Индивидуальная программа развития ребенка доу с нарушением речи

на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.

на 2015 — 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей  возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.

Введение.

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Актуальная проблема.

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

 Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

• формирование полноценной связной речи.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Формирование слоговой структуры слова.

3 период

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука – ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период

Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ.

Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

 Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

  Учитель-логопед                                                                                                                                                          Меликова М.В.

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке.

ID программы:  № 1

ФИО ребенка:  

Возраст ребенка:      5,9 лет

Место жительства:  

Мать:  

Отец:  Год обучения:  2

Заключение ТПМПК №   от    Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная программа: АООП для детей с ТНР в ДОО.

Заключение ПМПк №  от   Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи 2 уровень речевого развития, запинки в речи.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Единственный ребёнок в семье. Родители заинтересованы в помощи ребёнка. Принимают активное участие в образовательном процессе. Двуязычия в семье нет. Нарушений речи у ближайших родственников нет. Социальные условия: материально обеспечены. С 6 мес. до 1,5 лет ребёнок воспитывался у бабушки.

Заключения специалистов: педиатр, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед – здоров. 

В анамнезе выявлены вредоносные факторы биологического характера. В 2017г. установлен диагноз артроз тазобедренного сустава (со слов матери), длительный болезненный синдром, стационарное лечение с мамой. 

Моторная сфера. Отмечается моторная напряжённость, повышенный тонус верхней части тела, неловкость, медленное переключение с одной позы на другую в общей и мелкой моторике.

Состояние речевого аппарата без особенностей.

Голосовая функция не нарушена. С сентября 2018г. стал говорить шёпотом при ответах.

Дыхательная функция – отмечаются непостоянные запинки при стремлении к быстрому высказыванию, эмоциональном возбуждении.

Двигательные функции мимической мускулатуры не нарушены.

Двигательные функции артикуляционной мускулатуры – не нарушены.

Нарушений слуха, зрения нет.

Кирилл в контакт вступает не сразу, первое время молчит, не выполняет инструкции. Знает своё имя и фамилию, понимает родственные связи.

Настроение ребёнка устойчивое, хорошее. Волевые особенности – нерешительность. Долго присматривается, выполняет задания не сразу.

Позже включается в работу. Работоспособность устойчивая, работает с интересом.

Реакции на замечания и одобрения адекватные. 

Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния – новые условия, участники групп, педагоги.

Общая характеристика речи. 

Понимание речи. Не нарушено.  

Состояние фразовой речи. Может построить собственное высказывание, отмечаются частые запинки в речи (в начале слова с согласного звука). Весной отмечается ухудшение.

Грамматический строй речи. Словообразовательные   словоизменительные навыки соответствуют возрасту. Отмечаются редкие ошибки в согласовании существительных с числительными ( 5 стулов, куклов), редкие аграмматизмы типа «продавает», при уточнении Кирилл может исправить ошибки.

Лексический запас. Достаточный для осуществление полноценной коммуникации.  Фонематический слух развит. Фонематическое восприятие соответствует возрасту. Навыки звукового анализа и синтеза активно формируются. Доступно определение начального и конечного звука в слове, места звука в слове в позиции начало – конец – середина слова.

Слоговая структура грубо не нарушена. Отмечается несформированность навыков слогового анализа и синтеза.

Звукопроизношение нарушено: свистящий сигматизм шипящих – замена Щ=Сь; параротацизм Р=Л, Рь=Ль.  

3. Индивидуальный образовательный  план.

Предмет

Групповые занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Педагог

Развитие речи

1

Воспитатель, учитель-логопед

ФЭМП

1

Воспитатель

Познавательное

1

Воспитатель

Физкультура

3

Инструктор по физической культуре

Музыка

2

Музыкальный руководитель

Рисование, лепка, аппликация

3

Воспитатель

Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

Учитель-логопед,

педагог-психолог

Всего

11

2

4

4. Основные направления работы.

4.1. Перспективный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребёнком.

1)  Развитие моторики, дыхательной деятельности:

  • тонкой моторики рук;
  • артикуляционной моторики;
  • вырабатывать речевое дыхание, сильный длительный выдох и направленную воздушную струю.

2)  Формирование лексико-грамматических средств языка.

  • учить согласовывать  существительные с числительными;

3) Развитие фонематического восприятия.

  • Учить узнавать и различать:

– звукокомплексы по высоте, силе, тембру,

– фонемы, слоги, слова, близкие по звуковому составу;

– формировать навыки слогового, звукового анализа.

4)  Формирование правильного произношения.

  • Постановка звуков Щ, Р, Рь;
  • Автоматизация поставленных звуков в речи.
  • Дифференциация звуков: Щ и Сь.

5) Время занятий: Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.

4.2. Поэтапное содержание психокорекционной работы.

