Индивидуальная программа развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Виктория Старикова
Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточностии составлена на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2). Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год.

Актуальность выбора данной программы.

У мальчика познавательная деятельность не формируется, тотальное недоразвитие психических функций выраженной степени. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Гиперметропия слабой степени. По заключению ПМПК мальчику рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018 года.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация.Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Структура СИПР

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Содержание образования.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10. Приложение.

Общие сведения на ребенка:

Григорьев Иван Сергеевич 20. 10.2009 года рождения.

Проживает по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, дом 27. «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга».

Мать: Григорьева Екатерина Яковлевна 16.07.1986 года рождения.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

По заключению ПМПК Ивану рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018. Индивидуальная программа развития (СИПР, разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование ребёнка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения. Иван воспитывается в Муниципальном казённом учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Коркинского муниципального района. В настоящее время мальчик проявляет интереса к общению с педагогом, но не всегда откликается на свое имя. В контакт вступает легко, но внимания хватает на 2-3 минуты, часто это зависеть от настроения и самочувствия. Концентрация внимания не фиксированная, проявляется «скользящий» взгляд. Познавательные процессы нарушены, уровень восприятия низкий, мышления не соответствует возрастным показателям. Устная речь и речемыслительные операции нарушены, невербальные средства общения, и познавательные потребности не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Сенсорные эталоны не усвоены. Яркие игрушки могут вызвать интерес ненадолго. В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога. В возбужденном состоянии проявляется аутоагрессия (бьет себя по голове, кусает руки). Капризный, своевольный, усидчивости нет. Эмоционально не всегда стабилен. Лепка и рисование не всегда вызывают интерес. Потребность к самостоятельности не сформирована. Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на его коррекцию. В учебной деятельности мальчик нуждается в индивидуальном подходе, учебные инструкции не выполняет. Психические процессы ниже возрастной нормы. Нуждается в помощи со стороны взрослых. Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно-образовательной программы.

Читайте также:  Физиологические особенности развития грудного ребенка

Индивидуальный учебный план на 2018-2019 учебный год.

Предметные области Предмет

Индивидуальные занятия

Количество часов в неделю.

В классе Самостоятельное изучение

Язык и речевая практика Речь и альтернативная

коммуникация 3 –

Математика Математическое представление 1,5 1,5

Естествознание Окружающий природный мир 0,5

0,5

Человек Окружающий социальный мир

Человек 0,5

1 0,5

1,5

Искусство

Изобразительная деятельность. 0,5 0,5

Музыка и движение 0,5

1,5

Физическая культура Адаптивная физкультура 0,5 1,5

Дни недели время предметы

Понедельник (3 часа) с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 1 час

Окружающий социальный мир-0,5 часа

Окружающий природный мир- 0,5 часа

Вторник (2 часа)– С 11-13

Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Музыка и движение-0,5 часа

Адаптивная физкультура- 0,5 часа

Среда (3 часа) – с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 0,5часа

Изобразительное искусство- 0,5

Человек- 1час.

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей. Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов.

Продолжительность урока – занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В ФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

– Умение адекватно оценивать свои силы, понимать,что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении. Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3.Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4.В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки:эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения, за выполнением, обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом). Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной, по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается. Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

Читайте также:  Диагностика и коррекция развития ребенка первых лет жизни

Требования, предъявляемые к учебным занятиям,состоят в следующем:

1)наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2)обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3)выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4)обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5)уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6)алгоритм занятий устойчив по структуре;

7)содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8)использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9)деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель – достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умереннойумственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога «возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Задачи

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы. Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Источник

Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

        Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Содержание программы:

1. Целевой раздел

1.1 Общие сведения о ребёнке

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

2.3 Примерное перспективное планирование

2.4 Социальное партнерство с родителями

1. Целевой раздел

Общие сведения о ребёнке

Заключение ПМПК  от ____  №___

Коллегиальное заключение:

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.

        Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.

        Основные задачи: создание условий для:

– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с обручем

– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;

– развития представлений о себе и об окружающем мире;

-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;

– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;

– формирования элементарных математических представлений;

– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;

– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;

– формирования творческих способностей.

        Принципы реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

Ведущая коррекционная работа

Диагноз

Используемые технологии (ведущие)

Коррекционная работа

ДЦП

Здоровьесберегающие Развивающие

Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности

        Сроки проведения мониторинговых исследований:

Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.

        Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.

Программа имеет следующие разделы:

1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

– Познавательное развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

– Речевое развитие.

3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

        Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

        В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

        Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;

– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;  

– понимает и выполняет простые инструкции;

– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;

– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;

– любознательный и активный.

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам

– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал

– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.

– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)

– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)

– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры

– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика»,  песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик

– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко»,  «Развитие и коррекция речи»

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

ОО

НОД

Совместная деятельность

Индивидуальные занятия

воспитатели

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Познавательное развитие

2

2

2

Социально-коммуникативное развитие

2

1

1

Художественно-эстетическое развитие

3

1

1

Физическое развитие

3

1

Речевое развитие

3

3

3

Количество в неделю

13

1

8

3

3

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.

2.4 Социальное партнерство с родителями

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Изучение семьи воспитанника

Анкетирование,

беседа с родителями

Сентябрь

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

По результатам мониторинга и по запросу родителей

Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы

Индивидуальные практические занятия,

консультирование,

оформление родительского уголка

Раз в квартал и по запросу родителей

Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе

Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты)

В течение года

Ознакомлены _____________________/_____________________________/    

                         (подпись родителей)                                                

Источник