Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в школе по математике
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высоковская средняя общеобразовательная школа
Торжокского района Тверской области
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №
«__» _________2017 г
Руководитель МО
____________________
Согласовано
«___» ___________2017 г
Заместитель директора школы по УВР: Кошкина Л.В._________________
«Утверждаю»
«___» ___________2017 г
Директор школы: Зезюлин А.Н.
____________________
Индивидуальная образовательная программа развития одаренного ребенка
«Математика»
5 класс
составила Дуля Л.Ф. учитель математики высшей категории
п. Высокое
2017 г.
В современном обществе проблема выявления одарённых детей формулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости. Программа направлена на углубление и расширение базовых знаний с учетом индивидуальных способностей и уровня развития ученика 5 класса.
Индивидуальность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, ведущая идея и важнейшее условие современного подхода к образованию. Программа рассчитана на учащегося с высоким уровнем интеллекта, развитым образным мышлением, сформированными комбинаторными способностями, высоким уровнем мотивации к предмету.
К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Кроме того, проводимые олимпиады и турниры показывают, что у учащихся нет навыков и умений, необходимых для успешного участия в таких мероприятиях.Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.
Цель программы:
Создание условий, способствующих развитию образного мышления, формирования комбинаторных способностей, с высоким уровнем мотивации к предмету.
Задачи программы:
– повышение интереса к занятиям математикой;
-расширение и углубление знаний в области математики;
-сформировать устойчивую мотивацию к учебной деятельности, развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности.
Адресность программы:
Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 5 класса , Леонтьева Матвея, проявляющего интерес к математике. Леонтьев Матвей имеет высокую учебную мотивацию, высокие умственные способности. К обучению относится очень добросовестно и ответственно.Умеет четко и системно излагать свои мысли и рассуждает на любые темы. Матвей любит решать задачи с нестандартным содержанием. Но недостаточно знаний теоретического характера для решения творческих работ.
Ценности программы:
Данная программа предназначена для индивидуального обучения одаренного учащегося, которая направлена на углубление и расширение базовых знаний с учетом индивидуальных способностей и уровня развития ученика 5 класса.
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности ребенка.
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Принципы реализации программы:
1. Принцип комфортности в любой деятельности. Как правило, эта индивидуальная работа, имеющая многофункциональную диалоговую работу, цель которой не только оценка за достижения, но и оценка как поощрение к дальнейшим шагам в творческой работе.
2. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
3. Принцип опережающего обучения.
4. Принцип развивающего обучения.
5. Дифференциация и индивидуализация обучения.
При обучении используются типы деятельности:
-программой предусмотрены исследовательский и проблемно-поисковый метод, что способствует достижению высоких результатов;
-наблюдение за успешностью обучения на уроках математики;
-обеспечить участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:
проектная деятельность;
проблемное обучение;
личностно-деятельностный подход;
обучение в сотрудничестве.
1. Множества (4 часа)
Один из величайших математиков Петербургской академии Леонард Эйлер написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. Эйлер писал тогда, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Наряду с кругами в подобных задачах применяют прямоугольники и другие фигуры. Рассмотреть задачи, решаемые с помощью «кругов Эйлера».
2. Числовые ребусы (3 часа)
Рассмотреть числовые ребусы: арифметические примеры на различные действия, в которых некоторые цифры заменены звездочками. Основная задача – восстановить первоначальную запись примера.
3. Переливания (3 часа)
Рассмотреть задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца, а также могут решаться путём проб.
4. Взвешивания (3 часа)
Рассмотреть задачи, в которых требуется либо упорядочить имеющиеся предметы по массе, либо обнаружить фальшивую монету за указанное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Выяснить методы их решения.
5.Латинские квадраты (3 часа)
Познакомиться с видами латинских квадратов. Рассмотреть способы решения таких задач.
6. Логические задачи (3 часа)
Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. Чаще всего встречается тип задач, в которых на основании серии посылок, требуется сделать определённые выводы. Не менее распространена и другая разновидность логических задач, которые принято называть задачами «о мудрецах». Третья разновидность популярных логических задач составляют задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
7. Графы(4 часа)
При решении логических задач часто бывает трудно запомнить многочисленные условия, данные в задаче, и установить связь между ними. Решать такие задачи помогают графы, дающие возможность наглядно представить отношения между данными задачи. Рассмотреть применение графов при решении конкретных задач
8.Принцип Дирихле(4 часа)
Рассмотреть задачи, которые можно решить, применяя принцип Дирихле. Принцип Дирихле следует показать на примере: «Если есть 10 клеток, в которых надо разместить более, чем 10 зайцев, то в какой-то клетке будет более, чем один заяц». Принцип этот очевиден, но применить его не всегда легко, так как далеко не все улавливают смысл задачи.
