Индивидуальная программа развития ребенка онр 3 уровня

Ф.И. ребенка__________________________

Логопед. заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

МДОУ №____на 201_ — 201_ учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.Нарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1периодЛогопедический (тонизирующий массаж).

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи.Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 периодЗакреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 периодЗакреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периодыОсвоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Уровень зрительного восприятия (по данным тифлопедагога).

Работа по предупреждению дисграфии.

1-2-3 периоды.Работа с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи  хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка в детском саду

Состояние грамматического строя речи.Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Источник

Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая

Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

2014 – 2015 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

I

II

III

Нарушение звукопроизношения (звуки  Л-Ль, Р-Рь).

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Читайте также:  Тетради для успешного развития ребенка

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти  звуковой ряд из 3, 4 элементов.  Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять  элементы ритмического рисунка.  Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации  звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Учить узнавать заданный  звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Развивать умение выделять  ударный гласный звук  в начале слова.

Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Учить определять  наличия или отсутствия согласных п,                                                                                                                                                           б,в,ф,т,д,к,г,л в слове.  Выделять  их в начале слова.

Тренировать умение придумывать  слов с заданным звуком.

Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)

Упражнять в определении  места заданного звука в слове.

Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога

Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать  полученные новые  речевые  навыки  в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

Развивать  навыки  самоконтроля качества своей речи.

 Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Зрительное восприятие

Работа по предупреждению дисграфии.

Развивать пространственную  ориентировку: учить ориентировать  в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять  в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.

Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное  употребление прилагательных. Смешение глаголов.

Обогащать и уточнять словарный запас.

Пополнять  словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями  природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы».

Формировать обобщающие понятия

Расширять  словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».

Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.

Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.

Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.

Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки  при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных.  Допускает ошибки  при образовании слов с помощью суффиксов –оньк,  -еньк, Путает приставки  при образовании новых глаголов приставочным способом.

Формирование  навыков словообразования и словоизменения.

Учить различать в пассивной  речи  формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Дать представления  о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний  -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения  мой, моя, моё, мои  с существительными.

Читайте также:  Центр развития ребенка площадь ильича

Учить произносить  в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык  правильного  произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:

-родительный  падеж существительных мужского рода мн. числа;

-дательный падеж 2-го склонения;

-творительный падеж 1-го склонения;

-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство  с предлогам и их значением  НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.

Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные  и относительные прилагательные. Уточнить значение  личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.

Формировать умение правильно согласовывать числительные  с существительными.

Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.

Состояние связной речи.  Не составляет рассказа описание.

Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь  к перечислению событий, изображенных на картине.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения  с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять предложения   по картинке.

Составлять  рассказа-описания по схеме, плану.

Формировать навык составления предложений с предлогами.

Учить составлять  рассказ-описание  по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Развивать умение зрительно восприятия.

Формировать целостность  зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,

Формировать представление  целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить  сходства и различия в предметах, изображениях.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.

Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.

Работать  с цветными матрицами Равенна.

Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.

Развивать  способность  концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты,  орнаменты по образцу.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки

Развивать  мелкую  моторику  кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развивать  зрительно-моторную  координацию:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Развивать мелкую  моторику  кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание

Развивать  мелкую  моторику кисти и пальцев руки:  то же с усложнением

-обведение по контуру

Развивать  мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение, увеличение объема заданий.

Развивать   мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение материала

Развитие словесно-логического мышления.

Развивать словесно – логическое мышление.

–    Формирование умений понимать и задавать вопрос

–    Развитие способности обобщать

–    Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

–    Умение устанавливать закономерности и логические связи

–    Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

–    Умение логически выстраивать высказывания

–    Уметь понимать причинно-следственные связи

–    Развитие логического запоминания

Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Развивать навыки самоконтроля.

Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

–    Развитие умения работать по словесной инструкции

–    Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции

–    Совершенствовать умение планировать свою деятельность

–    Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь

Источник