Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по технологии

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Курбатова Наталья Юрьевна, 

МБОУ «Школа №2», г.о. Балашиха,

 учитель технологии

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В.А. Сухомлинский.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.

Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка.  

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране   социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.

           Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • участие в олимпиадах;
  • презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность;
  • исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

  Формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.      

Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.

Читайте также:  Значение игры в развитии и воспитании ребенка консультация для родителей

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка

по предмету технология ведения дома

Тип одаренности обучающейся: «академический».

Мир детей – красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ученика, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

Деятельность в рамках изучения предмета технология предусматривает создание полезных индивидуальных и коллективных творческих работ из ткани, ниток, бумаги, отделочного материала, фурнитуры, которые впоследствии активно используются для декорирования одежды, предметов интерьера, помещения.

   Цель программы: развитие творческих умений, воспитание личности обучающегося, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ технологий и дизайна, привлечение к исследовательской и проектной деятельности.

  Задачи программы:

– знакомить со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, конструирование, макетирование;

– учить планировать свою работу над проектным продуктом по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или совместно);

– учить использовать современное оборудование (трафареты, степлеры, лекала и т.д.) и разные материалы (ткань, нитки, тесьму, бижутерию, бумагу);

– привлекать к созданию различных композиций к праздничным мероприятиям (фризы, панно, коллажи, панорамы), творческим проектам;

– формировать представление о дизайне, стиле, творчестве, архитектуре, прикладном искусстве;

– стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности;

– развивать интерес к творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре сувениров, одежды  и помещений;

– развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику;

– воспитывать бережное отношение к материалам, трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, самоанализа, умение работать в коллективе.

Таблица 1.  Программа развития одарённого ребенка

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Направления и

формы работы

    Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

    сентябрь

    Изучение и реализация

      Диагностика одаренных детей

      сентябрь

      Анкетирование, тестирование. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

      Творческий потенциал

      – Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

      – Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

      – Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

      – Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

      – Методика «Предложения».

      – Методика «Классификация».

      – Методика «Две линии».

      – Методика Вартега «Круги».

      – Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

      –   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

        Составление карты одарённости ребёнка:

        • тип одарённости
        • способности ребёнка
        • определение креативности обучающегося
        • экспертная оценка одарённости

        сентябрь

        Анализ и систематизация информации

          Организация индивидуальной работы с одарённым ребёнком

          1-я неделя октября

          Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

          Составление графика индивидуальных занятий

            Составление плана учеником для учета желаний ребенка

            2-я неделя октября

            Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника

              Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

              в течение года

              Кружковые занятия

                Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по технологии

                октябрь

                Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

                  Подготовка учащегося к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии

                  ноябрь

                  Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

                    Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня

                    февраль-март

                    Консультации учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проета

                      Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах различного уровня

                      в течение года

                      Индивидуальная работа

                        Проведение предметной недели по технологии

                        апрель

                        Викторина, творческий конкурс, выставка работ

                          Индивидуальные консультации по вопросам проектирования и других аспектов творческий деятельности

                          в течение года

                          Индивидуальные занятия

                            Проекция деятельности учащегося в рамках программы предмета технология ведения дома

                            в течение года

                            Выбор темы исследовательской работы Индивидуальные и групповые занятия

                              Консультация родителей одаренного обучающегося по вопросам развития способностей их ребёнка.

                              в течение года

                              Индивидуальное консультирование.

                              Комплексные методики для педагогов и родителей

                              – Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

                              – Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

                              – Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

                                Участие в выставках – конкурсах творческих работ: «Вышивка: традиции и современность»

                                «Волшебная нить», «Народная кукла», «Бисер Балашихи»

                                в течение года

                                Творческие работы

                                  Участие в научно-практической конференции МГОУ

                                  октябрь, март

                                  Предоставление работы

                                    Школьный конкурс исследовательских работ «Моя будущая профессия»

                                    декабрь

                                    Исследовательские работы

                                      Участие во Всероссийских конкурсах, викторинах:

