Индивидуальная программа развития ребенка 8 вида
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Техтюрская СОШ им. И.М. Романова»
МР «Мегино – Кангаласский улус»
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы
(психологического сопровождения )
Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, социальному педагогу, учителю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.
Цель:
- Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития
Задачи
- Всестороннее комплексное обследование детей
- Установление характера и причин выявленных отклонений
- Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи
- Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей
- Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе
- консультативная работа с педагогами, родителями
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- диагностические исследования;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Направление работ | Содержание | Сроки проведения |
1. Диагностика | ||
-изучение интеллектуальной сферы | Определение ведущих способностей учащихся для индивидуализации обучения, выявления одаренных детей, согласно запросу | сентябрь |
-определение уровня тревожности | Выявление степени адаптации, эмоционального состояния | сентябрь |
-изучение эмоционально-личностной сферы | Определение личностных особенностей детей, согласно запросу | в течение года |
-диагностика детско-родительских отношений | Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей | в течение года |
-проективная диагностика «Рисунок семьи» | Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития | декабрь |
2.Коррекционная работа | ||
– уроки психологического развития | Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций) | сентябрь –май, еженедельно |
Изучение психологических особенностей при использование психолого- диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие. | ||
Работа с родителями | ||
-индивидуальная консультация | Оказание психологической помощи | в течение года |
-анкетирование, согласно запросам | Анкета «Типы семейного воспитания» Анкета «Характер взаимоотношений родителей и детей» | сентябрь-ноябрь февраль-март |
-тренинг (детско-родительский) | «Мы вместе» | апрель |
Дневник динамического наблюдения обучающегося
(заполняется 1 раз в четверть)
Наблюдения | Уровень развития | |||
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Психологическое наблюдение | ||||
1.Понятийное логическое мышление | ||||
2.Понятийное образное мышление | ||||
3.Скорость переработки информации | ||||
4.Внимательность | ||||
5.Кратковременная речевая память | ||||
6.Кратковременная зрительная память |
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений учащийся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— другие соответствующие показатели.
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
«Согласовано» «Утверждаю»
Родитель____________ Заведующий МАДОУ______
Дата________________ Дата ____________________
ф.и.о. ребенка
г. Нижневартовск, 2015г.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
Адресат: Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.
Мальчик с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.
Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.
Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.
Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.
1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):
№занятия
Тема
Основное содержание занятия
Задачи занятия
№1-2
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№3-4
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№5-6
Я и моя семья.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).
– Вместе с мамой.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).
– Про бабку.
Развитие координации движений
– Моя семья.
Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.
№7-8
Осень.
– Листья полетели.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
– Боровичок.
Развитие координации движений
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№9-10
Ягоды.
– Лепим ягоды.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Волшебный мешочек.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.
– Подбери фигуру.
Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.
№11-12
Овощи.
– Волшебный мешочек.
Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Фрукты, овощи, ягоды.
Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.
№13-14
Фрукты.
– Лепим фрукты.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Фрукты и овощи.
Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№15-16
Осенние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№17-18
Растения: трава, цветы.
– Лепим ромашку
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Запомни слова.
Развитие кратковременной долговременной слуховой память.
№19-20
Растения: деревья, кустарники.
– Шуршащие листья.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Найди фигурке место
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№21-22
Домашние птицы.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Старая утка.
Развитие координации движений, памяти.
№23-24
Домашние животные
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
– Царапка – гимнастика для пальцев.
Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.
№25-26
Зима.
– Лепим снежный ком.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Лошадки.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Мозаика на пластилине.
Развитие тактильного восприятия.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№27-28
Игры и забавы детей.
– Потопаем, похлопаем.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
– Слушай бубен.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№29-30
Дни недели.
– Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).
– Два барана.
Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
№31-32
Зимние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Четыре стихии.
Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
– У оленя.
Развитие координации движений, памяти.
– Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№33-34
Сутки.
– Что сначала?
Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
№35-36
Новый год.
– Лепим ёлочные игрушки.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
– Слушай бубен!
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№37-38
Мои друзья.
– День рождения куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).
– Указочка.
Развитие координации движений.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.
№39-40
Одежда.
– Одеваем куклу в гости.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
№41-42
Обувь.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
– Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
– Ухо-нос.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№43-44
Посуда.
– Лепим тарелку и чашку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
– Чашки и блюдца.
Развитие зрительного восприятия, внимания.
– Накроем стол
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№45-46
Мебель.
– Конструктор.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Замок.
Развитие координации движений, памяти.
– Уютный дом куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№47-48
Транспорт.
– Игры «Самолёт летит».
Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Два медведя.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Прокати по дорожке.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
№49-50
Птицы.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Кто летает?
Развитие внимания.
– Сорока-белобока.
Развитие координации движений.
№51-52
Дикие животные
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Мишка косолапый.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Сравни животных.
Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.
– Рисуем нитью по клеточкам
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№53-54
Школа. Школьный двор.
– Школьный звонок.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
– Что в классе?
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№55-56
Дни недели.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Три медведя.
Развитие координации движений.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№57-58
Весенние месяцы.
– По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
– Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
– Зайка и ёжик.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№59-60
Насекомые.
– Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
– Божья коровка.
Развитие координации движений, памяти.
– Жук.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Лепим бабочку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
№61-62
Сад, огород.
– Посадим овощи.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).
– Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
– Улитка.
Развитие координации движений, моторной памяти.
– Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№63-64
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№65-66
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.
Источник