Индивидуальная программа развития ребенка коррекционной школе 8 вида

Индивидуальная программа развития ребенка коррекционной школе 8 вида thumbnail

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ «Техтюрская СОШ им. И.М. Романова»

МР «Мегино – Кангаласский улус»

Программа индивидуального сопровождения ребенка  VIII вида как часть адаптированной программы

(психологического сопровождения )

Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
            
            Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, социальному педагогу, учителю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
        Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.

   Цель: 

  • Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития

Задачи

  • Всестороннее комплексное обследование детей
  • Установление характера и причин выявленных отклонений
  • Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи
  • Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей
  • Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)
  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе
  • консультативная работа с педагогами, родителями

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребёнком;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Направление работ

Содержание

Сроки проведения

1. Диагностика

-изучение интеллектуальной сферы

Определение ведущих способностей учащихся для индивидуализации обучения, выявления одаренных детей, согласно запросу

сентябрь

-определение уровня тревожности

Выявление степени адаптации, эмоционального состояния

сентябрь

-изучение эмоционально-личностной сферы

Определение личностных особенностей детей, согласно запросу

в течение года

-диагностика детско-родительских отношений

Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей

в течение года

-проективная диагностика «Рисунок семьи»

Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития

декабрь

2.Коррекционная работа

– уроки психологического развития

Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций)

сентябрь –май, еженедельно

Изучение психологических особенностей при использование психолого- диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.

Работа с родителями

-индивидуальная консультация

Оказание психологической помощи

в течение года

-анкетирование, согласно запросам

Анкета «Типы семейного воспитания»

Анкета «Характер взаимоотношений родителей и детей»

сентябрь-ноябрь

февраль-март

-тренинг (детско-родительский)

«Мы вместе»

апрель

Дневник динамического наблюдения обучающегося

 (заполняется 1 раз в четверть)

Наблюдения

Уровень развития

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Психологическое наблюдение

1.Понятийное логическое мышление

2.Понятийное образное мышление

3.Скорость переработки информации

4.Внимательность

5.Кратковременная речевая память

6.Кратковременная зрительная память

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

— динамика индивидуальных достижений учащийся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— другие соответствующие показатели.

Источник

Индивидуальная программа коррекции и развития познавательных процессов учащегося 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Пояснительная записка.

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных процессов. Главным недостатком является нарушение восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания и усвоения школьных знаний. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому необходимо проведение дополнительных индивидуальных внеурочных занятий с детьми, у которых уровень познавательных процессов значительно ниже даже своих сверстников в классе.

Индивидуальная диагностика показала, что у мальчика особенно отмечается:

  • Неустойчивость внимания

  • Гиперактивность

  • Низкий уровень мотивации обучения

  • Низкий уровень логического, образного и словесно-логического мышления

  • Низкий уровень зрительной, слуховой и опосредованной памяти

  • Низкий уровень творческого воображения

  • Слабо сформированы пространственные и временные представления

Целью данной программы является развитие и коррекция познавательных процессов ученика 3 класса.

Исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, выдвигаются конкретные задачи:

  1. В процессе коррекции внимания– сформировать у учащегося как устойчивость внимания, так и распределение внимания, то есть умение контролировать выполнение одновременно двух или больше действий, такое умение основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности; с помощью систематического выполнения упражнений увеличить объем, концентрацию внимания, улучшить навыки точного воспроизведения какого-либо образца;

  2. В процессе коррекции памяти– сформировать у учащегося опосредованное запоминание, то есть умение использовать для запоминания вспомогательные средства; улучшить показатели развития объема слуховой, зрительной памяти;

  3. В процессе коррекции мыслительной деятельности– скорректировать и всесторонне развить такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;

  4. В процессе формирования мотивации обучения– в начале урока создавать доброжелательную обстановку, положительный настрой на работу. Задания должны быть интересными, увлекательными и понятными для воспитанника.

  5. В процессе коррекции воображения– сформировать у школьника как воссоздающее, так и творческое воображение;

Объектом программы является сама программа и ее методы коррекции воздействия на ученика.

Предмет– воспитанник специально-коррекционной школы-интерната.

Организационные условия проведения

индивидуальных занятий.

Индивидуальная программа рассчитана на 2015-2016 учебный год и включает в себя 60 коррекционных занятий. Продолжительность коррекционных занятий не более 20-25 минут, не менее двух раз в неделю. Занятия проводятся в кабинете учителя-дефектолога. В процессе проведения коррекционных занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий.

В индивидуальные занятия обязательно должно входить выполнение упражнений для мозговой гимнастики, физкультминутки. Задания не должны быть однообразные. В конце обязательно должно быть оценивание результатов проделанной работы и обсуждение сложностей в выполнении упражнений, что понравилось, чему научился.

Содержание коррекционных занятий .

