Индивидуальная программа развития ребенка инвалида с умственной отсталостью
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Индивидуальные сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: И.И.И
Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:
7 лет (01.01.08г.р.)
Место жительства: город,улица,дом
Мать: И.И.И.
Отец: нет
Год обучения: 1
Форма обучения: на дому
Структура СИПР.
Содержание
Стр.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке
1
2. Структура СИПР
1
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
2
4. Индивидуальный учебный план
3
5. Базовый учебные действия
4
6. Содержание образования:
4
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
4
6.2. Внеурочная деятельность
12
7. Программа сотрудничества с семьей
13
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
14
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
15
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.
Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).
Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.
И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.
Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.
Требуется контроль и постоянная помощь.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Изобразительная деятельность.
3. Математические представления.
4.Индивидуальный учебный план.
Предметные области
Учебные предметы
Время проведения
занятий (индивидуально на дому)
Ф.И.О. учителя
кол-во
день недели
ФИЛОЛОГИЯ
Речь и альтернативная коммуникация
2
МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Математические представления
1
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий природный мир
1
Человек
1
ИСКУССТВО
Музыка и движение
1
Изобразительная деятельность
2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивная физкультура
1
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
2
5. Базовые учебные действия
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Формирование базовых учебных действий
– направленность взгляда:
на говорящего взрослого
на задание
– выполнение инструкций педагога:
«Возьми»
«Посмотри на меня»
«Покажи»
– использование по назначению учебных материалов
– выполнение действия
по подражанию
по образцу
по инструкции
– выполнение задания от начала до конца
Коррекция поведенческих проблем
– коррекция негативизма
– коррекция агрессии
6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация
Установление контакта
– обращение по имени к собеседнику
– приветствие собеседника в ответ на его приветствие:
жестом (помахать рукой из стороны в сторону)
словом «Привет»
Поддержание контакта
– выражение своих желаний («Дай»)
– выражение просьбы о помощи («Помоги»)
– выражение согласия:
жестом (кивок головы)
словом («Да»)
– выражение несогласия:
жестом (покачать головой из стороны в сторону)
словом («Нет»)
Завершение контакта
– прощание с собеседником:
жестом (помахать рукой)
словом («Пока»)
Развитие речи
Устная речь
Импрессивная речь
– понимание имен:
педагогов класса
учащихся класса
– понимание названий предметов по темам:
«Семья»
«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Одежда»
– понимание названий действий
– понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)
Экспрессивная речь
– употребление отдельных звуков (а, у и др.)
– употребление звукоподражаний животным
– употребление простых слов (дай и др.)
– называние своего имени
– употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)
Математические представления
Количественные представления
– нахождение одинаковых объектов:
предметов
изображений
– различение множеств
один
много
пусто
Пространственные представления
– составление упорядоченного ряда из однородных предметов
– составление предмета (изображения):
из 2-х частей
из 3-х частей
Представления о форме
– группировка предметов по форме
-различение предметов по форме
круг
квадрат
– соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами
Представления о величине
– группировка предметов по величине
-различение предметов по величине
большой
маленький
Окружающий природный мир
Животный мир
– различение диких животных:
лиса
заяц
волк
медведь
– различение домашних животных:
корова
свинья
лошадь
кот
собака
Растительный мир
– различение отдельных фруктов:
яблоко
груша
банан
лимон
апельсин
– различение отдельных овощей:
помидор
огурец
капуста
морковь
картофель
лук
Человек
Самообслуживание
Прием пищи
– еда вилкой
Обращение с одеждой и обувью
Раздевание
– снятие отдельных предметов одежды:
свитер
футболка
– расстегивание:
молнии
кнопок
Одевание
– застегивание:
липучек
кнопок
пуговиц
молнии
– надевание предмета одежды:
шапка
свитер
футболка
Туалет
– сообщение о желании сходить в туалет
– пользование туалетной бумагой
Гигиена тела
Уход за полостью рта
– чистка зубов
– полоскание полости рта
– соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой
намачивание щетки
выдавливание зубной пасты на зубную щетку
чистка зубов
полоскание рта
мытье щетки
закрывание тюбика с зубной пастой
Уход за волосами
– расчесывание волос
Представление о себе
– различение частей тела:
рука
нога
туловище
живот
голова
шея
волосы
уши
– различение частей лица:
нос
рот
глаза
брови
зубы
язык
Музыка и движение
– узнавание музыкальных инструментов по звучанию:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
– различение тихого и громкого звучания музыки
Игра на музыкальных инструментах
– освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
– передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
– сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
Движение под музыку
– выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:
топанье
хлопанье
покачивание с одной ноги на другую
прыганье
кружение
приседание
– выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)
– соблюдение последовательности простейших танцевальных движений
– ведение хоровода
Изобразительная деятельность
Рисование
Приемы работы с карандашом и кистью
– соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой
снятие лишней воды с кисти
опускание ворса кисти в краску
снятие лишней краски о край баночки
рисование на листе бумаги
опускание кисти в воду и т.д.
