Индивидуальная программа развития ребенка с ффн

Составление индивидуальной программы  развития ребенка с ФФН, занимающегося на логопункте ДОУ

На логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад и имеющие следующие логопедические заключения:         фонетическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие.                

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение учебного года. По итогам логопедического обследования разрабатываются направления коррекционно-развивающей работы по преодолению ФН и ФФН у воспитанников в соответствии с программными требованиями и с учетом возрастных и личностных особенностей детей, состояния их речи.

Пример составления индивидуальной программы ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, занимающегося на логопункте, сроком на 1 год.

    Индивидуальная программа развития  ребенка

Ф.И. ребенка: ___________

Возраст: 5 лет 8 мес.

Логопедическое заключение: ФФН. Стертая форма дизартрии

           По данным логопедического обследования: речь смазана, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, недостаточный уровень сформированности связной речи.

Цель программы: формирование произносительных навыков, фонематических процессов,  связной речи и высших психических функций у ребенка  во время индивидуально-коррекционной работы.

Задачи:

  • коррекция дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование слоговой структуры слов;
  • формирование просодической стороны речи;
  • развитие связной речи – умения строить рассказ по сюжетной картине;
  • активизация внимания, памяти, мышления.

Сроки реализации программы: 1 год.

Содержание логопедической работы

1. Коррекция звукопроизношения.

 Подготовительный этап:

  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
  • Упражнения на развитие общей и мелкой моторики средствами интегративных физкультурно-речевых занятий.
  • Игры с мелкими предметами (мозаика, пуговицы и пр.).
  • Раскрашивание, штриховка, прохождение лабиринтов.
  • Развитие мимики: формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка-хоботок», «Печем блины».
  • Артикуляционные упражнения для языка: «Горка», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Чистим зубки», «Фокус», «Дятел», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Формирование произносительных умений и навыков:

  • Постановка звуков в следующей последовательности: [Ш], [Л], [Р], [Рь].
  • Автоматизация звуков [Ш], [Л], [Р], [Рь]:
  • в слогах ([Л] – начиная с обратных, остальные – с прямых. [Р] автоматизируется в проторном состоянии);
  • в словах ([Р] может автоматизироваться в проторном состоянии, обязательно перейти к раскатистому произнесению);
  • в предложениях;
  • в спонтанной речи.
  • Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам: [С-Ш], [Л-В] (остальные по необходимости).

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

  • Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
  • Узнавание звука на фоне ряда звуков.
  • Узнавание звуков на фоне слова.
  • Определение первого гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последнего гласного и согласного звука в слове.
  • Определение последовательности звуков в слове.

3. Развитие слоговой структуры слов.

  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность гласных звуков.
  • Формирование умения воспринимать и воспроизводить последовательность слогов.
  • Формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слов.

4.  Коррекция связной речи:

  • Составление картинно-графических планов.
  • Пересказ знакомых текстов по картинному плану.
  • Составление описательных рассказов по лексическим темам.

5. Развитие ВПФ:

  • Развитие мыслительных операций, сравнения, обобщения, анализа.
  • Установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.
  • Совершенствование зрительно-моторной координации.

Учитель-логопед                                    ___________

Источник

Индивидуальный перспективный план работы на 20_-20__ уч. год.

Содержание работы

Виды работы

Игры и упражнения

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания

1.Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

а) «Делай так»

б) «Что изменилось?»

в) «Чего не стало?»