Внимание (сосредоточенность)

Память (непосредственная вербальная)

Слушай звуки улицы. Поиграем в индейцев

Угадай кто так говорит

У кого ряд длиннее?

Занятие 2

Внимание (сосредоточенность)

Зрительные ощущения

Выполни команду

Какого цвета?

Цветные полоски

Занятие 3

Память непосредствееная вербальная

Пространственные представления

-Магнитофон

-Переверни рисунок

Что? Где?

Занятие 4

Память двигательная

Пространственные представления

Понятийное мышление

Телеграфист

Куда указывают стрелки

Подбери картинки

Занятие 5

Образное мышление

Зрительно-двигательная координация

Память непосредственная

Цветная сказка

Штриховка

Запомни точно

Занятие 6

Память непосредственная зрительная

Пространственные представления

Понятийное мышление

Нарисуй по памяти

Выполни правильно

Вордбол

Занятие 7

Внимание переключение

Точность движений

Расставь слова

Точные движения

Зашифруй цифры

Зашифруй слова

Занятие 8

Внимание (объем)

Осязательные ощущения

Как точнее нарисовать

Шершавые дощечки

Занятие 9

Пространственные представления

Понятийное мышление

Определи фигуру

Назови одним словом

Конкретизация понятий

Занятие 10

Мышление (абстрагирование)

Память (непосредственная зрительная)

Найди одинаковые

Запомни и найди

Запомни и нарисуй

Занятие 11

Артикуляция

Пространственные представления

Произнеси чисто

Раскрась правильно

Занятие 12

Мышление (анализ)

Анализ образца

Зрительно-двигательные координации

Найди отличия

Дорисуй недостающие детали

Нарисуй точно такие же

Бусинки

Проведи не касаясь

Спящий дракон

Занятие 13

Анализ образца

Зрительное восприятие формы

Срисуй фигуры точно

Путаница

Найди одинаковые

Назови фигуры

Занятие 14

Пространственные представления

Анализ и синтез (анаграммы)

Внимание (устойчивость и переключение)

Поставь значки

Отгадай слово

Называй и считай

Алфавит

Занятие 15

Мышление (синтез)

Мышление (установление закономерностей)

Наблюдательность

Составление предложений

Найди девятый

Все ли ты увидел?

Занятие 16

Пространственные представления

Зрительное восприятие

Где этот домик?

Чей это узор?

Найди предметы одного цвета

Цветовая угадайка

Занятие 17

Выполнение словесных поручений

Слуховое восприятие

Учись слушать и выполнять

Послушай звуки

Занятие 18

Звуковой синтез

Внимание объем

Пространственные представления

Подбери слово

Найди слоги

Говори правильно

Занятие 19

Зрительный анализ

Словесный синтез

Понятийное мышление

Магнитофон

Назови одним словом

Наблюдатель

Вордбол

Занятие 20

Зрительный анализ

Внимание переключаемость

Пространственные представления

Сгруппируй буквы

Синхронный счет

Цветной ксилофон

Живые цепочки

Занятие 21

Понятийное мышление

Память (двигательная)

Пространственные представления

Где спрятать игрушки

Телеграфисты

Вордбол

Занятие 22

Мышление (сравнение)

Зрительное восприятие формы

Паять зрительная непосредственная

Найди одинаковые и отличающиеся

Составь фигуру

Запомни картинки

Запомни порядок

Занятие 23

Анализ образца

Слуховое восприятие

Раскрась правильно

Шумящие коробочки

Занятие 24

Мышление (сравнение)

Мышление (синтез)

Зрительно-двигательная координация

Назови одинаковые

Назови предмет

Молния

Речка

Занятие 25

Мышление (гибкость)

Внимание (распределение)

Мышление (сравнение)

Способы применения предмета

Соблюдай правило

Сравнение слов

Учимся сравнивать

Занятие 26

Мышление (сравнение)

Саморегуляция

Зрительное восприятие формы

Сравни предметы

Образец и правило

Загадочные контуры

Занятие 27

Мышление (анализ)

Анализ образца

Зрительно-двигательные координации

Найди отличия

Дорисуй недостающие детали

Нарисуй точно такие же

Бусинки

Проведи не касаясь

Спящий дракон

Занятие 28

Осязательные ощущения

Внимание (устойчивость)

Тяжелые коробочки

Крестики, точки

Пишущая машинка

Занятие 29

Анализ образца

Память (непосредственная зрительная)

Внимание (устойчивость)

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино?

Одинаковы ли бусы?

Найди образец

Найди картинку

Перепутанные линии

Занятие 30

Внимание

Зрительное восприятие

Анализ образец

Мышление (абстрагирование)

Делаем вместе

Найди фото

Нарисуй так же

Покажи одинаковые

Занятие 31

Пространственные представления

Память логическая

психомоторика

Выше, слева, правее, снизу

Соседнее, через одно

Объедении слова

Сделаем бусы

Вырежи фигурки

Занятие 32

Пространственные представления

Память слуховая и зрительная

Шарики в трубочке

Подбери заплатку

Повтори и добавь

Найди образец

Занятие 33

Внимание (распределение)

Осязательные ощущения

Вычеркивай буквы и слушай

Сколько знаков?

