Индивидуальная программа развития ребенка с дцп в школе

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Педагог-психолог: Потапова Т.Г.

Южно-Сахалинск

2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

 ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

 Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы:

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Тематическое планирование

(1 класс)

Название темы

Кол-во часов

1

Диагностика сенсорных и моторных функций

1

2

Диагностика памяти и внимания, мышления  и речи

1

3-4

Развитие мелкой моторики.  Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции).

5-6

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

7-8

Моторика. Вырезание из бумаги и

склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»).

9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

(раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках – раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

11-12

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов.  Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?»

13

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

направлениям.

14

Ориентировка по основным пространственным направлениям

15

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки»

17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

18

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки».  Работа с мелкой моторикой «Лабиринт»

19

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

20

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

21

Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно»

22-23

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

24

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

25-26

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

27

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

28-29

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

30

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

31

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

32-33

Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения.

Читайте также:  У ребенка диагноз задержка речевого развития

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребенке
  1. Илья
  2. 8 лет
  3. Мать – Наталья Б., отец – Дмитрий Б.
  4. Год обучения в школе – первый, 1 «А», надомное обучение

2. Психолого-педагогическая характеристика

Илья обучается в школе первый год, обучение проходит на дому.  Обучается по программе для детей с умеренной умственной отсталостью, написанной на основе программы В.В.Воронковой.

Семья полная, мама всегда с сыном, очень доброжелательна, всегда понимает, что в данный момент происходит с ребенком.  Адекватно воспринимает трудности сына, очень заинтересована в его успешном развитии, прилагает к этому все усилия. В воспитании принимают участие все члены семьи: бабушка, мамина сестра. Папа все время на работе.

По заключению ЦПМПК у Ильи ДЦП, умственная отсталость.

Физическое состояние:  Илья сам передвигаться не может, сам действовать руками пока не может,  пальцы очень сильные, развитые,  часто сжаты в кулак, взять в руку предмет ему затруднительно и практически всегда невозможно.  В зависимости от состояния ребенка, мама или переносит его из комнаты в комнату, или ведет, при этом поддерживая  подмышки.  Ноги слабы и по сравнению с руками – неразвиты.

Сенсорное развитие:  состояние слуха соответствует норме;  Илья может фиксировать взгляд на учителе, слушая его объяснения или слушая сказки, которые он очень любит. Резкие и неритмичные движения говорят о том, что возможно вестибулярная и тактическая чувствительность снижена.

Речь и коммуникация:  понимает обращенную речь, реагирует на свое имя. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными размытыми словами, разделенными на слоги и буквы.  Лучше всех понимает его, конечно, мама,  посторонние люди не всегда могут понять даже такие простые слова, как «да» и «нет».  Положительно реагирует на тактильный контакт с учителем,  не избегает взгляда в глаза.

Предпосылки к учебной деятельности: действия с предметами невозможны из-за сильной спастики пальцев, ладоней;  речь почти отсутствует, из-за чего общение с посторонними  очень ограничено.

Познавательная активность есть, т.к. внимательно слушает объяснения учителя, пытается отвечать с помощью мамы, многое знает.  Трудности вызывает пространственная ориентация.

Игрушки любит, но сам играть с ними не может, только с помощью  взрослого.

Эмоциональное развитие:  Эмоциональное состояние Ильи  на уроках достаточно стабильно, он внимательно слушает, смотрит на учителя, пытается отвечать на вопросы. Иногда ему что-то не нравится, он сдвигает брови и, кажется, хочет заплакать, эти срывы могут быть вызваны усталостью или невозможностью ответить на вопрос, когда его о чем-то спрашивают.

Читайте также:  Лист индивидуального развития ребенка в доу

Проблемы поведения: по словам мамы, с ребенком в этом плане проблем нет, с ним можно всегда спокойно договориться, объяснить ситуацию, успокоить.

Самообслуживание:  самостоятельно действовать не может.  В еде не избирателен, ест все, может попросить чего-то, что в данный момент больше хочется.

4. Индивидуальный учебный план на 2016-2017 учебный год

Предмет

Групп. занятия

Индивидуальные занятия

учитель

Пед.-психолог

Учитель-логопед

Учитель ЛФК

Письмо и развитие речи

2

Чтение и развитие речи

2

Устная речь или речевая практика

1

Математика

2

Мир природы и человека

1

Внеурочная деятельность и коррекционные занятия

Сенсорное развитие

Каждый день мама проводит занятия ЛФК

Предметно-практич.  действия

Частный логопед

Двигательное развитие

Занятия с мамой

Альтернативная коммуникация

Частный логопед

Ритмика

Труд

5. Индивидуальный образовательный маршрут

Преобладающая форма работы – индивидуальная на дому

Способы коммуникации –

Согласие

Несогласие

Привлечение внимания

Требование желаемого

Жесты

+

Пиктограммы

Вокализация

+

+

+

+

Речь

Другое

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Самостоятельная активность –  двигательной активности почти никакой, лежит на спине, на животе, занимается с учителем лёжа на животе (короткое время) либо на руках у мамы в полулежащем состоянии

Трудности поведения – по словам мамы особенных поведенческих трудностей нет, с ребенком можно всегда договориться.

Соматические особенности здоровья – ДЦП

Одевание и раздевание – самостоятельно не может.