г) «Разрезные картинки»

д) «Парные картинки»

е) «Кто больше запомнит или увидит»

ж) «Четвёртый лишний»

 а) «Угадай, чей голос»

б) «Шумовые коробочки»

в) «Улови шёпот»

г) «Жмурки с голосом»

д) «Отгадай, что звучит»

е) «Где позвонили?»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Упражнения, направленные на развитие челюстей

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

1) «Бегемот»

2) «Обезьянки»

3)»Жевательная резинка»

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Окошко», «Рыбка»

1) «Лопаточка»

2) «Иголочка»

3) «Лопаточка – иголочка»

4) «Футбол»

5) «Часики»

6) «Качели»

7) «Лошадка»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики дизартрии

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Лопаточка»

3) «Трубочка»

4) «Толстячок»

5) «Худышка»

6) «Накажем непослушный язычок»

7) «Расчёсочка»

8) «Часики»

9) «Качели»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для свистящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

4. Упражнения, вырабатывающие умение образовывать желобок посередине языка

1) «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик»

2) «Хоботок», «Трубочка», «Рупор»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Упрямый ослик»

1) «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Киска сердится», «Горка»

4) «Чистим нижние зубки»

5) «Посчитаем нижние зубки»

6) «Качели»

1) «Кто дальше загонит мяч»

2) «Подуем на лопатку»

3) «Дует ветер с горки»

4) «Сдуем с ладошки пёрышко»

5) «Тепло – холодно»

6) «Чей пароход лучше гудит?»

1) Улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; высовывать при растянутых губах распластанный язык наружу и дуть на его кончик («заморозим язычок»)

2) Высунуть широкий язык наружу, а затем положив тонкую палочку (зонд или чайную ложку ребром) на середину языка и сделав в нём небольшое углубление, выдувать воздух по этому желобку

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для шипящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Бублик»

3) «Воронка»

1) «Лопаточка», «Блинчик»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Чашечка»

4) «Маляр»

5) «Вкусное варенье»

6) «Лошадка»

7) «Грибок»

8) «Гармошка»

1) «Фокус»

2) «Согреем ладошки»

3) «Посади бабочку на цветок»

4) «Сдуй снежинку»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звука [л ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1) «Лягушки»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок

1) «Накажем непослушный язык»

2) «Блинчик»

3) «Вкусное варенье»

4) «Качели»

5) «Маляр»

6) «Чистим верхние зубки»

7) «Посчитаем зубки»

1)»Индюк»

2) «Пароход»

3) «Поймаем звук А»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звука [р ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

4.Упражнения для растягивания подъязычной уздечки (при необходимости)

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок»

1) «Качели»

2) «Маляр»

3) «Чистим верхние зубки»

4) «Посчитаем верхние зубки»

5) «Парус»

6) «Вкусное варенье»

7) «Лошадка»

8) «Грибок»

9) «Гармошка»

1) «Маляр»

1)»Дятел»

2) «Комарик»

3) «Кучер»

4) «Заведи мотор»

1) «Маляр»

2) «Барабан»

3) «Лошадка»

4) «Грибок»

5) «Гармошка»

Постановка и коррекция звука

1.Знакомство с артикуляцией звука

1) Показ артикуляции перед зеркалом

2)Показ профиля данного звука

3) Показ положения языка кистью руки

4) Наглядная демонстрация вибрации кончика языка ( для звука [р])

5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

 Постановка свистящих звуков

1) межзубная артикуляция (временно при боковом и шипящем сигматизме);

2) опора на звук [х] (шёпотом произнести звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами);

3) произнесение звука со сжатыми зубами (временно при межзубном сигматизме);

4)работа над вспомогательными звуками:

   а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное  с нижнего подъёма  «т-т-т»)

      б) с присоединением голоса («д-д-д»)

      в) выполнение сильного задувания, вызывающего звукосочетание «тс-с-с»

5) опора на кинестетические ощущения (для звуков [з], [зь];

6) механическая помощь:

       а) удержание кончика языка у нижних резцов шпателем

       б) отжимание нижней губы шпателем книзу (при губно-зубном сигматизме)

        в) образование «желобка» при помощи зонда (тонкой палочки)

«Гномики»

«Дирижёр»

«Горлышко поёт»

«Задуй свечу»

 Постановка шипящих звуков

1) постановка звука [ш] от арт. упражнения «Чашечка»;

