики, дыхательной деятельности:
- тонкой моторики рук;
- артикуляционной моторики;
- вырабатывать речевое дыхание, сильный длительный выдох и направленную воздушную струю.
2) Формирование лексико-грамматических средств языка.
- учить согласовывать существительные с числительными;
3) Развитие фонематического восприятия.
- Учить узнавать и различать:
– звукокомплексы по высоте, силе, тембру,
– фонемы, слоги, слова, близкие по звуковому составу;
– формировать навыки слогового, звукового анализа.
4) Формирование правильного произношения.
- Постановка звуков Щ, Р, Рь;
- Автоматизация поставленных звуков в речи.
- Дифференциация звуков: Щ и Сь.
5) Время занятий: Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.
4.2. Поэтапное содержание психокорекционной работы.
I ЭТАП
Подготовительный (3 занятия)
Задачи:
– установление эмоционально-позитивного контакта с ребёнком;
– формирование умения произвольно направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка с логоневрозом интерес к взаимодействию с игрушкой, преодолеть робость и неуверенность.
II ЭТАП
Отреагирование детских страхов и тревожности (8 занятий).
Задачи:
– обогащения эмоционального опыта положительными переживаниями;
– снятие эмоционального напряжения;
– формирование умения различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно – не приятно, страшно, радостно, удивительно, печально);
– формирование умения понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;
– отреагирование чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.
Ожидаемый результат: помочь ребёнку с логоневрозом научиться различать базовые эмоции с помощью цвета, мимики, интонации, игрушки, а также отреагировать тревожность, связанную с боязнью самостоятельных действий.
III ЭТАП
Формирующий (8 занятий).
Задачи:
– формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих и потенциально опасных ситуациях;
– фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления тревоги;
– повышение чувства уверенности в себе;
– расширение поведенческого репертуара и навыков общения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка способы уверенного поведения в опасных (темнота0 или незнакомых (новый детский коллектив) ситуациях; научить с помощью мимики, жестов, позы, походки и реплик передавать различные настроения.
IV ЭТАП
Заключительный (6 занятий).
Задачи:
– обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования в психотравмирующих ситуациях;
– формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;
– перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.
Ожидаемый результат:
– закрепить способы уверенного поведения ребёнка с логоневрозом в дошкольном учреждении при взаимодействии со сверстниками.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
учитель-логопед | |
педагог-психолог |
6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| Фиксация в тетрадях консультаций специалистов |
7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2016г.
Рабочая программа учителя-логопеда.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия», 1998.
Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1984.
Коррекционные, развивающие игры и пособия специалистов .
8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Обследование в начале, середине, конце учебного года.
Учитель – логопед ____________ /
Педагог-психолог ____________ /
Источник