Гигиенические процедуры – по словам мамы:  просится в туалет, но, конечно, самостоятельно действовать не может.

Особенности питания –особенных пристрастий нет, есть все, что готовит мама или бабушка; может сам выбрать себе пищу, сам показать, что хочется съесть, может выбрать тот фрукт, который хочется съесть в данный момент.

Особые условия нахождения ребенка на занятии – занятия проходят на дому, мальчик либо лежит на кровати, либо находится на руках у мамы, от резких звуков или от более громкого восклицания вздрагивает;  его взгляд и его внимание всегда направлено на учителя, любит заниматься, слушать сказки, много знает.

Содержание образования

Базовые учебные действия

Содержание

Начало 1 полугодия

2 полугодие

– направленность взгляда

1.на говорящего

2. на задание

Проследить за предметом в движении

Смотрит на учителя, переводит взгляд на задание, не может проследить за двигающимся предметом

– выполнение инструкций педагога

– посмотри на меня

– посмотри на маму

–  посмотри направо

– посмотри вверх

Выполняет просьбу «посмотри на меня», остальные инструкции или не понимает, или не хочет выполнять (путает «право» и «лево»).

– выполнение действия по подражанию

– голову повернуть вправо

– голову повернуть влево

– покачать головой

– махнуть правой рукой

– махнуть левой рукой

Действий по подражанию не выполняет в связи с физиологическими особенностями

– выполнение задания от начала до конца

Некоторые задания не выполняет от начала до конца, опускает голову и не смотрит на учителя, способен производить некоторые операции в уме

Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Речь и альтернативная коммуникация

Специфические цели, замечания по их реализации

Начало 1 полугодия

2 полугодие

1

Илья приветствует приходящего в ответ на его приветствие

– взмахом руки

– словом «привет»

Приветствовать жестом не может, но и не говорит «привет»

2

Илья прощается

– жестом

– словом «пока»

Жестом прощаться не может, пытается говорить «пока»

3

Понимает имя педагога, имена родственников

Имена родственников знает, имя учителя пока ничего ему не говорит

4

Общается с домашними (вокализация)

Может объясняться с домашними, мама понимает все его слова и жесты. С учителем начинает общаться с удовольствием, пытается показать нужную карточку и нужный предмет губами, носом

Математические представления

Пространственные представления: «Право», «лево», «вверх», «вниз»

Часто ошибается, не любит такие вопросы

Пространственные представления: «под», «над», «рядом», «около»,  «сверху», «снизу»

Делает ошибки, но пытается  давать ответы на вопросы

Январь: пространственные представления сформированы

«Между», «внутри»,  «снаружи»,

Представление о форме фигуры: треугольник, квадрат, круг , прямоугольник

Делает ошибки в определении формы

Цвета

Делает ошибки в определении цвета

Январь: понятия основных  цветов сформированы

«Широкий», «узкий», «низкий», «высокий», «глубокий» «мелкий»

Один – много

Может определять

Цифры – первый десяток

Знает числа 1-5

Январь: может посчитать предметы до 10

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).

Январь: может определить место числа.

Ориентация на плоскости: вверху, внизу, справа вверху, слева внизу и т.д.

Часто не хочет отвечать, не совсем уверен в ответах

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Январь: в пределах 10.

Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.

Январь; может сказать, что тяжелее.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой

Читайте также:  Психология эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве

Окружающий природный мир

Времена года, погодные изменения

Только по словам мамы: знает времена года, все изменения в погоде

Одежда, обувь

Только по словам мамы: знает основные названия одежды, ее назначение

Посуда, назначение

Знает назначение посуды, классифицирует чайную и кухонную посуду.

Домашние животные

Знает домашних животных

Дикие животные

Знает диких животных

Нравственное воспитание

Содержание

Наблюдение

Способность замечать и запоминать происходящему, радоваться новому дню, замечать дождик, желтые листья на деревьях, снег, холод, солнышко; осознавать на доступном уровне значимость  происходящего для других людей.

Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакты с другими детьми, взаимодействие с детьми и со взрослыми в доступной форме;  желание взаимодействовать со взрослыми во время гигиенических процедур (одевания, умывания, чистки зубов, приема пищи).

Совершенствование умения выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность за свои действия и понимать результаты своих действий.

Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Содержание

Наблюдение

Осознанное отношение к своему здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня

Интерес и бережное отношение на природе; соблюдение правил поведения на природе

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с состоянием собственного здоровья

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных ситуациях.

Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

1 сентября – день Знаний

Илья не присутствовал на мероприятии

Рождественская ярмарка, праздник «Новый год»

На празднике присутствовал с мамой

Пасха

Праздник 8 марта

Окончание учебного года

Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных

Потребностях Ильи

– Индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей);

– Индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИОП в домашних условиях», «Формирование социально-бытовых навыков».

Обеспечение участия родителей в разработке СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и школе.

Участие родителей в разработке СИПР:

–  просмотр и обсуждение уроков/занятий

–  консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

Организация постоянного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

информирование электронными средствами;

–  личные встречи, беседы;

–  ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

–  просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

Организация и участия родителей во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

– «1 сентября – День Знаний»

– праздник «Новый год»

– «Пасха»

– праздник «8 марта»

Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Мебель»,

– Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизеньера,

набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

–  Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, батут, шведская стенка,

– Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

Источник