I ЭТАП

Подготовительный (3 занятия)

Задачи:

– установление эмоционально-позитивного контакта с ребёнком;

– формирование умения произвольно направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения.

Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка с логоневрозом интерес к взаимодействию с игрушкой, преодолеть робость и неуверенность.

II ЭТАП

Отреагирование детских страхов и тревожности (8 занятий).

Задачи:

– обогащения эмоционального опыта положительными переживаниями;

– снятие эмоционального напряжения;

– формирование умения различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно – не приятно, страшно, радостно, удивительно, печально);

– формирование умения понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;

– отреагирование чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.

Ожидаемый результат: помочь ребёнку с логоневрозом научиться различать базовые эмоции с помощью цвета, мимики, интонации, игрушки, а также отреагировать тревожность, связанную с боязнью самостоятельных действий.

III ЭТАП

Формирующий (8 занятий).

Задачи:

– формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих и потенциально опасных ситуациях;

– фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления тревоги;

– повышение чувства уверенности в себе;

– расширение поведенческого репертуара и навыков общения.

Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка способы уверенного поведения в опасных (темнота0 или незнакомых (новый детский коллектив) ситуациях; научить с помощью мимики, жестов, позы, походки и реплик передавать различные настроения.

IV ЭТАП

Заключительный (6 занятий).

Задачи:

– обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования в психотравмирующих ситуациях;

– формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;

– перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.

Ожидаемый результат:

– закрепить способы уверенного поведения ребёнка с логоневрозом в дошкольном учреждении при взаимодействии со сверстниками.

5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

учитель-логопед

педагог-психолог

6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)
  • Особенности развития ребёнка. Планирование коррекционной работы. Обсуждение трудностей, достижений.

Фиксация в тетрадях консультаций специалистов

7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2016г.

Рабочая программа учителя-логопеда.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия», 1998.

Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1984.

Коррекционные, развивающие  игры и пособия специалистов .

8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

Обследование в начале, середине, конце учебного года.

Учитель – логопед                                 ____________  /

Педагог-психолог                                 ____________  /

Источник

Анна Загайнова
Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед нами – учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

Решение данной проблемы возможно через разработку индивидуальной образовательной программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Для составления и реализации данной индивидуальной программы были проведены такие мероприятия:

анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;

разработка программы командой специалистов;

ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;

индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;

прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;

коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;

мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист внес свой вклад в организацию обучения воспитанника с ОВЗ.

В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;

результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;

учебный план обучения ребенка с ОВЗ;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы;

поурочное планирование;

планирование работы учителя-логопеда с семьей;

консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;

мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед – ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).

Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:

– определение сложности и выраженности речевых недостатков;

– постановка и автоматизация звуков;

– профилактика нарушений письменной речи;

– оказание консультативной помощи родителям;

– оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МБДОУ;

– проведение интегрированных занятий.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Данная индивидуальная образовательная программа разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильеовй. – 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями от 20.12.2010 г. продолжительность образовательной деятельности составляет для воспитанника 6-го года жизни – не более 30мин.

Цель: спроектировать модель индивидуальной образовательной программы для воспитанника с речевым нарушением с целью коррекции имеющихся недостатков и гармонизации личности в целом.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР 2 уровня. Стертая дизартрия.

Задачи:

В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

• коррекция когнитивных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

• коррекция социальных и коммуникативных умений (межличностные взаимоотношения в классе, обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.);

• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (основы саморегуляции, формирование адекватной самооценки и поведения, снижение уровня личностной тревожности.)

• коррекция мотивационной сферы;

Задачи по развитию речи:

• устранение дефектов звукопроизношения;

• формирование фонематических процессов;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование полноценной связной речи.

• активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;

• формирование просодической стороны речи;

• активизация внимания, памяти, мышления;

• развитие мелкой пальцевой моторики;

• развитие языковой интуиции;

Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с 10.01.14 по 25.05.14 г.

Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПК в мае 2014 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка: ___

Логопедическое заключение: ОНР II уровень, стертая дизартрия.

Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает.

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений, выделения «4лишнего».

Содержание: Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.

«Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» О. С. Гомзяк, ГНОМ, 2011

«Логопедическая грамматикадля детей от 2-4 (4-6) лет» О. А. Новиковской, Санкт – Петебург,Корона. Век,2012г.

Содержание работы:

1. Развитие общей и мелкой моторики:

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

• Артикуляционные упражнения для губ:

• Артикуляционные упражнения для языка:

• Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, и звука [й].

• Автоматизация звуков.

• Дифференциация звуков.

5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Расширение словаря признаков, слов-действий.

Называние антонимов.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

Установление причинно-следственных конструкций.

Сроки динамического контроля: январь, май.

Анализ результатов логопедической работы.

Источник