                                      •  «Познание и творчество»
                                      • «Потенциал»
                                      • «Ярмарка мастеров»

                                      в течение года

                                      Участие

                                        Проведение предметной недели

                                        апрель

                                        Участие

                                          Создание и пополнение портфолио

                                          в течение года

                                          Сбор и систематизация информации

                                            Представление достижений, результатов, способностей учащейся родителям, сверстникам

                                            в течение года

                                            Выставка работ

                                              Подведение итогов

                                              май

                                              Анализ работы

                                                Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

                                                июнь

                                                Составление отчёта

                                                Читайте также:  Работа психолога с ребенком с проблемами развития

                                                Литература

                                                1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
                                                2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
                                                3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
                                                4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года).
                                                5. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт https://standart.edu.ru/ .
                                                6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». https://standart.edu.ru/ .
                                                7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/  Центр образовательного законодательства
                                                8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // https://www.fcpro.ru/ 
                                                9. Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043 
                                                10. Концепция поддержки одаренных детей . Режим доступа: https://www.menobr.ru/materials/164/30058 / 

                                                Интернет-источники:

                                                https://kursy.org/courseTested/index/892705377

                                                https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/23/plan-raboty-s-odaryonnymi-detmi-po-napravleniyu-hudozhestvenno

                                                https://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf

                                                https://multiurok.ru/blog/v-mastierstvie-uchitielia-uspiekh-uchienika-2.html

                                                https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/29/esse-na-temu-v-dushe-kazhdogo-rebenka-est-nevidimye

                                                https://pedportal.net/attachments/001/480/988/1480988.docx?1458774334

                                                https://урок.рф/library/kompleks_metodik_diagnostiki_odaryonnosti_191247.html

                                                https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/17/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-veselye-palchiki-vo-vtoroy

                                                https://docplayer.ru/32737182-Odarennye-deti-sbornik-metodik-po-vyyavleniyu-sposobnostey-i-odarennosti-detey.html

                                                Источник

                                                МБОУ «Тункинская СОШ»

                                                Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении

                                                Плотникова Светлана Владимировна,

                                                учитель начальных классов

                                                2017г

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                   В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели  и решать поставленные задачи.  Эти люди нужны, чтобы в будущем определять  пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования   является выявление и поддержка  одаренных детей.

                                                Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.

                                                Нормативно-правовые основания программы:

                                                1. Конвенция о правах ребенка,
                                                2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
                                                3.  «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
                                                4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.
                                                5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
                                                6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».        

                                                Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

                                                В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

                                                В моём классе есть ученица,…., которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике,  сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

                                                Работая с ребёнком,  я старалась пробудить  в ребёнке потребность  в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.  

                                                Принципы программы:

                                                1. Индивидуальность.

                                                2. Учет возрастных особенностей детей.

                                                3. Последовательность.

                                                4. Преемственность.

                                                5. Сотрудничество.

                                                6. Успешность.

                                                Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.        

                                                        Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.

                                                        Задачи:

                                                1. Развивать активность и самостоятельность;
                                                2. Расширять возможности обучения и самообучения;
                                                3. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
                                                4. Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
                                                5. Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
                                                6. Формировать культуру межличностных отношений.

                                                        Данная программа рассчитана на 2017 – 2019 учебный год, чтобы подготовить Валерию к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактироваться после того, как будет проанализирована работа за предстоящий учебный год.

                                                Читайте также:  Как влияет детский сад на развитие ребенка

                                                Формы работы с ребёнком в данный период:

                                                1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

                                                2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;

                                                3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;

                                                4. Конкурсы и викторины;

                                                5.Участие в олимпиадах разного уровня;

                                                6.Работа по индивидуальному плану;

                                                7.Создание портфолио.

                                                Ожидаемые результаты.

                                                – повышение интеллектуального уровня;

                                                – умение использовать и проявлять свои способности;

                                                – проявление самостоятельной творческой активности;

                                                – формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;

                                                – участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ

                                                Этапы реализации программы

                                                I этап – диагностический.

                                                Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

                                                 Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.