9.Четность (3 часа)
Чёт-нечёт. Простые соображения, связанные с чётностью, могут давать в некоторых случаях ключ к решению достаточно сложных задач. Рассмотреть способ решения таких задач.
10.Делимость (4 часа)
Знакомство с признаками делимости. Рассмотреть задачи, решаемые с помощью признаков делимости
Срок реализации индивидуальной программы: 1 год
Распределение часов по темам – 34 часа (1 час в неделю), продолжительностью: – 45 минут.
Таблица 1 – Календарно тематическое планирование
1
02.09.
Понятие множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера
+
научиться решать задачи по данной теме
2
09.09.
Понятие множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера
+
научиться решать задачи по данной теме
3
16.09
Понятие множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера
+
научиться решать задачи по данной теме
4
30.09
Понятие множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера
+
+
научиться решать задачи по данной теме
5
07.10
Числовые ребусы
+
научиться решать ребусы
6
14.10
Числовые ребусы
+
научиться решать ребусы
7
21.10
Числовые ребусы
+
научиться решать ребусы
8
04.11
Переливания
+
научиться решать задачи по данной теме
9
11.11
Переливания
+
научиться решать задачи по данной теме
10
19.11
Переливания
+
+
научиться решать задачи по данной теме
11
25.11
Взвешивания
+
научиться решать задачи на наименьшее число взвешиваний
12
02.12
Взвешивания
+
научиться решать задачи на наименьшее число взвешиваний
13
09.12
Взвешивания
+
научиться решать задачи на наименьшее число взвешиваний
14
16.12
Латинские квадраты
+
научиться решать задачи по данной теме
15
23.12
Латинские квадраты
+
+
научиться решать задачи по данной теме
16
13.01.
Латинские квадраты
+
научиться решать задачи по данной теме
17
20.01
Логические задачи
+
научиться решать задачи с помощью таблиц
18
27.01
Логические задачи
+
научиться решать задачи с помощью таблиц
19
03.02
Логические задачи
+
+
научиться решать задачи с помощью таблиц
20
10.02
Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево
+
научиться строить графы
21
17.02
Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево
+
научиться строить графы
22
24.02
Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево
+
научиться строить графы
23
03.03
Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево
+
научиться строить графы
24
10.03
Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения.
+
научиться решать задачи по данной теме
25
17.03
Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения.
+
научиться решать задачи по данной теме
26
24.03
Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения.
+
+
научиться решать задачи по данной теме
27
31.03
Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения.
+
научиться решать задачи по данной теме
28
07.04
Четность
+
научиться решать задачи на чередование
29
14.04
Четность
+
научиться решать задачи на разбиение на пары
30
21.04
Четность
+
научиться решать задачи на разбиение на пары
31
28.04
Признаки делимости.
+
выучить признаки делимости
32
05.05
Признаки делимости.
+
научиться решать задачи по данной теме
33
12.05
Признаки делимости.
+
научиться решать задачи по данной теме
34
19.05
Признаки делимости. Повторение
+
научиться решать задачи по данной теме
График контроля
30.09 – творческая работа 19.11-творческая работа
23.12- зачет 03.02- творческая работа
17.03-творческая работа
19.05 – контрольная работа
Таблица 2 – Методическое обеспечение образовательного процесса
Взвешивания
Консультация, самостоятельная работа. Поисковый
Подборка заданий.Мультимедийный проектор
Проверочная работа
5
Латинские квадраты
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
Зачет
6
Логические задачи
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
Творческая работа
7
Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф.
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
8
Принцип Дирихле
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
Творческая работа
9
Четность
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
10
Делимость
Консультация, самостоятельная работа.
Поисковый
Подборка заданий. Мультимедийный проектор
Контрольная работа
Формы итогового контроля:
Итоговый контроль проводится на последнем занятии в виде контрольной работы.
Организация работы по индивидуальной программе:
Предполагает участие в:
– олимпиадах по математике;
– проектной деятельности;
– конкурсах;
– викторинах, интеллектуальных играх;
– в предметной неделе.
1. Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления;
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
По окончании курса Матвей
должен знать:
Определение понятия множество, элементы множества.
Определение понятия граф.
Приемы решения задач на переливание, взвешивание.
Способ перебор нескольких вариантов при решении числовых ребусов.
Определение принципа Дирихле.
должен уметь:
1. Решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач.
2. Владеть алгоритмами решения задач.
3. Решать нестандартные задачи из практической жизни.
4. Решать числовые ребусы и мозаики.
5. Разгадывать магические квадраты и кроссворды.