Разложи вслепую

Занятие 34

Произвольность

Мышление (нахождение общих признаков)

Графический диктант

Поиск общего

Занятие 35

Мышление (анализ и синтез)

Пространственные представления

Воображение

Отгадай слово

Диктант пространственных представлений

Волшебный лес

Занятие 36

Внимание (распределение)

Память слуховая

Мышление (наглядно-образное)

Посчитай правильно

Повтори цифры

Найди путь

Занятие 37

Внимание (распределение)

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Делаем вместе

Найди отличающиеся

Найди девятый

Занятие 38

Мышление (сравнение)

Память зрительная

Мышление (установление закономерностей)

Найди одинаковые

Одинаковые разное

Точно такие

Найди девятый

Занятие 39

Произвольность

Пространственные представления

Память зрительная

Летает- не летает

Выполняй правильно

Запомни и нарисуй

Занятие 40

Мышление (анализ)

Мышление (наглядно-образное)

Найди одинаковых

Цирк

Раздели квадрат

Занятие 41

Память опосредованная

Произвольность

Внутренний план действий

Совмести фигуры

Запомни фигуры

Замри!

Занятие 42

Мышление (установление закономерностей)

Мышление (анализ)

Психомоторика

Найди фигуры

Раздели на части

Кто точнее?

Занятие 43

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Зрительное восприятие

Найди отличия

Найди девятый

Загадочные контуры

Занятие 44

Ощущение слуховое

Внимание (устойчивость, переключение)

Мышление наглядно-образное

Шумящие коробочки

Крестики, точки

Раздели квадрат

Занятие 45

Память вербальная

Пространственные представления

Найди слова

Что изменилось?

Что не изменилось?

Превращение фигур

Занятие 46

Мышление (установление закономерностей)

Память вербальная

Найди фигуры

Слова, начинающиеся с одной буквы

Занятие 47

Мышление (анализ и синтез)

Память зрительная

Внимание

Отгадай слово

Нарисуй по памяти

Запретный номер

Занятие 48

Мышление наглядно-образное

Внимание (устойчивость)

Мышление (синтез)

Полянки

Назови по порядку

Что здесь изображено?

Занятие 49

Мышление установление закономерностей

Мышление (анализ)

Память зрительная

Найди фигуры

Точно такие

Раскрашивание фигур

Запомни рисунок

Занятие 50

Ощущение осязательное

Память опосредованная

Ощущение зрительное

Тяжелые коробочки

Подбери картинку

Цветовая угадайка

Занятие 51

Мышление наглядно-образное

Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?

Полянки

Занятие 52

Память опосредованная

Мышление наглядно-образное

Восприятие слуховое

Зашифруй предложение

Ленточки

Назови и проверь постукиванием

Занятие 53

Мышление выделение существенного

Мышление (анализ)

Ощущение слуховое

Выбери главное

Найди подходящий треугольник

Шумящие коробочки

Занятие 54

Пространственные представления

Мышление наглядно-образное

Мышление (гибкость)

Нарисуй пирамиду

Нарисуй кресло

Полянки

Заселение домика

Занятие 55

Мышление (анализ и синтез)

Дорисуй рисунок

Что здесь изображено

Занятие 56

Мышление (обобщение)

Мышление (установление закономерностей)

Четвертый лишний

Найди фигуру

Занятие 57

Восприятие зрительное

Мышление анализ

Слуховое восприятие

Назови буквы

Какой? Какая? Какие?

Шумящие коробочки

Занятие 58

Внимание (распределение)

Мышление (абстрагирование)

Пространственные представления

Вычеркивай буквы и слушай

Посмотри вокруг

Где находится чайник

Занятие 59

Мышление (установление закономерностей)

Память опосредованная

Найди фигуры

Подбери картинку

Занятие 60

Память опосредованная

Ощущение зрительное

Произвольность

Зашифруй предложения

Цветовая угадайка

зеваки

Учащийся должен уметь:

  1. Ориентировать в пространстве листа, правильно называть направления (вправо, влево, вверх, вниз, вне внутри и т.д.).

  2. Правильно анализировать образец и копировать его без ошибок.

  3. Верно выполнять словесные указания взрослого.

  4. При выполнении заданий уметь ориентировать смыслом, применять нелогичные и логические ассоциации, выделять закономерности, уметь сравнивать.

  5. Концентрировать свое внимание на задании, проявлять устойчивость внимание, переключение, распределение, зрительно анализировать.

  6. Проявлять высокий уровень в запоминании слуховом, зрительном, моторном.

  7. Успешно выполнять психологические задания.

Источник