Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе
МБОУ «Тункинская СОШ»
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
Плотникова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
- Конвенция о правах ребенка,
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученица,…., которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
- Развивать активность и самостоятельность;
- Расширять возможности обучения и самообучения;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
- Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
- Формировать культуру межличностных отношений.
Данная программа рассчитана на 2017 – 2019 учебный год, чтобы подготовить Валерию к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактироваться после того, как будет проанализирована работа за предстоящий учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
– повышение интеллектуального уровня;
– умение использовать и проявлять свои способности;
– проявление самостоятельной творческой активности;
– формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
– участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных, ) способствующее позиционированию ОУ
Этапы реализации программы
I этап – диагностический.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица 1
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Плотникова С..В. |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | 3-4 неделя ноября | школьный психолог |
6 | Социометрия. Автор – Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | школьный психолог |
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка».
II этап – коррекционно-развивающий.
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица 2
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
3 | Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру и русскому языку | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | психолог |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
Основные направления развития учащегося и выбор предметов для изучения:
Таблица 3
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Русский язык | Олимпиады. Проектная работа | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в Олимпиаде «Русский язык с Пушкиным». Высокий балл на конец года. |
Литературное чтение | Олимпиады, литературные конкурсы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах и литературных конкурсах. |
Окружающий мир | Олимпиады, исследовательская деятельность | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах. Подготовка исследовательской работы. |
Математика | Олимпиады, конкурсы, итоговые работы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в муниципальной олимпиаде по математике |
Проектирование – образовательная программа «Я составляю программу образовательной деятельности»
Таблица 4
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию в школьной олимпиаде по математике | 1. Индивидуальные консультации учителя . 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение занятий «Умники и умницы». | Школьный уровень – 1 место |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике | 1. Индивидуальные консультации учителя. 2. Индивидуальная работа. | Олимпиада «Русский с Пушкиным» – победитель; Олимпиада Плюс по математике – победитель Всероссийская межпредметная олимпиада – победитель |
Исследовательская работа по окружающему миру | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | Научно-практическая конференция- муниципального уровня |
Проектная работа по русскому языку | Разработка проекта. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя). | |
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений). | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Определение способов оценки и самооценки обучающегося
Таблица 5
Самооценка: «Что я хотел?» | |
«Что я сделал для достижения цели?» | |
«Чему научился?» | |
«Что необходимо сделать ещё?» |
Портфолио за учебный 2016 – 2017 учебный год
Место проведения | Результат |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Русский с Пушкиным» | победитель |
Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада | победитель |
Внутриклассная олимпиада по математике | 1 место |
Внутриклассная олимпиада по русскому языку | 1 место |
Источник
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе.
2019-2020г.
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученик,…., который уже в первом классе привлек моё внимание. Мальчик старательный, его отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Его ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я стараюсь пробудить в нём потребность к саморазвитию и открыть пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
Развивать активность и самостоятельность;
Расширять возможности обучения и самообучения;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
Формировать культуру межличностных отношений.
Данная программа рассчитана на 2019– 2020 учебный год, чтобы подготовить Сергея к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактирована после того, как будет проанализирована работа за прошедший учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
– повышение интеллектуального уровня;
– умение использовать и проявлять свои способности;
– проявление самостоятельной творческой активности;
– формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
– участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных ) .
Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренного ребенка в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки ребенка в соответствии с его способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способного и одарённого школьника в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренным учащимся;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста – победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
Выявление одарённого ребенка.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарённым ребенком, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарённым ребенком
Подготовка учащегося к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Консультирование родителей одарённого ребенка по вопросам развития способностей по нужному предмету.
Формы работы с одаренным учащимся:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
внеурочная деятельность;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах.
Сроки реализации программы: 2019 -2020 г.г.
1 этап. Диагностический
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица 1
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
Кл.рук
3
Выявление интересов. Вовлечение в работу внеурочной деятельности (Методика Климова И.И. «Карта интересов»)
3-4 неделя
сентября
Кл.рук
4
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог
5
Проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, тренинг)
Сентябрь-декабрь
Кл.рук.