2) постановка  звука [ш] от [р ];

3) постановка звука [ш] от [т];

4) постановка звука [щ] от  звука [ш];

5) постановка звука [ч] от звукосочетания тш;

6) опора на кинестетические ощущения (для звука [ж];

7) механическая помощь:

       а) поднимание вверх широкого язычка при произнесении звука [c]

       б) отодвигание кончика языка вглубь от верхних резцов при произнесении звука  [т]  (при постановке звука [ч])  

«Поезд»

  Постановка звука [Л], [Ль]

1) вызывание межзубного звука Л:

улыбнуться, прикусить широкий кончик языка и протяжно произнести звук [а] или [ы]

2) Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам.

«Пароход гудит»

«Поймаем звук Л»

Постановка звука [Р], [Рь]

1) работа над вспомогательными звуками:

а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»)

б) присоединение голоса: д-д-д

в) выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т-т-т-т-ттррр»)

2)механическая помощь при постановке звука:

а) удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем

б) вызывание дрожания кончика языка от звуков

«дддд» или звукосочетания «джжж»

«Песенка крокодила Гены»

«Танк стреляет»

«Пулемёт строчит»

«Лошадка вторит дятлу»

Сдувание клочка бумажки с кончика языка (от упражнения «грибок»)

Упражнение «Балалайка»

«Машина буксует»

«Сердитая муха»

Коррекция звука

Работа над:

а) точностью

б) чистотой (без вспомогательных движений)

в) плавностью (без толчков)

г) силой (с напряжением)

д) темпом (от  замедленного к быстрому)

е) достижение устойчивости достижения результата

Игры для развития физиологического и речевого дыхания и голоса:

«Поезд»

«Три медведя»

«Колобок»

«Теремок»

«Кто кричит?»

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

а) вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

б) произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

а) выработка плавного длительного выдоха

б) работа над силой выдоха

«Лесенка»

«Разведчики»

«Вьюга»

«Кораблик»

«Шторм в стакане»

«Листопад»

«Пропеллер»

Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком:

1.Изолированное произнесение

2.Звук в слогах

3.Звук в словах и в словосочетаниях

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

Игры на звукоподражание

Произнесение слогов, слов и предложений

Работа с игровым материалом, картинками

Работа с деформированным текстом

Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико – синтетической деятельности

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2) Запомнить на слух и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение с показом картинок)

5) Отхлопать ритмическую структуру слова

«Звуковая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

«Цепочка слов»

«Телеграф»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Шнурок»

2. Формирование фонематического анализа

1) Определить первый звук в слоге, слове

2) Определить последний звук

3) Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4) Определить последовательность звуков в слове

5) Определить количество звуков в слове

«Звуковое домино»

«Весёлый поезд»

«Весёлый рыболов»

«Домики»

«Кто за кем?»

«Как нас зовут?»

3. Развитие фонематического синтеза

1) Составить из названных звуков слог, слово:

     а) данных в ненарушенной последовательности;

      б) данных в нарушенной последовательности

«Путаница»

«Звуки поссорились»

«Доскажи словечко»

«Поймай звук»

4. Развитие фонематических представлений

1) Подобрать слово на заданный звук, слог

2) Придумать слово по количеству данных звуков, слогов

3) Подобрать картинки на заданный звук

4) Преобразовать слова:

     а) добавить начальный или конечный звук;

     б) изменить гласный или согласный звук;

     в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

     г) разгадать ребусы, шарады

«Звукоедик»

«Волшебная ромашка»

«Отбери картинки»

«Звук убежал»

«Звуковое лото»

«Отгадай»

«Скажи наоборот»

«Пуговицы»

«Пирамидка»

«Следопыт»

Дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически

Работа над звуками:

1. Дифференциация звуков  на слух

2. Дифференциация звуков в слогах

3. Дифференциация звуков в словах

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах

«Звуковая мозаика»