                                                Таблица 1

                                                Использованная методика

                                                Сроки

                                                Ответственный

                                                1

                                                Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

                                                1-2 неделя сентября

                                                школьный психолог

                                                2

                                                Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

                                                Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

                                                1-2 неделя сентября

                                                Плотникова С..В.

                                                3

                                                Методика Климова И.И. «Карта интересов»

                                                3-4 неделя

                                                сентября

                                                школьный психолог

                                                4

                                                Опросник Айзенка. Личностные особенности.

                                                3-4 неделя

                                                сентября

                                                школьный психолог

                                                5

                                                Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

                                                3-4 неделя

                                                ноября

                                                школьный психолог

                                                6

                                                Социометрия. Автор –  Дж.Морено.

                                                3-4 неделя

                                                декабря

                                                школьный психолог

                                                По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка».

                                                II этап – коррекционно-развивающий.

                                                Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.

                                                Таблица 2

                                                1

                                                Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

                                                1 неделя октября

                                                Плотникова С.В.

                                                2

                                                Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

                                                1 неделя октября

                                                Плотникова С.В.

                                                3

                                                Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру и русскому языку

                                                2 неделя октября

                                                Плотникова С.В.

                                                4

                                                Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

                                                2 неделя октября

                                                психолог

                                                5

                                                Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

                                                2 неделя октября

                                                Плотникова С.В.

                                                Основные направления развития учащегося и выбор предметов для изучения:

                                                Таблица 3

                                                Предмет

                                                Причина выбора

                                                Форма работы

                                                Ожидаемые результаты

                                                Русский язык

                                                Олимпиады.

                                                Проектная работа

                                                Индивидуальные и дистанционные консультации.

                                                Результативное участие в Олимпиаде «Русский язык с Пушкиным». Высокий балл на конец года.

                                                Литературное чтение

                                                Олимпиады, литературные конкурсы

                                                Индивидуальные и дистанционные консультации.

                                                Результативное участие в олимпиадах и литературных конкурсах.

                                                Окружающий мир

                                                Олимпиады, исследовательская деятельность

                                                Индивидуальные и дистанционные консультации.

                                                Результативное участие в олимпиадах. Подготовка исследовательской работы.

                                                Математика

                                                Олимпиады, конкурсы, итоговые работы

                                                Индивидуальные и дистанционные консультации.

                                                Результативное участие в муниципальной олимпиаде по математике

                                                Проектирование – образовательная программа «Я составляю программу образовательной деятельности»

                                                Таблица 4

                                                Планирование

                                                Мероприятия

                                                Результат

                                                Подготовка к участию в школьной олимпиаде по математике

                                                1. Индивидуальные консультации учителя .

                                                2. Индивидуальная работа.

                                                3. Посещение занятий «Умники и умницы».

                                                Школьный уровень – 1 место

                                                Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике

                                                1. Индивидуальные консультации учителя.

                                                2. Индивидуальная работа.

                                                Олимпиада «Русский с Пушкиным» – победитель;

                                                Олимпиада Плюс по математике – победитель

                                                Всероссийская межпредметная олимпиада – победитель

                                                Исследовательская работа по окружающему миру

                                                Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) 

                                                Научно-практическая конференция- муниципального уровня

                                                Проектная работа по русскому языку

                                                Разработка проекта. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя).

                                                Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

                                                1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

                                                2. Индивидуальная работа.

                                                Определение способов оценки и самооценки обучающегося

                                                Таблица 5

                                                Самооценка: «Что я хотел?»

                                                «Что я сделал для достижения цели?»

                                                «Чему научился?»

                                                «Что необходимо сделать ещё?»

                                                Портфолио за учебный 2016 – 2017 учебный год

                                                Место проведения

                                                Результат

                                                Всероссийская дистанционная олимпиада «Русский с Пушкиным»

                                                победитель

                                                Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада

                                                победитель

                                                Внутриклассная олимпиада по математике

                                                1 место

                                                Внутриклассная олимпиада по русскому языку

                                                1 место

                                                Источник