Индивидуальная программа развития ребенка ипра

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

активностью,

самостоятельностью,

креативностью,

уверенностью в себе,

коммуникабельностью,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: 

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  – инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

– Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

–  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого –  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 – Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

–  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

сентябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Элективные курсы (согласно учебному плану)
  1. Кружки, секции (согласно учебному плану)
  1. Для повышения мотивации к учению – дистанционный курс подготовки к ГИА по русскому языку.

учитель

педагог-психолог.

Учителя-предметники

учитель русского языка

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя-предметники, родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка ___________________________

Дата рождения ___________________________

Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

_______________________________

_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида      группы,
проживающего по адресу:

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Дата____________                                        Подпись__________________

Источник

Ф.И.О. ребенка  Иванов Иван Иванович

Основание разработки индивидуального учебного плана Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

Цели программы: установлении контакта с ребенком и преодоление негативизма при общении, вовлечение ребенка в совместную деятельность, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, развитие познавательных навыков.

– формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и новым взрослым;

– снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условия для релаксации и восстановления душевного равновесия;

– облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

– обучение ребенка правильному эмоциональному восприятию литературных произведений: сказок, стихов, рассказов и т. д.

– общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти);

– развитие памяти, мышления, мелкой моторики.

Виды психолого-педагогической коррекции по образовательным областям

Содержание коррекционно-развивающей работы

Специалисты

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

Эмоционально-волевое развитие

Формировать отдельные игровые действия (кормить мишку, катать цыпленка и др.).

Формировать  цепочку из 2-3 игровых действий (кормление куклы, укладывание куклы спать, гуляние с ней).

Учить играть в строительные игры (нагружать кубики, везти их в гараж, строить дом).

Формировать у ребенка представления о себе, научить отзываться на свое имя, учить указывать на себя.

Формировать представление о своих частях тела и зонах лица «Где носик, где ротик?…».

Психогимнастика. Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Игры на эмоциональное раскрепощение (посещение сенсорной комнаты)

Релаксация (посещение сенсорной комнаты)

Развитие эмоционального контроля (посещение сенсорной комнаты)

Упр. на развитие эмоций (посещение сенсорной комнаты).

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Ознакомление с окружающим

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета»,  «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…»

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник)

«Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол», «Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый)

«Матрешки» (разбери и собери), «Разбери пуговки» (по величине)

«Расставь всех матрешек по росту», «Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки», «Найди такую же», «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развитие общей и мелкой моторики рук

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

Песочная терапия

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

Формировать представления  о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь,  (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога), познакомить с их детенышами (у кошки- котята, у собаки – щенок).

Знакомить  с овощами и фруктами: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан.

Учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону – игрушки, в другую – посуду.

Педагог-психолог

Воспитатель

Речевое развитие

Понимание обращенной речи

Формирование фонетико-фонематического  слуха

Формирование активной речи

Учить выполнять действия по речевой инструкции:

 «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в « ладушки»;

Выполнять задания, включающие 1-2 действия («Дай, куклу, чашку, ложку и т.д», «Возьми куклу», «Возьми куклу и дай Маше», «Возьми куклу и посади за стол»);

Выполнять задания, включающие пространственные отношения между предметами («Поставь машинку на стол», «Поставь матрешку под стул» «Найди куклу, она в шкафу», «Принеси машину, она под столом»).

Рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

Петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

 -произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!  

 – учить дуть – на свечку,  в дудочку, на бабочку и др.

Делать артикуляционный  массаж лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ (по — пу — пы, то — ты — ту), делать улыбку и трубочку из губ и просить повторять по подражанию, спрятать и показать язычок, щелкать язычком, учить произносить звукоподражания и слова (при этом у ребенка должна быть соответствующая картинка или игрушка).

Учить ребенка (при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок) выполнять определенные действия (хлопать в ладоши, поднимать ручки и т.д.).

Разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением.

Учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Три медведя»), участвовать в драматизации этих сказок.

Учитель-логопед

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Слушание

Музыкально-ритмические движения

Вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой.

– снежинки или капли дождя, шарик с веревочкой, елочка с игрушками,

Учить ребенка рисовать различными  изобразительными  средствами прямые и круговые линии, дорисовывать картинку (ленточку к шарику, веревочку к машинке…).

Учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации («колобок катится по дорожке», «дождь идет», «листья опадают»).

Учить менять цвет воды при помощи краски.

Учить смешивать краски.

Вызывать интерес к лепке совместными действиями, формировать способы обследования предметов перед лепкой (рассматривание, ощупывание).

Учить делить пластилин на 2 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями, сплющивать, лепить предметы по подражанию (баранки, колобок).

Вызывать интерес к аппликации совместными действиями, знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу, учить наклеивать простые предметы по показу (шары на ниточках, рыбки в аквариуме).

Вызывать интерес к конструированию совместными постройками, учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции (лесенки, стол и кроватка, гаражи для большой, средней и маленькой машин), при этом все постройки обыгрываются.

Учить распознавать разнообразные звуки —  скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, стук в дверь, по столу, по стеклу и т.д.

Учить находить нужную коробочку по звуку (две одинаковых коробочки с крупами, бусинами, камушками и другими материалами).

Познакомить с музыкальными инструментами – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Учить различать на слух музыкальные инструменты.

Учить различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?: – овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующий игрушку (картинку).

Учить ритмическим движениям:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;                        

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений (сопровождение текста движениями);

– пение детских песенок (воспроизведение сюжета с помощью игрушек). 

Воспитатель по ИЗО

Воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Физическое развитие

Овладение основными движениями

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Учить выполнять различные движения: перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог.

Учить выполнять действия с воздушным шаром – слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему. Развивать умение бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.

– формировать у детей навыки элементарной ориентировки в пространстве, обучая детей движению по ориентирам (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, на мягких модулях;

– учить детей согласовывать свои действия с действиями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;

  – развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;

 – учить детей выполнять по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, уверенно выполнять физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре; 

– стимулировать желание детей принимать активное участие в подвижных играх; целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;

 – развивать ручную моторику в действиях с мелкими предметами в различных пальчиковых и кистевых упражнениях.

Учить действовать самостоятельно:  

– приучать расправлять одеяло после сна;

– умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем) ; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;

– во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.

– одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) –  трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

– приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

Инструктор по физической культуре

Воспитатель

Источник