«Звуки, я вас различаю»

«Четвёртый лишний»

«Цветные подарки»

Развитие мелкой моторики рук

Развитие движений кистей и пальцев рук (для дизартриков):

1) Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики

2) Штриховка

3) Обведение шаблонов

4) Вырезание ножницами разных фигур

5) Сортировка по сортам семян, по цвету мозаик

6) Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели

«Золушка»

«Художник»

«Пальчиковый бассейн»

«Шнуровка»

«Забей мяч в ворота»

«Расскажи стихи руками»

Учитель-логопед                                                                                        

Источник

Людмила Третьякова
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ФФН

Срок реализации программы – 2016 -17 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

После проведенного логопедического обследования у воспитанницы у были выявлены следующие недостатки:

1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системе.

2. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

3. Шипящие-замены, соноры-отсутствие.

Данный курс направлен на реализацию системы логопедической помощи ребенку с ФФН, не имеющим статус ребенка с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы для дошкольников. Занятия проводятся специалистом логопедом в рамках рабочего времени и основной рабочей нагрузки.

Цель курса — преодоление выявленных речевых недостатков и формирование предпосылок фонематических представлений у детей с фонетико- фонематическим нарушениями речи в раннем, сензитивном для развития компенсаторных возможностей возрасте, способствующее социальному и личностному развитию дошкольников.

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

-обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристиками.

– развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;

-формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);

– коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова.

Описание места курса в содержании АООП

Данный курс составлен на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.

Коррекционная работа осуществляется в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 15 минут. Сроки коррекционной работы в целом определяются степенью тяжести нарушения речи и индивидуальными особенностями ребенка, в связи с этим могут быть скорректированы в течение учебного года.

Содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной Программыотносятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок с чистой речью или, в случае невозможности полного исправления недостатков в силу сложности речевого дефекта, ребенок со значительным улучшением речи.

• высокий уровень сформированности обще-речевых навыков. Длительный плавный и достаточно сильный выдох в процессе речевой деятельности, наряду с правильным употреблением пауз и ударений, а также дифференциация и правильное использование назализации; точное воспроизведение ритмических последовательностей; изменение силы и высоты голоса, дифференциация и употребление в речи различных интонаций.

• ребенок правильно и точно произносит гласные и простые согласные звуки русского языка, свистящие звуки, как изолированно, так и на уровне слогов, слов, фраз и самостоятельной речи. Допускается (в соответствии с возрастной нормой) неточное произношение шипящих звуков, аффрикат и соноров.

• ребенок дифференцирует все отработанные с учителем-логопедом звуки русского языка как изолированно, так и на фоне слов и фраз, правильно используя при необходимости выработанные компенсаторные навыки (мышечные или зрительные ощущения, ориентир на зрительные образ, ассоциативное мышление и т. п.).

• выделяет заданный звук из ряда других звуков, из слога, из слова (где заданный звук является начальным); может допускать ошибки при выделении заданного звука из середины или конца слова, в безударной позиции, а также – при определении первого и последнего звука слова. С помощью учителя-логопеда ребенок может делить слова на слоги.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

• входящая (первичная) диагностика;

• текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).

• итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление (Приложение Х).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Работа по реализации программыразбита на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап носит пропедевтический характер, основная цель- выработка необходимых качеств у детей для реализации основного этапа.Работа на подготовительном этапе осуществляется по нескольким направлениям:

• формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей,ручной и артикуляторной моторики:

• подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию

• формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Программа основного этапа имеет три раздела,которые тесно связаны между собой:

• формирование общих речевых навыков

• коррекция нарушений фонетической стороны речи.

• развитие фонематического восприятия.

Работа по данным разделам на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.

Организация данной программыимеет свои особенности: учет возрастных возможностей; проведение упражнений только в игровой форме; использование большого количества наглядности, дидактических игр, пособий, игрушек. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Источник