Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по музыке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
№ 4 «РОСИНКА»
г. ШАРЫПОВО
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Составила:
музыкальный руководитель
Котова Татьяна Викторовна
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Характеристика особенностей развития ребенка.
3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.
3.1. Объем нагрузки
3.2. Содержание образовательной деятельности
4. Планируемые результаты
5. Перспективно-тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Музыкальная одаренность – это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.
Музыкальная одаренность – это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к музыкально-одаренному ребенку Кузьменко Кире.
2. Характеристика особенностей развития ребенка.
Фамилия, имя: Кузьменко Кира
Возраст: 6 лет
В процессе наблюдения у девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей и склонность к импровизации. Любит музыку, артистична, легко запоминает даже самые большие роли. Свободно воспроизводит мелодию голосом, точно интонирует. При исполнении песен вкладывает все свои чувства. У Киры хорошо развито чувство ритма, ладовое чувство. Речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. От своих ровесников отличается высокой любознательностью и наблюдательностью.
Беседуя с родителями, они заметили, что раньше Кира пела перед зеркалом, для себя, а сейчас не стесняется петь на концертах, конкурсах.
С родителями Киры проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания. От них получено согласие на дополнительную работу с их ребенком и на участие Киры в различных конкурсах и фестивалях.
3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.
3.1. Объем нагрузки
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю: не более 20 минут. Раз в месяц предусмотрено выступление с сольным номером на различных мероприятиях ДОУ.
3.2. Содержание образовательной деятельности
- Артикуляционная гимнастика
- Распевание
- Пальчиковые игры с пением
- Пение
4. Планируемые результаты.
- Сформированный познавательный интерес к вокальному искусству;
- Овладение вокальными навыками, такими как певческое дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;
- Развитый музыкальный слух, сформированные навыки владения средствами музыкальной выразительности;
- Ребенок становится активными исполнителем, умеющими выражать волнующие его чувства в художественном образе через пение;
- Проявление музыкального творчества, любовь к импровизации в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах.
5. Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.
2. Подбор вокальных упражнений для развития певческого голоса.
3.Индивидуальная беседа с родителями Киры.
Октябрь
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
| «Лошадка», «Веселый язычок» |
Распевание |
| «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой. |
Пение |
| Репертуар по усмотрению руководителя. |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
|
Работа над песней «Дождик» О.Полякова. |
Выступление на осеннем развлечении с сольным номером. |
Ноябрь
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
|
|
Упражнения на развитие дыхания |
| «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению). |
Распевание |
| «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой. |
Пение | Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. | Песни о маме. |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
| «Замок», «Пчёлки» «10 Мышек» Е. Железновой.Работа над песнями «Ладушки», «К нам гости пришли» |
Выступление на День Матери с сольным номером. |
Декабрь
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию. Укреплять голосовые связки. Развивать динамический слух. | «Тихий голос» |
Упражнения на развитие дыхания |
| «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. |
Распевание |
| «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой. |
Пение |
| Репертуар по усмотрению руководителя. |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) | Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
| «Червяки», «Пальчики» «10 Мышек» Е. Железновой. |
Сольное выступление на новогоднем утреннике. |
Январь
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
|
|
Упражнения на развитие дыхания |
| Знакомый репертуар, «Мышка принюхивается». |
Распевание |
| «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой. |
Пение |
| Песня «Маков цвет» |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
| «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. |
Февраль
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
| «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». |
Упражнения на развитие дыхания |
| «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» М.Ю. Картушиной |
Распевание | Упражнять во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой |
Пение | Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. Учить работать с микрофоном. | Песни «Мамочка», «Маков цвет» |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением | «Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой |
Выступление с сольным номером «Маков цвет» на музыкально-спортивном празднике, посвященному Дню Защитника Отечества. |
Март
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика | Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию. |
|
Упражнения на развитие дыхания | Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
| «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению). |
Распевание |
| «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой |
Пение |
| Песни «Мамочка», «Чудо-балалайка» |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением. | «Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. |
Выступление с сольным номером «Мамочка» на утреннике, посвященному 8 Марта. |
Апрель
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
|
|
Упражнения на развитие дыхания |
| «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием. |
Распевание |
| «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой. |
Пение | Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать работать с микрофоном. | Песни «Верные подружки», «Чудо-балалайка» |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) |
| «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой. |
Выступление с сольным номером «Чудо-балалайка» на городском фестивале детского творчества «Весенняя капель» |
Май
Содержание | Задачи | Материал |
Артикуляционная гимнастика |
| «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева. |
Распевание |
| Знакомый репертуар. |
Пение |
Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. | Песни «Верные подружки», «Лето» |
Пальчиковые игры с пением (песенки-упражнения) | Закреплять певческие навыки. Усиливать интерес к певческой деятельности Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, | Знакомый репертуар. |
Выступление с сольным номером «Верные подружки» на Выпускном празднике |
Источник
Программа индивидуального сопровождения
музыкально – одарённого ребёнка
«Гамма»
Разработала:
Музыкальный руководитель
Гофман Л. В.
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире и интересует многих педагогов.
Очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Однообразное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам одарённые дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
Развитие ребёнка приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства. Ребёнка надо обучать не только всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей. Нет сомнения в том, что все дети талантливы, нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – одна из важнейших задач педагога.
Данная Программа ориентирована на развитие музыкальных способностей Нагоевой Заиры (возраст 6 лет).
