Индивидуальная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

Индивидуальная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью thumbnail

ПРОЕКТ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ножовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2016 – 2017 учебный год

СОГЛАСОВАНА

заявлением родителей учащегося

от ______________ рег. № _____

с. Ножовка

2016

Структура специальной индивидуальной программы развития

(СИПР)

1. Пояснительная записка _____________________________________________

2. Индивидуальные сведения о ребёнке __________________________________

3. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________

4. Индивидуальный учебный план _______________________________________

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ___________________

6. Содержание образования:

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий ______________

6.2. Содержание внеурочной деятельности _______________________________

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ________________________

8. Программа сотрудничества с семьёй ___________________________________

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов __

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ____________________

11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР________________

  1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработанана основе программы «Особый ребёнок» для обучения детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в соответствии с ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4-й вариант) и нацелена наобучения ребенка на дому.

Нормативными правовыми документами для разработки СИПР являются:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)», зарегистрированный в Минюсте России 03.02.2015 № 35850;

– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированное в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;

– Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (ред. И. М. Бгажноковой, 2010).

Целью реализации СИПР являетсяобретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяютему достигать максимально возможной самостоятельности в решенииповседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизньобщества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширенияжизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных длянего пределах.

Общим результатом образования обучающегосяявляется набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим ифизическим возможностям при помощи окружающих решать задачи,направленные на нормализацию его жизни.

По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализарезультатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненныхкомпетенций.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

2. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребёнка ______________Екатерина _______________________________

Возраст ребёнка ____________12 лет___________________________________

Место жительства __________Пермский край, Частинский район, с. Бабка, …

ФИО матери ребёнка ________________________________________________

ФИО отца ребёнка _________________________________________________

Год обучения _______________четвертый______________________________

Уровень обучения __________________________________________________

Группа (особые потребности) __вторая_________________________________

3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

Екатерина обучается на дому с 2013 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа работает вахтовым способом, мама находится дома по уходу за Екатериной, ребёнком-инвалидом.Родители заинтересованы в развитии ребёнка. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. В селе проживают дедушка и бабушка по отцовской линии, которые часто навещают внучку. В гости приезжает старшая сестра и бабушка по материнской линии. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся в девочке.

По заключению ПМПК у Екатерины глубокая умственная отсталость, ДЦП, процесс общения затруднен из-за невозможности овладения средствами речи.Девочка самостоятельно не передвигается, сидит на коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет, взгляд на предмете фиксирует непостоянно, звук локализует непродолжительно.

Читайте также:  Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка

Чаще Екатерина спокойна, на шум и разговор может реагировать вокализацией, иногда эмоционально с хаотическими движениями рук. Она воспринимает происходящее вокруг продолжительно наблюдая и посредством тактильных ощущений. Предметно-практическая деятельность несформирована.

Не определяется понимание ребёнком обращённой речи, на интонацию говорящего с ней иногда реагирует эмоционально: улыбается, смеётся, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Кате нравится, когда окружающие с ней взаимодействуют через тактильные прикосновения.

Девочка болеет редко, так как мать регулярно гуляет с ребёнком и проводит профилактические мероприятия.

Ребёнок относится ко 2 группе: во время приёма пищи, одевания и раздевания требуется полная помощь взрослого.

Приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка:

  1. Сенсорное развитие.

  2. Двигательное развитие.

4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

учитель

родитель

учитель-логопед

педагог-психолог

Обязательная часть

Речь и альтернативная коммуникация

0,25

8,5

Математические представления

Окружающий природный мир

Человек

0,25

8,5

Домоводство

Окружающий социальный мир

Музыка и движение

1

34

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

1

34

Итого

2,5

85

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

учитель

родитель

учитель-логопед

педагог-психолог

Количество часов в год

Сенсорное развитие

1

34

Предметно-практические действия

0,5

17

Двигательное развитие

1

34

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Внеурочная деятельность

5

170

Итого

2,5

5

85

Максимальная нагрузка учащегося в неделю(при 5-дневной учебной неделе)

5

5

340

Продолжительность коррекционногозанятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25минут.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

12.00-12.55

12.55-13.25

13.35-14.05

14.05-15.00

Пн.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Вт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Ср.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Чт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Пт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

одноразовые влажные салфетки, бумажные салфетки, индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка и паста, индивидуальный нагрудник.