Рисование основных элементов
– рисование точек
– соединение точек
– рисование линий
вертикальных
горизонтальных
Предметное рисование
– рисование контура предмета:
по контурным линиям
по опорным точкам
Выполнение работы в контуре
– закрашивание внутри контура
Лепка
Подготовка материала к работе
– разминание материала
Деление на части
– отрывание куска материала от целого куска
– откручивание куска материала от целого куска
Придание формы
– катание шарика
– катание колбаски
– выдавливание формы формочками
Видоизменение формы
– сгибание колбаски в кольцо
Аппликация
Работа с бумагой
– сминание бумаги
– разрывание бумаги
Работа с клеем
– намазывание всей поверхности клеем
Работа с шилом
– выкалывание шилом по контуру
Составление аппликации
– сборка изображения объекта из нескольких деталей
Адаптивная физическая культура
Физическая подготовка
Построение и перестроение
– принятие основной стойки для построения и перестроения
– построение в колонну по одному
– размыкание на вытянутые руки в стороны
– ходьба в колонне по одному
– бег в колонне
Общеразвивающие упражнения
– вдох и выдох через рот
– вдох и выдох через нос
– сжимание и разжимание кистей рук
– одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой
– круговые движения кистью
– движения руками в разных направлениях в положении «стоя»
– круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
– наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.
– наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.
– наклоны туловища вперед, назад, в стороны
– ходьба с высоким подниманием колен вверх
– полуприсед
– поднимание на носках в положении «стоя»
– ходьба:
по доске, положенной на пол
ходьба по гимнастической скамейке
– прыжки на двух ногах:
на месте
с продвижением вперед
– стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке
– ходьба по кругу, взявшись за руки
– ходьба в умеренном темпе
– спокойный бег с правильной координацией движений
– ползание:
на четвереньках
на животе
– лазание по гимнастической стенке:
вверх
вниз
– броски мяча двумя руками:
вверх
о пол
– ловля мяча двумя руками
– передача в шеренге:
мяча
гимнастической палки
Санки
– передвижение санок за веревку
– сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения
– удержание равновесия при спуске санок с горы
– подъем после падения с санок
Спортивные и подвижные игры
– соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:
бег вокруг батута
запрыгивание на батут
– соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего
– соблюдение правил игры «Строим дом»:
соблюдение очередности при переносе модулей
составление «башни»
Велосипедная подготовка
– посадка на трехколесный велосипед
– управление велосипедом:
по прямой
поворот по большому радиусу
вращение педалей
6.2. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
Участие ребенка в мероприятии
«1 сентября – День Знаний»
присутствие на торжественной линейке, классном часе
«День матери»
присутствие на мероприятии
«Неделя доброты»
присутствие на мероприятии
«Новый год»
участие в новогоднем празднике
Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества
присутствие на мероприятии
Игра
сенсорные игры в шариковом бассейне
Торжественная линейка по окончанию учебного года
присутствие на мероприятии
Прогулки на улице
экскурсия в лес, парк
7. Программа сотрудничества с семьей
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)
индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя
участие родителей в разработке СИПР
присутствие родителей на уроках/занятиях;
консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
домашнее визитирование
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий
8. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.
Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)
Подвесные качели.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты
Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
– действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
+;-
_
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
– со значительной помощью взрослого
зп
– с частичной помощью взрослого
чп
– по последовательной инструкции (изображения или вербально)
пи
– по подражанию или по образцу
по
– самостоятельно с ошибками
со
– самостоятельно
с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
–
2. Не выявить наличие представлений
н
3. Представление на уровне:
– использования по прямой подсказке
пп
– использование с косвенной подсказкой (изображение)
кп
– самостоятельное использование
с
Подписи:
Учитель: Родители:
Источник
Краткое описание документа:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, и ТМНР.
СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 2) МКОУ Р-Буйловская средняя общеобразовательная школа.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Обоснование актуальности
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная | Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута. |
Информационная | Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени. |
Мотивационная | Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся. |
Организационная | Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики. |
Самоопределения | Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. |
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность, целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Нормативно – правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:
Нормативные документы:
– Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;
– Федеральные Государственные стандарты второго поколения;
– Конвенция о правах ребёнка;
– ПостановлениеГлавногосанитарноговрачаРФот29декабря2010г.№189г.Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано 3 марта 2011, рег. № 19993»;
-Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»;
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
– Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Источник