Индивидуальная программа развития ребенка аутиста в доу

Индивидуальная программа развития ребенка аутиста в доу thumbnail

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка

с расстройством аутистического спектра)

ФИО ребенка        :  _________________________________________________________________    Дата рождения:  __________________________________________                                                  

Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Аутичных детей легко узнать по взгляду, “погруженному в себя”, отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника
  • совершенствовать коммуникативные навыки
  • развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым
  • развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Сентябрь-декабрь

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

2. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

3. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.

• Игра: «Подружились мы с тобой».

• Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

• Упражнение «Говорим друг другу до свидания».

• Игры на развитие контактности: «Погладь кошку»,

• «Поиграй с куклой»

Познавательное развитие

Задачи

1. Формировать представления о предметном мире.

2. Группировать предметы по цвету.

3. Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

4. Развивать зрительное и осязательное восприятия.

Игра «Найди место для игрушки»

• «Собери пирамидку»

«Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»

• «Мозаика»

Речевое развитие

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения.

2. Формировать навыки связной речи.

3. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных

4. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб

• Игра «Кто позвал тебя»

• Упражнение «Позови мячом»

• Игра «Ладушки», «Волшебный сундучок»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование;

2. Способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)

• Игра: «Сделай как я»

• Игра «Художник»

Физическое развитие

Задачи

1. Создание комфортной среды во время двигательной деятельности

2. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

3. Развивать активность в играх

Подвижные игры:

«Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Январь-Май

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально.

2. Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

• Игра «Семья»

• Игра «Позови ласково»

• Рассматривание иллюстраций, фотографий

Познавательное развитие

Задачи

1. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

2. Формировать умение участвовать в совместной деятельности;

• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»

• «Какая дорожка короче -длиннее»

• «Где речка шире-уже»

• «Какой мячик меньше – больше»

Речевое развитие

Задачи

1. Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

2. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.

Вид деятельности

• Игры «Запомни слова»

• «Кому нужны эти предметы?»

• «Помоги разложить картинки на группы»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать способность к продуктивным видам деятельности;

2. Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.

«Лучик для солнышка»

«Радуга»

«Украсим полянку цветами».

Физическое развитие

Задачи

1. Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.

2. Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер

• Игры: «Догони меня»

Читайте также:  План развития ребенка по месяцам до года рост вес

• «Лягушки»

• «Птички и кошка»

• «Эхо»

Приложение 1

Практические упражнения с дошкольниками

  • Погладь кошку

Взрослый и дети подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети её гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

  • Покажи нос

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаем мы играть. 
Вы смотрите, не зевайте 
И за мной все повторяйте, 
Что я вам сейчас скажу 
И при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

  • Кто Я?

Взрослый поочерёдно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижёр и т.д.). Ребёнок должен отгадать, кто это был.

  • Покажи по-разному

I этап игры.

Взрослый говорит:

— Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота… (взрослый пригибается). Какие? (Ребёнок должен назвать антоним к слову «высокие».)

— Я несу лёгкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)… Какой пакет?

— Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?

— Я иду медленно, а вот я иду… Как?

— Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…

— Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…

II этап игры.

Все действия выполняет ребёнок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

Практические упражнения со школьниками:

  • Шпион

Необходимо загадать предмет и детально его описать. Ребёнку необходимо найти предмет в комнате по описанию. Если это вызывает сложности, то поставьте на стол две или три разных игрушки и опишите одну из них, затем попросите определить, что вы только что описали.

  • Танцы

Взрослый включает ритмичную музыку и просит ребёнка танцевать вместе с ним. Ребёнок повторяет фигуры, показанные взрослым.

  • Нарисуй мое лицо

Необходимо начертить на листе бумаги круг или овал большого размера. Взрослый гипертрофированно изображает какую-то эмоцию, а ребёнок должен изучить лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге. 

  • Угадай, что

Ребёнок закрывает глаза, взрослый выдает ему простой предмет. Попросите ощупать предмет и описать его вам. Если ребёнок невербальный, то нужно попросить его показать этот предмет на картинке.

Приложение 2

      Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:

∙ консультации;  ∙ индивидуальные беседы;  ∙ тренинги.

       Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

– ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;

– при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;

 – родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает.  Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

 – вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

– когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

– во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

– играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

– аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица друг у друга;

Читайте также:  Диск для развития ребенка от 0 до года

– старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

 – для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.

Источник

ПрограммаКраткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует. Очень любит различные музыкальные инструменты. Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное. Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец. Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами. В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы. Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

Читайте также:  Дзержинск нижегородская область детский развития ребенка

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

I Этап

Предпосылки учебного поведения-взгляд в глаза

-сидение за столом

-концентрация внимания на педагоге или материале

Развитие подражания-подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)

-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)

-подражание артикуляционным движениям

(провоцирование эхо-праксии,

-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)

Выполнение инструкций-Сделай так!(простые движения)

-Дай! (предметы)

-Покажи!(формирование указательного жеста)

Соотнесение и различение-предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце)
Импрессивная речь-названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)

-названия действий (инструкции)

Экспрессивная речь-подражание вокализациям ребенка(перекличка)

-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла

-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)

-обучение жесту «Дай»

Коррекция поведенческих проблем-выбегание из группы

-негативизм

-крик и плач

II Этап

Предпосылки учебного поведения-закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом)
Развитие подражания-обучение вокальной имитации(М, А, У)

-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам

-подражание артикуляционным движениям

-рифмовки с движениями, хороводные игры

-подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры)

Выполнение инструкций-Делай так!(2-3 движения подряд)

-Дай! (предмет, фото, картинка)

-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)

-Кати!(мяч, машинку)

-Лови, кидай! (мяч)

-инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола)

Соотнесение и различение-предметы

-предметы и фотографии этих предметов

-предметы и картинки с изображением этих предметов

Импрессивная речь-названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)

-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)

-буквы А, У, М

-порядковый счет до 5

-понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…)

Экспрессивная речь-звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)

-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)

-обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом

Развитие мелкой и общей моторики-пальчиковые игры

-мозаика

-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)

-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок

-шнуровки

-игры с песком и водой

-игры с мячом

-занятия с фитболом

-музыкальная зарядка

-прохождение спортивных дорожек

-чиркание по бумаге, обводка по трафарету

-умение пользоваться ножницами

-работа с тестом, пластилином

Сличение-одинаковых букв, цифр

-разных вариантов одного предмета

(раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…)

III Этап

Коммуникация-выражать потребности с помощью карточек PECS

-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых

-здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами)

Импрессивная речь-названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)

-«чтение» визуальных расписаний

-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»

-понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?»)

Экспрессивная речь-все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)

-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)

-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?

-оречевление собственных действий

-порядковый счет до 5

-заучивание коротких рифмовок

Сортировка-по цвету

-по форме

-по величине

-по категориям (одежда-продукты и т.п.)

Самостоятельная деятельность-обучение использованию визуального расписания:

  • с помощью  предметов
  • с помощью фотографий

(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание)

Сличение-одинаковых букв, цифр, слов

-разных вариантов одного предмета

Развитие мышления, элементарные математические представления-понятия один-много

-обозначение количества до 5

-соотнесение количества и числа

-состав числа

-складывание разрезных картинок,

-пазлы

-собирание матрешек и пирамидок

-компьютерные игры для детей младшего возраста

-настольные игры: лото, домино

-продолжение последовательности с повторяющимися элементами

-кубики  Никитина

Развитие мелкой и общей моторикиСм. II Этап

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

 Loading …

Источник