Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по технологии
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
Курбатова Наталья Юрьевна,
МБОУ «Школа №2», г.о. Балашиха,
учитель технологии
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.
Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах;
- презентации;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность;
- исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».
- Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
- Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
по предмету технология ведения дома
Тип одаренности обучающейся: «академический».
Мир детей – красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ученика, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Деятельность в рамках изучения предмета технология предусматривает создание полезных индивидуальных и коллективных творческих работ из ткани, ниток, бумаги, отделочного материала, фурнитуры, которые впоследствии активно используются для декорирования одежды, предметов интерьера, помещения.
Цель программы: развитие творческих умений, воспитание личности обучающегося, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ технологий и дизайна, привлечение к исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
– знакомить со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, конструирование, макетирование;
– учить планировать свою работу над проектным продуктом по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или совместно);
– учить использовать современное оборудование (трафареты, степлеры, лекала и т.д.) и разные материалы (ткань, нитки, тесьму, бижутерию, бумагу);
– привлекать к созданию различных композиций к праздничным мероприятиям (фризы, панно, коллажи, панорамы), творческим проектам;
– формировать представление о дизайне, стиле, творчестве, архитектуре, прикладном искусстве;
– стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности;
– развивать интерес к творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре сувениров, одежды и помещений;
– развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику;
– воспитывать бережное отношение к материалам, трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, самоанализа, умение работать в коллективе.
Таблица 1. Программа развития одарённого ребенка
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Направления и формы работы |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | сентябрь | Изучение и реализация | |
Диагностика одаренных детей | сентябрь | Анкетирование, тестирование. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Творческий потенциал – Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). – Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). – Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) – Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). – Методика «Предложения». – Методика «Классификация». – Методика «Две линии». – Методика Вартега «Круги». – Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. – Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) | |
Составление карты одарённости ребёнка:
| сентябрь | Анализ и систематизация информации | |
Организация индивидуальной работы с одарённым ребёнком | 1-я неделя октября | Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Составление графика индивидуальных занятий | |
Составление плана учеником для учета желаний ребенка | 2-я неделя октября | Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника | |
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия | в течение года | Кружковые занятия | |
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по технологии | октябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | |
Подготовка учащегося к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии | ноябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | |
Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня | февраль-март | Консультации учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проета | |
Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах различного уровня | в течение года | Индивидуальная работа | |
Проведение предметной недели по технологии | апрель | Викторина, творческий конкурс, выставка работ | |
Индивидуальные консультации по вопросам проектирования и других аспектов творческий деятельности | в течение года | Индивидуальные занятия | |
Проекция деятельности учащегося в рамках программы предмета технология ведения дома | в течение года | Выбор темы исследовательской работы Индивидуальные и групповые занятия | |
Консультация родителей одаренного обучающегося по вопросам развития способностей их ребёнка. | в течение года | Индивидуальное консультирование. Комплексные методики для педагогов и родителей – Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой); – Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); – Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) | |
Участие в выставках – конкурсах творческих работ: «Вышивка: традиции и современность» «Волшебная нить», «Народная кукла», «Бисер Балашихи» | в течение года | Творческие работы | |
Участие в научно-практической конференции МГОУ | октябрь, март | Предоставление работы | |
Школьный конкурс исследовательских работ «Моя будущая профессия» | декабрь | Исследовательские работы | |
Участие во Всероссийских конкурсах, викторинах:
| в течение года | Участие | |
Проведение предметной недели | апрель | Участие | |
Создание и пополнение портфолио | в течение года | Сбор и систематизация информации | |
Представление достижений, результатов, способностей учащейся родителям, сверстникам | в течение года | Выставка работ | |
Подведение итогов | май | Анализ работы | |
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. | июнь | Составление отчёта |
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года).
- Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт https://standart.edu.ru/ .
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». https://standart.edu.ru/ .
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // https://www.fcpro.ru/
- Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043
- Концепция поддержки одаренных детей . Режим доступа: https://www.menobr.ru/materials/164/30058 /
Интернет-источники:
https://kursy.org/courseTested/index/892705377
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/23/plan-raboty-s-odaryonnymi-detmi-po-napravleniyu-hudozhestvenno
https://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf
https://multiurok.ru/blog/v-mastierstvie-uchitielia-uspiekh-uchienika-2.html
https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/29/esse-na-temu-v-dushe-kazhdogo-rebenka-est-nevidimye
https://pedportal.net/attachments/001/480/988/1480988.docx?1458774334
https://урок.рф/library/kompleks_metodik_diagnostiki_odaryonnosti_191247.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/17/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-veselye-palchiki-vo-vtoroy
https://docplayer.ru/32737182-Odarennye-deti-sbornik-metodik-po-vyyavleniyu-sposobnostey-i-odarennosti-detey.html
Источник
МБОУ «Тункинская СОШ»
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
Плотникова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
- Конвенция о правах ребенка,
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученица,…., которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
- Развивать активность и самостоятельность;
- Расширять возможности обучения и самообучения;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
- Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
- Формировать культуру межличностных отношений.
Данная программа рассчитана на 2017 – 2019 учебный год, чтобы подготовить Валерию к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактироваться после того, как будет проанализирована работа за предстоящий учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
– повышение интеллектуального уровня;
– умение использовать и проявлять свои способности;
– проявление самостоятельной творческой активности;
– формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
– участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных, ) способствующее позиционированию ОУ
Этапы реализации программы
I этап – диагностический.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица 1
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Плотникова С..В. |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | 3-4 неделя ноября | школьный психолог |
6 | Социометрия. Автор – Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | школьный психолог |
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка».
II этап – коррекционно-развивающий.
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица 2
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
3 | Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру и русскому языку | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | психолог |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
Основные направления развития учащегося и выбор предметов для изучения:
Таблица 3
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Русский язык | Олимпиады. Проектная работа | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в Олимпиаде «Русский язык с Пушкиным». Высокий балл на конец года. |
Литературное чтение | Олимпиады, литературные конкурсы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах и литературных конкурсах. |
Окружающий мир | Олимпиады, исследовательская деятельность | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах. Подготовка исследовательской работы. |
Математика | Олимпиады, конкурсы, итоговые работы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в муниципальной олимпиаде по математике |
Проектирование – образовательная программа «Я составляю программу образовательной деятельности»
Таблица 4
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию в школьной олимпиаде по математике | 1. Индивидуальные консультации учителя . 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение занятий «Умники и умницы». | Школьный уровень – 1 место |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике | 1. Индивидуальные консультации учителя. 2. Индивидуальная работа. | Олимпиада «Русский с Пушкиным» – победитель; Олимпиада Плюс по математике – победитель Всероссийская межпредметная олимпиада – победитель |
Исследовательская работа по окружающему миру | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | Научно-практическая конференция- муниципального уровня |
Проектная работа по русскому языку | Разработка проекта. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя). | |
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений). | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Определение способов оценки и самооценки обучающегося
Таблица 5
Самооценка: «Что я хотел?» | |
«Что я сделал для достижения цели?» | |
«Чему научился?» | |
«Что необходимо сделать ещё?» |
Портфолио за учебный 2016 – 2017 учебный год
Место проведения | Результат |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Русский с Пушкиным» | победитель |
Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада | победитель |
Внутриклассная олимпиада по математике | 1 место |
Внутриклассная олимпиада по русскому языку | 1 место |
Источник