Индивидуальная программа развития ребенка дефектолог
Индивидуальная образовательная программа
учителя-дефектолога
МБОУ Козульской СОШ №2
Кукарцевой Светланы Владимировны.
Педагогический стаж 19 лет
Стаж работы учителем в учреждении – 19 лет
Стаж работы дефектологом-0
Классы, в которых преподает учитель- 1-3
Тема самообразования учителя:
«Формирование навыков учебной деятельности у
учащихся с нарушением интеллекта»
Курсы переподготовки:
2011-2012 год «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»
Педагогические технологии:
Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Игровая технология
Введение
Программа коррекционной работы в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционной работы учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Анализ собственной деятельности
В 2011-2012 учебном году я стала работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня совсем нет. С октября 2011 года я пошла на переподготовку в ИПК по курсу «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» по итогам этих курсов я получу специальность учитель-дефектолог.
Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.
Задачи программы
- Научиться выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления моей работы
Моя коррекционно-развивающая работа должна обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:
- выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач:
1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе.
Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что с его помощью становится возможным:
– мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
– моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
– создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
– расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
2. Игровая технология
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Этапы реализации программы
этап | результат | срок | Образовательный ресурс |
Сбор и изучение теоретической литературы по теме «Обучение детей с нарушением интеллекта » | Создание методической копилки | 2011-2012 год | Интернет, материалы коллег |
Выступление на МО | Представление своей методической копилки | Май 2012 год |
Курсовая переподготовка подготовка по теме «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» | Диплом о высшем образовании по специальности «Дефектолог» | 2011-2012 год | ИПК |
Этап сбора и анализа информации | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей. Написание характеристик. | Август-сентябрь (каждого уч. года) |
Этап планирования | Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность | Август-сентябрь (каждого учебного года) | Программа коррекционного обучения, интернет. |
Этап регуляции и корректировки | Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы. | Сентябрь-ноябрь |
Этап введение информационных технологий | Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении | 2011-2013 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Этап введения игровых технологий | Банк дидактических игр в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта | 2011-2013 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Выступление на МО | Представление своего банка дидактических игр | Май 2013 год |
Прохождение аттестации | Подтверждение I категории | 2014-2015 учебный год |
Источник
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2018– 2019 УЧ. ГОД
ДЛЯ Ф.И.ребенка
I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМИ
1. Побуждение речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении.
2. Создание игровых ситуаций, вызывающих стремление к взаимодействию со
взрослыми. «Дай мне игрушку», «Где звучит игрушка?».
3. Побуждать активность в контактах со взрослыми, используя ласковую речь,
одобрение, тактильный контакт. Привлекать внимание к игрушкам, к действиям с ними.
II. ФОРМИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С
ДЕТЬМИ.
Привлекать внимание к другим детям, создание игр-ситуаций: «Поздоровайся с
Андрюшей!», «Дай игрушку Лене» и т. д.
III. УМЕНИЕ ПОДРАЖАТЬ ВЗРОСЛОМУ.
1. Учить смотреть на взрослого и подражать различным его действиям.
2. Выполнять простые подражательные движения за педагогом. «Делай как я»: поднять
руки вверх, положить руки на голову, и т. д.
3. Мытьё рук под струёй воды без мыла, вытирать полотенцем.
4. Выполнение подражательных движений с игрушками.
IV. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ОБЩАЯ МОТОРИКА
1. Обучение ходьбе в прямом направлении до игрушки.
2. Залезать на лесенку и спускаться с неё при помощи рук.
3. Упражнение имитационного характера: «мишка топает», «птички летят».
РУЧНАЯ МОТОРИКА
1. Подражание крупным и мелким движениям руки.
2. Занятия с раздаточным материалом: пирамидки, кубики, нанизывание колец, раскладывание мелких предметов. Игра «Построим дом».
3. Рисование по манке (песку).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА
Вызывание движений по подражанию в процессе игры:
– Как Ляля плачет? А-а-а!
– Как киса мяукает? Мяу!
– Как говорит курочка? Ко -ко–ко!
– Как гудит пароход? Ту- ту!
V. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Восприятие звучащих музыкальных инструментов, звучание игрушек: барабан,
дудочка, погремушка.
VI. СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ЦВЕТЕ.
1. «Поймай игрушку» – учить на практике различать форму, перераспределять пальцы на
предмете в зависимости от формы.
2. Практическое действие, требующее опоры на форму и величину предмета.
3. Подбор предметов по цвету.
– по подражанию сличать два цвета:
красный – синий, жёлтый – зелёный.
VII. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЙ ВЕЛИЧИНЫ.
Большой – маленький. При непосредственном сопоставлении 2-ух контрастных
по величине предметов. Выделение из нескольких предметов одного большого или
маленького.
VIII. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ, ПОНЯТИЕ ТОЖДЕСТВА,
ПОНЯТИЕ О КОЛИЧЕСТВЕ.
1. Дать понятия о форме: шар, кубик, колечко, палочка.
2. Много – мало – один.
IX. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Уметь показывать части тела на себе и на игрушках.
X. ПОЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И
ИГРУШКАМИ.
1. Наблюдение за движущимися игрушками.
2. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
3. Катание шариков в определённом направлении.
XI. ОСВОЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ПРЕДМЕТНОГО ОКРУЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
1. Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, развивать
понимание элементарных инструкций «Где звучит игрушка?».
Уточнение и накопление словаря пассивного:
– выполнение команд-поручений.
-игра – диалоги.
3. Импрессивная речь
– выполнение инструкций
– понимание инструкций обусловленных ситуаций, звукоподражание, вызывание лепета,
переход к слову.
-показ игрушек: кошка, собака, кукла, корова, и т. д. 2-5 игрушек с соответствующими
обозначениями му – му и т. д.
4. Формировать понимание и выполнение побудительных инструкций:
«возьми – положи», «сними – надень».
XII. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
1. Поддувание мелких бумажек, перышек, ватки , задувание свечи и т. д.
Оборудование: плавающие лодочки, уточки.
Игра: «Кто дальше» , «Кто сильней».
XIII. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Сосредотачивать внимание на одной игрушке.
2. Учить подражательным действиям: «Пожалей куклу» , «Погладим лялю» приговаривая
«ой – ой», «Покачаем лялю» – поём колыбельную.
3. Одевать и раздевать куклу, укладывать спать, кормить на глазах ребёнка, привлекать
внимание.
XIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Чирканье на доске мелом.
2. Демонстрация краски, кисти, карандаша, наблюдение появления цветовых пятен.
3. Рисование для ребёнка, сопровождать рисование речью, побуждать
заинтересованность к изображению.
Совместные действия ребёнка и взрослого.
Учитель-дефектолог: Гуренкова Ирина Алексеевна
Источник
Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.
Ф. И. ребенка: ___
Дата составления:___
Содержание работы. (примерное)
1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.
Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.
Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.
Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др.Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.
Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы.Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.
Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.
Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.
Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.
2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.
Дать понятие звук, учить слушать,правильно артикулировать и произносить: а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.
Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.
Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.
Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов).Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.
3. Формирование элементарных математических представлений
Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов,сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.
Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.
Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел: круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.
Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.
Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: который по счету?.
Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру, число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
Учитьориентироваться в пространстве и на листе бумаги: спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.
4. Развитие мелкой моторики.
развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;
-развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать, раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.
-развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание “зашумленных” изображений, складывание разрезных картинок.
5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.
развивать память через игру на внимание “Что исчезло?”, разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать, обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.
Рекомендации учителя дефектолога:___
Учитель-дефектолог: ___
Источник