6
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
От начала и до окончания работы
Кл.рук
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка», родители ребенка знакомятся с результатами.
2 этап. Коррекционно-развивающий
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица 2
Разработка индивидуального плана работы с одаренным ребенком
1 неделя октября
Кл.рук.
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру
1 неделя октября
3
Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру
2 неделя октября
4
Подготовка к интеллектуальным конкурсам
ноябрь
5
Включение на уроках разноуровневых заданий, повышенной сложности
ноябрь-май
6
Беседа с родителями. Консультирование родителей
декабрь
По результатам этапа составляется индивидуальный план работы с одаренным ребенком по нужному предмету
3 этап. Констатирующий
Цель: научить ребенка самостоятельно добывать знания
В течение года и по его результатам составляется портфолио учащегося. Портфолио заполняется учеником совместно с родителями и педагогом.
Источник
Составитель: Воробьева Г.В.
г. Саратов
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог Краснова С.В.
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
классный руководитель Воробьева Г.В.
3
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
школьный психолог Краснова С.В.
4
Опросник Айзенка. Личностные особенности.
3-4 неделя
сентября
школьный психолог
Краснова С.В.
5
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог Краснова С.В.
6
Социометрия. Автор – Дж. Морено.
3-4 неделя
декабря
школьный психолог
Краснова С.В.
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута
1
Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.
1 неделя октября
учитель-предметник Воробьева Г.В.
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике
1 неделя октября
учитель – предметник Воробьева Г.В.
3
Выбор темы исследовательской работы по русскому языку
2 неделя октября
руководитель
Воробьева Г.В.
4
Составление плана учеником для учета желаний ребенка.
2 неделя октября
Психолог Краснова С.В.
5
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
2 неделя октября
классный руководитель
Воробьева Г.В.
Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
Предмет
Причина выбора
Форма работы
Ожидаемые результаты
Русский язык
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады
2.Участие в интеллектуальном марафоне «Любопытный бобрёнок»
Математика
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями – предметниками.
сентябрь
Карта познавательной деятельности ребенка
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Воробьева Г.В.
октябрь
Индивидуальный образовательный
маршрут
Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)
октябрь
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным психологом
, Краснова С.В.
руководителем МОУ,
педагогом Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.
Классный руководитель Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»
Планирование
Мероприятия
Результат
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике
1. Работа с учителем.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике
1. Индивидуальные консультации.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?»
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
1.Стать отличником по всем предметам
2.Заявить о себе на различных уровнях
3.Опробовать новый для меня вид обучения
1.Я внимательно слушал педагогов на индивидуальных консультациях.
2.Я усиленно занимался самостоятельно.
3.Я строил свой день в соответствии с режимом и спланированным графиком
4.Я не останавливался на достигнутом
5.Я корректировал свою работу в соответствии с обстоятельствами
6.Я занимался спортом, укрепляя здоровье и готовя организм к большим нагрузкам
Я научился:
1.не отступать от составленного плана
2.преодолевать трудности
3.добросовестно работать над собой
4.общаться с разными людьми в процессе обучения
5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах
6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы
6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы
Мне необходимо:
1.бороться с ленью
2.стать более собранным
3.активнее участвовать в жизни класса
4.повышать уровень своих знаний
5.активнее участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах
6.расширить поле деятельности, добавить к углублённому изучению предмет «окружающий мир»
7.продолжить укреплять здоровье
Портфолио за 2016-2018 учебный год
Олимпиады:
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -лауреат
3.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
4.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
Городские конкурсы, форумы:
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Международный математический конкурс «Ребус» – диплом 2 степени
4.Школьный тур интеллектуального марафона «Любопытный бобрёнок» – 3 место
4.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место
5. Школьный конкурс чтецов «Литературная беседка» – 1 место
Подпись Воробьева Г.В.
Источник