Индивидуальная программа развития ребенка с легкой умственной отсталостью

Индивидуальная программа развития ребенка с легкой умственной отсталостью thumbnail

Тема итоговой работы: «Организация инклюзивного

образования в соответствии с ФГОС»

Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой  степенью  умственной  отсталости.

Разработала: педагог-психолог

первой квалификационной категории

Малютина  Ольга  Викторовна

Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Срок реализации:  2015-2016 учебный год

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Сергей  П. Дата рождения – 03.07.2005 г.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Формы организации образовательной деятельности: надомное обучение  с частичным включением в образовательную среду класса.

Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение во 2 классе по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:

– Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

– Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени, у мальчика страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Читайте также:  Отставание в развитие ребенка в один год

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается дедушкой и бабушкой, которая является законным представителем (родителей нет). Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога,  социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально – психологической карты семьи);

– установочное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота»

сентябрь 2015г. – октябрь 2015г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

2 этап

Реализа-ции програм-мы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

– коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

-промежуточное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота»

ноябрь 2015 г.-апрель 2016г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

3 этап

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

– мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

– итоговое заседание ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ»

май 2016 г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

– Дискуссия, обсуждение, беседа;

– Наблюдение;

– Эксперимент;

– Анкетирование, опрос;

– Консультирование;

– Методы групповой и индивидуальной работы;

– Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

– Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

– Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2015г. по 15 мая 2016 г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

– восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

– коррекция несформированных психических функций;

– успешная адаптация к школьному обучению;

– развитие познавательной и учебной мотивации;

– развитие познавательных процессов;

– развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

№/

Сроки

Коли- чество

заня-

тий

Содержание

деятельности

Примеры используемых методик и упражнений

1.

Сентябрь

4

Входная диагностика

уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов»,

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки» и др.

2.

Октябрь

2

Диагностика уровня школьной мотивации

Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

3.

Октябрь

8

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).

4.

Ноябрь

8

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)

5.

Декабрь

8

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений

«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

6.

Январь

4

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

7.

Февраль

8

Развитие пространст-венного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора

8.

Март

6

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

9.

Апрель

8

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

10.

Май

4

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов», «Перепутанные линии»,

«4-й лишний»,

«Последовательные картинки» и др.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 годик мальчику

Литература

1.        Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. МПСУ – 2014.

2.        Боровская И., Ковалец,  И. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.  В 2 частях. Ч. 1.

3.        Грищенко, Т. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – 2000

4.        Добролюбов, Н. А. Ученики с медленным пониманием //Избр. пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1952.

5.        Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь  / М.И. Еникеев.  – М.: Проспект, 2010.- 594 с.

6.        Завражин, С., Фортова, Л.  Адаптация детей с ограниченными возможностями. Издательство: Академический Проект, Трикста, 2005. 145 с.

7.        Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. https://www.twirpx.com/file/354841/Издательство  Сфера, 2009. – 320 с.

8.         Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Редактор: Марина Староверова  Издательство: Владос. – 2013. – 168 с.

9.        Конвенция о правах инвалидов.

10.        Конституция Российской Федерации . – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.

13.        Мардахаев, Л. Социальная педагогика.

14.        Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с умственно отсталыми детьми.  М.: Владос.- 2010.- 520 с.

15.        Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом.  -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.

16.        Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Издательство: Книга по Требованию. – 2006. – 176 с.

17.        Староверова, М.  Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Изд.: ВЛАДОС, 2013.  Ст.: 30

18.         Тригер, Р. Д.  Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Издательство  Питер,  2008г.- 192 с.

19.        Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167

Источник

Московский институт образования.

Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года.

Составила

Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года

Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.

Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.

Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.

Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.

Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.

Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.

Линии развития

Основные линии развития

ЗАР

ЗБР

Ниже ЗБР

Социальное

Представление о себе

+

Представление о других

+

Представление об окружающем мире

+

Физическое

Общая моторика

+

Мелкая моторика

+

Согласованность действий обеих рук

+

Познавательное

Внимание

+

Память

+

Восприятие

+

Мышление

+

Количественные представления

+

Ознакомление с окружающим миром

+

Развитие речи

+

Деятельность

Игровая

+

Продуктивные виды д-ти

+

Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.

+

Индивидуальная программа:

1. Условия воспитания:

  1. Здоровье: – Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый – для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.

  2. В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.

  1. Навыки самообслуживания

и культурно-гигиенические навыки.

Учить Лену действовать самостоятельно в быту:

  1. Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.

  2. Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.

  3. Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;

  4. Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  5. Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

  6. учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.

  7. Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.

  8. Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;

Читайте также:  Развитие ребенка математика 1 класс

3. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.

Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.

Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т.п.

Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.

Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.

Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.

    1. Физическое развитие и физическое воспитание

  • развивать движения рук;

  • совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);

– учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.

– учить ходить на пятках, носочках.

  • учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в “ворота”;

  • учить прокатывать мяч по полу в «ворота».

  • учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;

  • чередовать хождение на пятках и носках

  • учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;

  • бросать мячи в цель двумя руками;

  • ловить мячи разного размера;

  • учить прыгать на одной, двух ногах;

5. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.

– Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.

– учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

– учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.

учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н

-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.

учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

– учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.

– учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.

Счетные операции:

– учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;

– учить использовать при счете приемы наложения и приложения,

– продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;

Формирование наглядно-образного мышления

и элементов логического мышления:

  • учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);

  • игры «съедобное – несъедобное», «плывет – не плывет».

  • Игры «что сначала, что потом».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.

Развитие речи.

– повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые – мягкие.

-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)

-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).

  • учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;

  • при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов

  • обогащать словарный запас

  • учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»

  • учить изменять существительные по падежам.

  • Распространять словарь признаков, действий.

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

  • Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?

– Учить составлять простое предложение по картинке.

6. Продуктивные виды деятельности:

Рисование

  • Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».

  • Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.

  • Рисовать фломастерами, карандашами,

  • Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Аппликация

  • создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».

  • Учить приклеивать разные формы, чередуя их .

  • Учить резать ножницами

Лепка

  • лепить предметы круглой формы

  • прямые движения палочка, столбик

  • Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Конструирование

  • учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.

– учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;

7. Трудовое воспитание.

– продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.

– учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.

Источник