Заира посещает подготовительную группу детского сада, начиная со второй младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями. Очень любит петь и танцевать, декламировать стихи. Всегда вежлива и приветлива ко взрослым. Заира всегда опрятна. Родители следят за её внешним видом. Речь чистая, чёткая.
У девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей и склонность к творчеству. У неё развито чувство ритма, музыкально – слуховые представления, а также развито ладовое чувство. Заира обладает хорошими вокальными данными, сама сочиняет песенки и подбирает их на фортепиано.
Наблюдая за ребёнком, было отмечено, что она очень активна и раскрепощена, когда речь идёт о музыке. Наблюдая за Заирой, я и её родители заметили, что раньше она пела в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступает на концертах, конкурсах, где проявляется и её эмоциональность, актёрские способности.
Цель программы по поддержке музыкальной одаренности Нагоевой Заиры:
создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи для реализации данной программы:
1. Развивать музыкально – сенсорные способности.
2. Обогащать музыкальные впечатления.
3. Формировать потребность к самовыражению в эстетической деятельности.
4. Развивать коммуникативные способности, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
5. Обогащать предметно развивающую среду.
6. Стимулировать ребёнка к творческой импровизации.
7. Организовать просветительскую работу с родителями, вовлечь их в процесс в качестве активных участников и партнёров.
В основу программы положены следующие принципы:
Системность занятий. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации. Креативность и эмоциональность педагога. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.) Связь с семьей.
Индивидуальные занятия проходят два раза в неделю по 30 минут в течение трёх лет с 2012 – 2015 годов. В структуру занятия включены такие виды музыкальной деятельности, как восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Это подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано, сочинение мелодий и песенок на заданный текст, музыкально-двигательные импровизации, речевые импровизации, творческие задания, импровизационно – творческие игры, пластические этюды.
Чтобы ребёнок легче запоминал и усваивал материал используется метод контрастных сопоставлений, который побуждает ребёнка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и творческой активности. На занятиях дается дополнительный теоретический материал, проводится практическая часть, звучит разнообразная музыка в живом исполнении. Использование такого метода, как беседа позволяет расширить представление о некоторых явлениях действительности, при этом учитывается личный опыт ребенка. Применяется также такой вид обучения, как творческий.
Для реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия: имеется музыкальный зал с музыкальным оборудованием, организована работа театрального кружка, взаимодействие с детской школой искусств. Стараемся поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создаём условия в группе для развития музыкальных способностей девочки.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только музыкального руководителя, но и родителей. С родителями Заиры проводятся индивидуальные консультации, на которых даются рекомендации по развитию ребёнка. Для формирования положительной мотивации к занятиям музыкой предусмотрена экскурсия в детскую школу искусств.
Образовательные задачи:
развитие эмоциональности ребенка, как важнейшей основы его внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; умение пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно, выразительно. Передавать в позе, жестах, движениях чувства, исходя из музыки и содержания песни. Проявление музыкального творчества, любовь к импровизации в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах.
Воспитательные задачи:
формирование знаний основ музыкальной культуры; проявление самостоятельности, инициативы, яркой индивидуальности в музыкальной деятельности.
Развивающие задачи:
развитие потенциальных возможностей ребенка. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Содержание программы.
1. Введение.
Ознакомление с содержанием работы по программе
2. Развитие музыкально – слуховых представлений.
Подбор мелодий, песен по слуху, на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. Развитие звуко – высотного слуха, музыкальной памяти. Вокально – речевые игры. Знакомство с музыкальной грамотой, динамическими оттенками, тембровым разнообразием в музыке, упражнения в различении сенсорных свойств в музыке.
3. Развитие музыкально – ритмического восприятия.
Развитие чувства ритма при помощи музыкальных игр. Развитие способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях. Понятие о длительности звуков, ритмодекламации, эксперименты с шумовыми и музыкальными звуками, игры на развитие ритмической памяти, ритмопластика и импровизация. Творческие задания с ритмическими карточками, знакомство с рифмой, игра на детских музыкальных инструментах, составление ритмических сказок.
4. Восприятие музыки.
Игровые действия и творческие игры в процессе восприятия музыки Выражение характера и образа посредством движений. Совершенствование культуры своих движений. Передача интонации музыки и её образ в пластике движений, жанровое разнообразие, разнохарактерность в музыке, темп в музыке. Подбор соответствующих образов к услышанной музыке. Развитие реакции на смену темпа. Многочастные музыкальные произведения.
5. Творчество ребёнка.
Музыка как форма самовыражения. Творческие задания: Выражение своего «Я» средствами музыкальной выразительности; создание своего собственного музыкально – творческого продукта. Импровизация в музыкально – творческом процессе как условие для свободы творческой деятельности. Формирование музыкального мышления ребёнка через творческие задания: создаём музыкально – игровой образ, придумываем композицию музыкальной игры Согласование своих действий с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Музыкальные игры – драматизации, ассоциативное мышление, игра на музыкальных инструментах, импровизация и творческая деятельность.
Результаты программы:
Итоговая диагностика по дополнительной программе показала следующие результаты: Заира умеет дать развернутый ответ эмоционально образных характеристик своих переживаний музыки, умеет образно мыслить, умеет выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрастны, так и нюансы.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии, очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них, передает в движении темповые и динамические изменения. При игре на детских музыкальных инструментах передает ритмическую пульсацию и ритмический рисунок. Развита творческая интуитивность: придумывает свои комбинации танцев, передает чувства и эмоциональные переживания.
Заира участвует в Московских городских конкурсах, занимает призовые места.
Источник