Индивидуальная программа развития ребенка с дцп в школе
Коррекционно-развивающая программа
для детей с ДЦП
Педагог-психолог: Потапова Т.Г.
Южно-Сахалинск
2017
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
Двигательные нарушения:
ограничена предметно-практическая деятельность;
недостаточное развитие предметного восприятия;
затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).
Задачи программы:
Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных
операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных
представлений, общей и мелкой моторики.
Обучение навыкам произвольного поведения.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие
коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью
профилактики дезадаптации к условиям ОУ.
Содержание программы.
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале
учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Тематическое планирование
(1 класс)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Диагностика сенсорных и моторных функций | 1 |
2 | Диагностика памяти и внимания, мышления и речи | 1 |
3-4 | Развитие мелкой моторики. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции). | 2ч |
5-6 | Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления. | 2ч |
7-8 | Моторика. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»). | 2ч |
9-10 | Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках – раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков). | 2ч |
11-12 | Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?» | 2ч |
13 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». Повторение. Ориентировка по основным пространственным направлениям. | 1ч |
14 | Ориентировка по основным пространственным направлениям | 1ч |
15 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты. | 1ч |
16 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки» | 1ч |
17 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции. | 1ч |
18 | Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки». Работа с мелкой моторикой «Лабиринт» | 1ч |
19 | Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль) | 1ч |
20 | Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска. | 1ч |
21 | Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно» | 1ч |
22-23 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты») | 2ч |
24 | Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). | 1ч |
25-26 | Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против). | 2ч |
27 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов. Графические диктанты. | 1ч |
28-29 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения) | 2ч |
30 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности) | 1ч |
31 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти. | 1ч |
32-33 | Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения. | 2ч |
Список используемой литературы:
1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для
младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.
4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.
6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как
хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.
7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.
8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой
Источник
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
- Индивидуальные сведения о ребенке
- Илья
- 8 лет
- Мать – Наталья Б., отец – Дмитрий Б.
- Год обучения в школе – первый, 1 «А», надомное обучение
2. Психолого-педагогическая характеристика
Илья обучается в школе первый год, обучение проходит на дому. Обучается по программе для детей с умеренной умственной отсталостью, написанной на основе программы В.В.Воронковой.
Семья полная, мама всегда с сыном, очень доброжелательна, всегда понимает, что в данный момент происходит с ребенком. Адекватно воспринимает трудности сына, очень заинтересована в его успешном развитии, прилагает к этому все усилия. В воспитании принимают участие все члены семьи: бабушка, мамина сестра. Папа все время на работе.
По заключению ЦПМПК у Ильи ДЦП, умственная отсталость.
Физическое состояние: Илья сам передвигаться не может, сам действовать руками пока не может, пальцы очень сильные, развитые, часто сжаты в кулак, взять в руку предмет ему затруднительно и практически всегда невозможно. В зависимости от состояния ребенка, мама или переносит его из комнаты в комнату, или ведет, при этом поддерживая подмышки. Ноги слабы и по сравнению с руками – неразвиты.
Сенсорное развитие: состояние слуха соответствует норме; Илья может фиксировать взгляд на учителе, слушая его объяснения или слушая сказки, которые он очень любит. Резкие и неритмичные движения говорят о том, что возможно вестибулярная и тактическая чувствительность снижена.
Речь и коммуникация: понимает обращенную речь, реагирует на свое имя. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными размытыми словами, разделенными на слоги и буквы. Лучше всех понимает его, конечно, мама, посторонние люди не всегда могут понять даже такие простые слова, как «да» и «нет». Положительно реагирует на тактильный контакт с учителем, не избегает взгляда в глаза.
Предпосылки к учебной деятельности: действия с предметами невозможны из-за сильной спастики пальцев, ладоней; речь почти отсутствует, из-за чего общение с посторонними очень ограничено.
Познавательная активность есть, т.к. внимательно слушает объяснения учителя, пытается отвечать с помощью мамы, многое знает. Трудности вызывает пространственная ориентация.