Акулич И.Ф. Задачи на засыпку и другие математические сюрпризы. – Минск: «Асар», 2010.
Бахтина Т.П. Раз задачка, два задачка…: Пособие для учителей. – Мн.: ООО «Асар», 2000
Берлов С.Л., Иванов С.В. Кохась К.П. Петербургские математические олимпиады. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир,2012.
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2011
Математический кружок в 5-6 классах, Методическое пособие для учителей, ФМЛ №31, Челябинск, 2010.
Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы). – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2012.
Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2005
Образовательные электронные ресурсы:
1. https://www.vneuroka.ru/mathematics.php – образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. https://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. https://www.develor-kinder.com – «Сократ» – развивающие игры и конкурсы.
4. https://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная программа
работы с одаренными детьми по предмету «Математика»
Разработала
Васильева Ирина Васильевна
учитель математики и
информатики первой
квалификационной категории
с.Помары
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с тем, что в настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества. Поэтому в системе работы с одаренными детьми необходимо работать над максимальным развитием умений, навыков, познавательных способностей.
Данная программа разработана в соответствии с программой по математике для средней общеобразовательной школы, рассчитана для работы с одарёнными детьми, увлекающимися математикой, предусматривает углубление и расширение тем, соответствует уровню математической подготовки ребёнка. Она учитывает индивидуальные и психологические особенности обучающихся и нацелена на их индивидуальное развитие. Идеи, заложенные в этой программе, учат школьников мыслить. искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания. должны повысить уровень математической подготовки.
Цель программы: Создание условий для развития учащихся, одарённых в умственном отношении; повышение качества их обучении, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации.
Задачи программы:
• Сформировать устойчивые знания по предмету; • Воспитывать познавательную активность, умение приобретать знания и творчески ими распоряжаться; • Научить анализировать ситуацию, точно формулировать учебно-познавательную проблему, решать проблему; • Учить проводить полное обоснование в ходе теоретических рассуждений; • Развивать активность учащегося самостоятельно получать знания, применять их в практической деятельности • Развить умения и навыки работы с учебной и справочной литературой; • Усвоить ряд внепрограммных тем; • Подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА; Использовать инновационные педагогически и информационные технологии на уроках математики с целью достижения максимального уровня развития детей.
План работы с одаренными детьми
Одаренные дети
Фамилия, имя
класс
Способности
Организация работы с одаренными детьми
Направление работы
Время проведения
1
Организация и проведение Интеллектуального марафона по математике
ежемесячно
2
Подготовка к школьной олимпиаде по математике
сентябрь, октябрь
3
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»
сентябрь-март
4
Декада математики
декабрь
5
Проектная деятельность, разработка проектов
В течение года
6
Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований
В течение года
7
Занятия по курсу «За страницами учебника алгебры»
В течение года
8
Занятия по курсу практикума по математике
В течение года
9
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях
В течение года
10
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах сети Интернет
В течение года
11
Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами
В течение года
В работе по изучению и сопровождению развития одарённости использованы следующие тестовые методики:
Использованная методика
Цель диагностирования
Методика «Карта одаренности»(на основе методики Хаана и Кафа).
Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Характер и наличие учебной мотивации.
Методика Климова И.И. «Карта интересов».
Определение круга интересов и склонностей ребёнка.
Опросник Айзенка.
Личностные особенности.
В процессе работы с одаренными детьми необходимо создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.
Программа индивидуального изучения математики дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию
обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и
увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить
образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями
обучения одарённых детей:
1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов
темпе.
2) углубление – более глубокое изучение материала.
3) обогащение – обучения с выходом за рамки изучения
традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация – использование оригинальных объяснений, поиск
новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует
формированию у школьника личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Для занятий используются с одаренными детьми используются ресурсы сети Интернет, справочный материал.
Индивидуальная работа с одаренными детьми структурирована следующим образом:
1 этап – подготовительный
5 -7 классы
Приобретение навыков научной организации труда.
Формирование устойчивого познавательного интереса.
задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,
подготовка докладов, проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах.
2 этап – развивающий
8-9 классы
Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры ученика.
работа по индивидуальной образовательной программе,
написание реферативных исследований и эссе,
участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.
Литература
Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. // Одаренный ребенок: дар или наказание. – Спб. 2009.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. – М: Просвещение, 2008.
Вавилов В.В. Школа математического творчества // Математика в школе. – 2005. – № 2.
Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. – № 6.
Мартынова С.Е. Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики // Математика в школе. – 2008. – № 9.
Миракова Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в 5 – 8 классах., Квантор, №3 1991.
Математические олимпиады. 906 самых интересных задач и примеров., Ростов – на – Дону.; Издательский центр «Кредо», 2006.
Источник