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

на уровне уха (справа/слева)

на уровне плеча (справа/слева)

Кинестетическое восприятие

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)

адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами:

по температуре (холодный, тёплый, горячий)

по фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.)

по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)

адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

адекватная реакция на давление поверхности тела

Восприятие своего тела в статике и движении

адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

адекватная реакция на различные продукты:

по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный)

по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)

Читайте также:  Какие формы общения вы еще используете для развития ребенка

Восприятие запаха

адекватная реакция на запахи

Двигательное развитие

Удерживание головы в положении:

лёжа на спине

лёжа на животе

лёжа на боку (правом, левом)

сидя

Выполнение движений головой:

наклоны (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)

Повороты (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)

«круговые движения» (по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Выполнение движений руками:

вперёд

назад

вверх

в стороны

«круговые»

Выполнение движений пальцами рук:

сгибать фаланги пальцев

разгибать фаланги пальцев

сгибать пальцы в кулак

удерживать пальцы в кулаке

разгибать пальцы

Выполнение движений плечами:

вверх

вперёд

назад

«круговые»

Опора:

на предплечье

на кисти рук

Изменение позы в положении лёжа:

поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

6.2. Содержание внеурочной деятельности

Экскурсия в парк

<…>

7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Учитель, имеющий высшее образование по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед», прошедший курсы повышения квалификации «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» (2015, 108 часов).

8. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося

Индивидуальные беседы с родителями (1 раз в четверть)

    Организовать обмен информацией об обучающемся, ходе реализации СИПР и результатах её освоения во время каникул, болезни обучающегося, карантина и других случаях

    Ведение электронной переписки

    Организация личных встреч

      Организовать участие родителей в реализации внеурочной деятельности

      Контроль исполнения плана внеурочной деятельности

        Психологическая поддержка семьи

        Индивидуальные консультации с педагогом-психологом

        9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

        • Кресло-коляска

        • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами

        • Сенсорные панели

        • Набор аромобаночек

        • Образцы материалов, различных по фактуре, консистенции, температуре

        • Массажёр

        • Гимнастический мяч большого диаметра, коврик

        • Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, металлофон, барабан)

        10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

        Мониторингрезультатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

        Цель мониторинга – оценка уровня сформированности представлений, действий/операций

        Представление отсутствует

        незнание объекта

        2.

        Не выявить наличие представлений

        нп

        3.

        Представление на уровне

        3.1

        узнавание и использование по прямой подсказке (ситуативно)

        пп

        3.2

        узнавание и использованиепо косвенной подсказке (изображению)

        п

        3.3

        узнавание объекта, самостоятельное использование

        +

        Уровни освоения (выполнения) действий (операций)

        1.

        Пассивное участие (соучастие):

        действие не выполняет, но позволяет делать взрослому вместе с ним

        2.

        Активное участие:

        действие выполняется ребёнком

        2.1

        со значительной помощью

        дд

        2.2

        с частичной помощью

        д

        2.3

        по вербальной инструкции

        дви

        2.4

        по невербальной инструкции

        дни

        2.5

        по подражанию или образцу

        до

        2.6

        самостоятельно

        +

        11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР

        Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом; использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,

        речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

        потребностей;

        <…>

        Источник

        Краткое описание документа:

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, и ТМНР.

        СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 2) МКОУ Р-Буйловская средняя общеобразовательная школа.

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

        Обоснование актуальности

        Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

        Читайте также:  Роль матери в развитии ребенка раннего возраста

        Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.

        Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

        Функции индивидуальной образовательной программы

        Нормативная

        Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

        Информационная

        Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

        Мотивационная

        Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

        Организационная

        Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

        Самоопределения

        Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

        Цель и задачи курса

        Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

        Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

        -укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

        -формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

        -расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

        -формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

        -развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

        -воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

        -формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

        -развивать восприятие, память, внимание;

        -расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

        -воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

        -формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

        -продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

        -воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

        ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

        Основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность, целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

        Нормативно – правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:

        Нормативные документы:

        – Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        – Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;

        – Федеральные Государственные стандарты второго поколения;

        – Конвенция о правах ребёнка;

        – ПостановлениеГлавногосанитарноговрачаРФот29декабря2010г.№189г.Москва

        «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано 3 марта 2011, рег. № 19993»;

        -Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

        – Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015

        «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

        – Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»;

        -Устав школы и локальные акты;

        -Лицензия образовательного учреждения.

        – Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

        Источник