Игрушки любит, но сам играть с ними не может, только с помощью взрослого.
Эмоциональное развитие: Эмоциональное состояние Ильи на уроках достаточно стабильно, он внимательно слушает, смотрит на учителя, пытается отвечать на вопросы. Иногда ему что-то не нравится, он сдвигает брови и, кажется, хочет заплакать, эти срывы могут быть вызваны усталостью или невозможностью ответить на вопрос, когда его о чем-то спрашивают.
Проблемы поведения: по словам мамы, с ребенком в этом плане проблем нет, с ним можно всегда спокойно договориться, объяснить ситуацию, успокоить.
Самообслуживание: самостоятельно действовать не может. В еде не избирателен, ест все, может попросить чего-то, что в данный момент больше хочется.
4. Индивидуальный учебный план на 2016-2017 учебный год
Предмет | Групп. занятия | Индивидуальные занятия | ||||
учитель | Пед.-психолог | Учитель-логопед | Учитель ЛФК | |||
Письмо и развитие речи | – | 2 | ||||
Чтение и развитие речи | – | 2 | ||||
Устная речь или речевая практика | – | 1 | ||||
Математика | – | 2 | ||||
Мир природы и человека | – | 1 | ||||
Внеурочная деятельность и коррекционные занятия | ||||||
Сенсорное развитие | Каждый день мама проводит занятия ЛФК | |||||
Предметно-практич. действия | Частный логопед | |||||
Двигательное развитие | Занятия с мамой | |||||
Альтернативная коммуникация | Частный логопед | |||||
Ритмика | – | |||||
Труд | – |
5. Индивидуальный образовательный маршрут
Преобладающая форма работы – индивидуальная на дому
Способы коммуникации –
Согласие | Несогласие | Привлечение внимания | Требование желаемого | |
Жесты | + | |||
Пиктограммы | ||||
Вокализация | + | + | + | + |
Речь | ||||
Другое | Произношение начальных букв слова | Произношение начальных букв слова | Произношение начальных букв слова | Произношение начальных букв слова |
Самостоятельная активность – двигательной активности почти никакой, лежит на спине, на животе, занимается с учителем лёжа на животе (короткое время) либо на руках у мамы в полулежащем состоянии
Трудности поведения – по словам мамы особенных поведенческих трудностей нет, с ребенком можно всегда договориться.
Соматические особенности здоровья – ДЦП
Одевание и раздевание – самостоятельно не может.
Гигиенические процедуры – по словам мамы: просится в туалет, но, конечно, самостоятельно действовать не может.
Особенности питания –особенных пристрастий нет, есть все, что готовит мама или бабушка; может сам выбрать себе пищу, сам показать, что хочется съесть, может выбрать тот фрукт, который хочется съесть в данный момент.
Особые условия нахождения ребенка на занятии – занятия проходят на дому, мальчик либо лежит на кровати, либо находится на руках у мамы, от резких звуков или от более громкого восклицания вздрагивает; его взгляд и его внимание всегда направлено на учителя, любит заниматься, слушать сказки, много знает.
