Индивидуальная программа развития ребенка с легкой умственной отсталостью
Тема итоговой работы: «Организация инклюзивного
образования в соответствии с ФГОС»
Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой степенью умственной отсталости.
Разработала: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Малютина Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Сергей П. Дата рождения – 03.07.2005 г.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Формы организации образовательной деятельности: надомное обучение с частичным включением в образовательную среду класса.
Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение во 2 классе по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.
Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:
– Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;
– Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени, у мальчика страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается дедушкой и бабушкой, которая является законным представителем (родителей нет). Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответствен-ные |
1этап Диагнос-тический | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; -определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально – психологической карты семьи); – установочное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота» | сентябрь 2015г. – октябрь 2015г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
2 этап Реализа-ции програм-мы | -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; – коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей; -промежуточное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота» | ноябрь 2015 г.-апрель 2016г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
3 этап Анализа и коррек-ции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; – мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). – итоговое заседание ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ» | май 2016 г. | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, куратор |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
– Дискуссия, обсуждение, беседа;
– Наблюдение;
– Эксперимент;
– Анкетирование, опрос;
– Консультирование;
– Методы групповой и индивидуальной работы;
– Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
– Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
– Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2015г. по 15 мая 2016 г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
– развитие личности учащегося;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
– восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
– коррекция несформированных психических функций;
– успешная адаптация к школьному обучению;
– развитие познавательной и учебной мотивации;
– развитие познавательных процессов;
– развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№/ № | Сроки | Коли- чество заня- тий | Содержание деятельности | Примеры используемых методик и упражнений |
1. | Сентябрь | 4 | Входная диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |
2. | Октябрь | 2 | Диагностика уровня школьной мотивации | Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе» |
3. | Октябрь | 8 | Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации | Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций). |
4. | Ноябрь | 8 | Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания. | Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.) |
5. | Декабрь | 8 | Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений | «Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д. |
6. | Январь | 4 | Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы | «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля. |
7. | Февраль | 8 | Развитие пространст-венного мышления и мелкой моторики | «Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора |
8. | Март | 6 | Развитие познавательных процессов. | Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др. |
9. | Апрель | 8 | Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения | Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. |
10. | Май | 4 | Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | «10 слов», «Перепутанные линии», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др. |
Литература
1. Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. МПСУ – 2014.
2. Боровская И., Ковалец, И. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. В 2 частях. Ч. 1.
3. Грищенко, Т. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – 2000
4. Добролюбов, Н. А. Ученики с медленным пониманием //Избр. пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1952.
5. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010.- 594 с.
6. Завражин, С., Фортова, Л. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Издательство: Академический Проект, Трикста, 2005. 145 с.
7. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. https://www.twirpx.com/file/354841/Издательство Сфера, 2009. – 320 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Редактор: Марина Староверова Издательство: Владос. – 2013. – 168 с.
9. Конвенция о правах инвалидов.
10. Конституция Российской Федерации . – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.
13. Мардахаев, Л. Социальная педагогика.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с умственно отсталыми детьми. М.: Владос.- 2010.- 520 с.
15. Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом. -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.
16. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Издательство: Книга по Требованию. – 2006. – 176 с.
17. Староверова, М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Изд.: ВЛАДОС, 2013. Ст.: 30
18. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Издательство Питер, 2008г.- 192 с.
19. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167
Источник
Московский институт образования.
Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года.
Составила
Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года
Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.
Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.
Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.
Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.
Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.
Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.
Линии развития
Основные линии развития
ЗАР
ЗБР
Ниже ЗБР
Социальное
Представление о себе
+
Представление о других
+
Представление об окружающем мире
+
Физическое
Общая моторика
+
Мелкая моторика
+
Согласованность действий обеих рук
+
Познавательное
Внимание
+
Память
+
Восприятие
+
Мышление
+
Количественные представления
+
Ознакомление с окружающим миром
+
Развитие речи
+
Деятельность
Игровая
+
Продуктивные виды д-ти
+
Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.
+
Индивидуальная программа:
1. Условия воспитания:
Здоровье: – Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый – для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.
В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.
Навыки самообслуживания
и культурно-гигиенические навыки.
Учить Лену действовать самостоятельно в быту:
Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.
Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.
Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;
Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;
учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.
Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.
Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;
3. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.
Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.
Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т.п.
Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.
Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.
Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.
Физическое развитие и физическое воспитание
развивать движения рук;
совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);
– учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.
– учить ходить на пятках, носочках.
учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в “ворота”;
учить прокатывать мяч по полу в «ворота».
учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;
чередовать хождение на пятках и носках
учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;
бросать мячи в цель двумя руками;
ловить мячи разного размера;
учить прыгать на одной, двух ногах;
5. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.
– Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.
– учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);
– учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.
– учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н
-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.
– учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
– учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.
– учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.
Счетные операции:
– учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;
– учить использовать при счете приемы наложения и приложения,
– продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;
Формирование наглядно-образного мышления
и элементов логического мышления:
учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);
игры «съедобное – несъедобное», «плывет – не плывет».
Игры «что сначала, что потом».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.
Развитие речи.
– повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые – мягкие.
-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)
-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).
учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;
при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов
обогащать словарный запас
учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»
учить изменять существительные по падежам.
Распространять словарь признаков, действий.
учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.
Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?
– Учить составлять простое предложение по картинке.
6. Продуктивные виды деятельности:
Рисование
Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».
Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.
Рисовать фломастерами, карандашами,
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Аппликация
создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».
Учить приклеивать разные формы, чередуя их .
Учить резать ножницами
Лепка
лепить предметы круглой формы
прямые движения палочка, столбик
Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Конструирование
учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.
– учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;
7. Трудовое воспитание.
– продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.
– учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.
Источник