Индивидуальная программа развития ребенка 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Стерлибашево

МР Стерлибашевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

_______ И.П.Петрова

«_____» _______ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______ М.И.Афанасьева

«_____»_________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №2 с.Стерлибашево

________ Р.В. Мирхайдаров

Приказ № ___  от «__» ___ 2016г.

Программа по индивидуальной работе с одарёнными детьми

 для 3 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Программу составила:

 учитель начальных классов

Сахибгараева Эльвира Ринатовна

                                                                 2017-2018 учебный год

Актуальность программы по работе с одарёнными детьми

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (внеурочная деятельность, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

Из материалов ФГОС

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

– Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

– В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

– В школе должны быть свои традиции.

– Школа должна давать современное образование.

– В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Главные принципы реализации программы

– Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

– Гуманизм в межличностных отношениях.

– Научность и интегративность.

– Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

– Применение принципов развивающего обучения.

– Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

– интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

– задания с отсроченным вопросом,

– интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; – задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

– решение частично-поисковых задач разного уровня,

– творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

– организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;

– подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

– проведение массовых мероприятий внутри объединения;

– обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися:

– объединения дополнительного образования;

– групповые занятия с сильными учащимися класса;

– факультативы;

– кружки по интересам;

– конкурсы и конференции;

– интеллектуальный марафон;

– участие в олимпиадах;

– работа по индивидуальным планам;

– научно-исследовательские конференции.

Методическая работа педагога:

– заниматься самообразованием;

– повышать профессиональное мастерство;

– посещать занятия других педагогов;

– участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

– проводить открытые занятия;

– подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

– проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

– Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

– Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

– Интеллектуальный марафон.

– Лекция “Развитие личности ребенка”.

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии примеры

6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели:

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

– знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

– проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

– предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

– увлечён своим делом;

– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

– профессионально грамотным;

– интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

– проводником передовых педагогических технологий;

– психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

– знатоком во всех областях человеческой жизни.

Портрет выпускника школы

– любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

– умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

Список слабоуспевающих учащихся 3 класса

на 2017/2018 учебный год

Математика

1. Хусаинов Рамил

2. Галиуллинав Эвилина

3. Сахаутдинов Ильгиз

     4.Сагитова Сагдиана

     5. Воронина Кристина

Русский язык

1. Хусаинов Рамил

2. Галиуллинав Эвилина

3. Сахаутдинов Ильгиз

     4.Сагитова Сагдиана

     5. Воронина Кристина

Расписание индивидуальных занятий с одаренными  учащимися

 3 класса в 2017/2018 учебном году

Предмет

День недели

Время проведения

1.

Математика

Вторник

13.50– 14.35

2.

Русский язык

Пятница

13.45– 14.30

Календарно – тематическое планирование занятий по русскому языку с одаренными детьми

п.п

Название темы занятия

Дата

1

2

Дорога к письменности

Как обходились без письма?

Древние письмена.

3

4

5

6

Кто-кто в алфавите живет?

Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема.

Для всех ли фонем есть буквы?

Вопросы для любознательных.

Тесты по теме.

7

8

9

10

В путь за «главным» правилом.

«Ошибкоопасные» места.

Опасные согласные

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило.

11

12

13

«Фонемные» и «нефонемные» правила.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется.

«Фонемное» правило о непроизносимых согласных.

«Нефонемное»правило

14

15

16

Память и грамотность.

Из чего строятся слова?

Строительная работа морфем.

Где же хранятся слова?

Дерево из слов.

17

18

19

Приставки-труженицы.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Нарушители главного правила(вторая группа).

Самые трудные(третья группа).

20

21

Смотри в корень

Слова «родственники».Кто командует корнями?

Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман».

«Пересаженные корни».

22

23

24

25

26

Что такое морфология.

Путешествие в сказочное королевство Лингвиния.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

27

28

29

Наречие.

Предлог и союз.

Частицы и междометия.

30

31

32

33

Синтаксис

Работа с толковым словарем.

Словосочетания и их построение.

Виды предложений.

Немного о пунктуации.

Тестовые задания, игры, ребусы.

34

Обобщение

Проверочная работа (тесты) по пройденному материалу.

Календарно-тематическое планирование

занятий по математике с одаренными детьми

п/п

Тема занятия

Дата

1.

Диагностическое обследование

2.

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

3.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

4.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

5

Задачи ловушки , шутки.

 6.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

 7.

Задачи связанные с величинами

 8.

Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

  9.

Решение логических задач

  10

Решение логических задач

  11

Задачи на упорядочение множеств

  12

Задачи решаемые с помощью графов

  13

Комбинаторные задачи

  14

Олимпиадные задачи

15

Олимпиадные задачи

16

Олимпиадные задачи

17.

Олимпиадные задачи

Источник

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса

Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.

с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.

Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

Читайте также:  Развитие воображения у ребенка 5 лет

Задачи программы:

  • создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;  
  • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • формирование        умения         сравнивать,         анализировать,   делать несложные самостоятельные выводы;  
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  
  • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;  
  • формирование положительной мотивации к обучению;  
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.  
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием

Представление на учащегося

_____________________________________________

Отделение _______________   _____ класс

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.

Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности  и поведения.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;

Русский язык:

– навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

  • навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

  • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
  • способ чтения — послоговой
  • понимание прочитанного — недостаточное
  • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Направления коррекционной работы

Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов

Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  •  развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Читайте также:  Методы развития монологической речи ребенка

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений,  выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».

6. Формирование навыка письма

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Организация взаимодействия специалистов

сопровождения учащегося с ЗПР

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы

Учитель

1.  Умение действовать по плану;

2. умение оценивать правильность выполненного действия;

3.умение  вносить коррективы в результат

4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

1. Совместное выполнение заданий;

2. Объяснение;

3. Показ;

4. Построение учебного высказывания

Учитель-дефектолог

1. Развитие образного мышления;

2. Развитие словесно-логического мышления.

1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий;

2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку;

3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.;

 Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы».

Учитель-логопед

1. Развитие  слухового внимания и памяти;

2. Развитие фонематических процессов;

3. Формирование связного речевого высказывания

1. Работа с текстом;

2. Составление вопросительных предложений по образцу;

3. Обучение написанию изложений и сочинений;

4. Графические диктанты

1. Демонстрация;

2. Объяснение;

3. Самостоятельное выполнение;

4. Беседа

Педагог-психолог

1. Соблюдение правил поведения;

2. Осознанное выполнение обязанностей;

3. Развитие коммуникативных компетенций;

4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

5. Развитие пространственно-временных представлений

1. Создание ситуации успеха;

2. Дозированная нагрузка;

3. Чередование видов деятельности;

4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

1.Наблюдение;

2. Беседа;

3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

4. Тестирование

Социальный педагог

Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

1. Беседа;

2. Оказание направляющей помощи

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

Ожидаемые результаты:

– развитие  познавательной сферы;

– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

– развития положительных качеств личности;

– улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

– принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

– формирование прочных учебных умений и навыков.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

 3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 7.

4. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73

 5. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школь