Содержание образования
Базовые учебные действия
Содержание | Начало 1 полугодия | 2 полугодие |
– направленность взгляда 1.на говорящего 2. на задание Проследить за предметом в движении | Смотрит на учителя, переводит взгляд на задание, не может проследить за двигающимся предметом | |
– выполнение инструкций педагога – посмотри на меня – посмотри на маму – посмотри направо – посмотри вверх | Выполняет просьбу «посмотри на меня», остальные инструкции или не понимает, или не хочет выполнять (путает «право» и «лево»). | |
– выполнение действия по подражанию – голову повернуть вправо – голову повернуть влево – покачать головой – махнуть правой рукой – махнуть левой рукой | Действий по подражанию не выполняет в связи с физиологическими особенностями | |
– выполнение задания от начала до конца | Некоторые задания не выполняет от начала до конца, опускает голову и не смотрит на учителя, способен производить некоторые операции в уме |
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Речь и альтернативная коммуникация | |||
Специфические цели, замечания по их реализации | Начало 1 полугодия | 2 полугодие | |
1 | Илья приветствует приходящего в ответ на его приветствие – взмахом руки – словом «привет» | Приветствовать жестом не может, но и не говорит «привет» | |
2 | Илья прощается – жестом – словом «пока» | Жестом прощаться не может, пытается говорить «пока» | |
3 | Понимает имя педагога, имена родственников | Имена родственников знает, имя учителя пока ничего ему не говорит | |
4 | Общается с домашними (вокализация) | Может объясняться с домашними, мама понимает все его слова и жесты. С учителем начинает общаться с удовольствием, пытается показать нужную карточку и нужный предмет губами, носом |
Математические представления | |||
Пространственные представления: «Право», «лево», «вверх», «вниз» | Часто ошибается, не любит такие вопросы | ||
Пространственные представления: «под», «над», «рядом», «около», «сверху», «снизу» | Делает ошибки, но пытается давать ответы на вопросы | Январь: пространственные представления сформированы | |
«Между», «внутри», «снаружи», | |||
Представление о форме фигуры: треугольник, квадрат, круг , прямоугольник | Делает ошибки в определении формы | ||
Цвета | Делает ошибки в определении цвета | Январь: понятия основных цветов сформированы | |
«Широкий», «узкий», «низкий», «высокий», «глубокий» «мелкий» | |||
Один – много | Может определять | ||
Цифры – первый десяток | Знает числа 1-5 | Январь: может посчитать предметы до 10 | |
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). | Январь: может определить место числа. | ||
Ориентация на плоскости: вверху, внизу, справа вверху, слева внизу и т.д. | Часто не хочет отвечать, не совсем уверен в ответах | ||
Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). | Январь: в пределах 10. | ||
Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. | Январь; может сказать, что тяжелее. | ||
Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. | |||
Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой |
Окружающий природный мир | |||
Времена года, погодные изменения | Только по словам мамы: знает времена года, все изменения в погоде | ||
Одежда, обувь | Только по словам мамы: знает основные названия одежды, ее назначение | ||
Посуда, назначение | Знает назначение посуды, классифицирует чайную и кухонную посуду. | ||
Домашние животные | Знает домашних животных | ||
Дикие животные | Знает диких животных |
Нравственное воспитание
Содержание | Наблюдение |
Способность замечать и запоминать происходящему, радоваться новому дню, замечать дождик, желтые листья на деревьях, снег, холод, солнышко; осознавать на доступном уровне значимость происходящего для других людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакты с другими детьми, взаимодействие с детьми и со взрослыми в доступной форме; желание взаимодействовать со взрослыми во время гигиенических процедур (одевания, умывания, чистки зубов, приема пищи). | |
Совершенствование умения выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность за свои действия и понимать результаты своих действий. |
Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Содержание | Наблюдение |
Осознанное отношение к своему здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня | |
Интерес и бережное отношение на природе; соблюдение правил поведения на природе | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с состоянием собственного здоровья | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных ситуациях. |
Внеурочная деятельность
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
1 сентября – день Знаний | Илья не присутствовал на мероприятии | |
Рождественская ярмарка, праздник «Новый год» | На празднике присутствовал с мамой | |
Пасха | ||
Праздник 8 марта | ||
Окончание учебного года |
Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных Потребностях Ильи | – Индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей); – Индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИОП в домашних условиях», «Формирование социально-бытовых навыков». | |
Обеспечение участия родителей в разработке СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и школе. | Участие родителей в разработке СИПР: – просмотр и обсуждение уроков/занятий – консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; | |
Организация постоянного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | информирование электронными средствами; – личные встречи, беседы; – ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; – просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. | |
Организация и участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: – «1 сентября – День Знаний» – праздник «Новый год» – «Пасха» – праздник «8 марта» |
Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Мебель»,
– Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизеньера,
набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, батут, шведская стенка,
– Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора
Источник