Индивидуальная программа развития обучения ребенка

Индивидуальная программа развития обучения ребенка thumbnail

Индивидуальная программа обучения

Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат. Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее, индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными помощниками в ежедневной учительской практике. В этой главе мы рассмотрим пути и способы документирования и работы с использованием индивидуальных учебных программ. Также, мы обсудим разработку и способы документирования образовательных целей, определённых для того или иного ученика, так, чтобы можно было достаточно легко оценить процесс и результат обучения.

Всё, что относится киндивидуализации учебного планадля детей с особенностями, обучающихся в инклюзивных условиях, является наиболее важным моментом для успешности этого процесса включения. Идея о том, что дети с особенностями развития должны быть обеспечены индивидуальным учебным планом, поддерживается в законодательстве и политике большинства западных стран [OECD, 1994]. Процесс обучения детей с особыми потребностями необходимо проводить в соответствии с точно определёнными проблемами, относящимся к специфическим потребностям этих детей, и в тоже время, эти дети должны быть включены в работу по обычному учебному плану, насколько это возможно. Парадигма модификаций стандартного учебного плана основывается на некоторых предположениях об учащихся с особенностями развития. Это могут быть предположения о том, что дети с особенностями развития обучаются в ином темпе, могут не справляться со стандартными заданиями оценки уровня обучения, и что им часто требуется гораздо больше повторений и практических работ для закрепления знаний.

Сторонники индивидуального обучения утверждают, что специфические образовательные цели, определённые для того или иного ребёнка, могут быть достигнуты только через эффективное использование индивидуальных образовательных программ Последовательное, четкое и систематическое структурирование определённых образовательных целей через адаптацию и модификацию стандартного учебного плана, рассматривается большинством авторов, поддерживающих индивидуализацию обучения, как наилучший метод, обеспечивающий соответствующее обучение для ребёнка с особенностями, и, к тому же, позволяющий включить такого ребёнка в работу обычного класса.

Преимущества использования индивидуальной программы обучения

Использование индивидуальных программ обучения и индивидуальное планирование создаёт следующие преимущества:

  • помогает обеспечить ответственность – сотрудник, ответственный за проведение обучения, имеет ясные ориентиры в учебном плане, адресные и чётко определённые
  • компенсирует недостаточность индивидуализации стандартного учебного плана – часто стандартный учебный план недостаточно всесторонне соотносится с жизнью ребёнка с различными возможностями
  • даёт родителям возможность знать, чему учат их ребёнка
  • структура плана позволяет всем сотрудникам, работающим с ребёнком, сфокусироваться на важнейших областях его обучения предоставляет точную информацию о том, каким разделам учебного плана необходимо обучать ребёнка позволяет наметить, какие дополнительные ресурсы и поддерживающие сервисы могут потребоваться для обучения этого ребёнка устанавливает рамки для проведения процедуры оценки знаний учащегося

Процедура модификации стандартного учебного плана, с целью соответствия его нуждам конкретного ребёнка, имеет, однако, и своих критиков. Некоторые из них рассматривают данную процедуру как негативно выделяющую и маргинализирующую людей с инвалидностью с целью осуществления над ними контроля через эти специальные программы. Индивидуальные планы также критикуются за то, что те становятся для детей с особенностями развития слишком предписывающими и сверх-регулирующими. Такой, слишком жёстко сконструированный план обучения, рассматривается критиками как оставляющий для ребёнка слишком мало возможностей управлять самому своим обучением, и обучение становится центрированным на учителе, а не на ребёнке. Индивидуальные цели при таком планировании начинают фокусироваться более на специфических навыках, нежели на когнитивных аспектах обучения. Часто эти навыки могут быть применены только в ограниченном числе ситуаций. Следовательно, можно предположить, что развитие таких узкоспециализированных навыков, является превалирующим и в учебном плане для детей без особенностей развития, обычных детей

Читайте также:  Абвгдейка центр развития ребенка ростов

Недостатки обучения по индивидуальным программам

  • зачастую индивидуальные программы не связаны со стандартным учебным планом и могут способствовать изоляции особого ребёнка в классе индивидуальные планы становятся дополнительной нагрузкой для того количества документации, которую должен вести учитель
  • многие учителя не используют индивидуальные программы в процессе обучения
  • индивидуальные планы могут фиксировать и поддерживать идеи, что ребёнок с инвалидностью значительно отличается от других детей
  • индивидуальные планы могут быть слишком узкими, «приземлёнными» в постановке образовательных целей
  • индивидуальные планы сфокусированы зачастую более на обучении, нежели на образовании
  • индивидуальные планы не являются центрированными на ребёнке, они слишком предписывающие и жёсткие, и оставляют малую возможность следовать интересам, присущим именно этому ребёнку

Все эти недостатки, ассоциирующиеся с обучением по индивидуальным планам, могут быть преодолены, если этот план рассматривать как гибкий документ, который работает в контексте общего учебного плана класса. Индивидуальные планы могут помочь в работе по включению ребёнка с особенностями в общеобразовательный процесс, если уделять особое внимание развитию этих планов и внедрению их в практику работы в общеобразовательном классе.

Инклюзивные стратегии и подходы к обучению

Если вы поэтапно работали над составлением индивидуальной программы обучения, и последовательно двигались в направлении, которое мы очертили в этой книге, то у вас уже должен появится точно и всесторонне составленный набор целей и задач относительно того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам убедиться, что все этапы составления программы последовательно и без пропусков вами пройдены. Краеугольным камнем теперь становится вопрос о том, как можно решать эти задачи индивидуального плана в инклюзивной образовательной среде, чтобы для решения этих задач не «выдёргивать» ребёнка из класса, в котором он постоянно обучается. Этот раздел плана служит для выработки педагогических технологий достижения целей индивидуальной программы обучения, которые необходимо применять в инклюзивной среде общеобразовательного класса. Этот раздел включает в себя разработку организации классного пространства, формирование рабочих групп на уроке, моделей обучения, связей с общим учебным планом класса. Более подробно мы рассмотрим эти темы в Главе 7 , и всё, что будет разработано вами в этом направлении, обязательно должно будет войти в индивидуальную программу обучения. Форма 13 из раздела книги «Полезные материалы и формы» поможет вам наглядно отразить то, каким образом могут быть сведены в плане долговременные цели и задачи по формированию позитивного поведения, индикаторы достижений и инклюзивные стратегии обучения.

Контрольный список этапов составления индивидуальной программы обучения.

Вне собрания группы поддержки планирования:

  • Сбор данных, проведение оценки/ составление отчётов
  • Составление сводного результата комплексной оценки
  • Проведение общего анализа рабочих заданий после определения долговременных целей

На собрании группы поддержки планирования:

  • Работа по определению «ожиданий на будущее» и жизненных планов в отношении ученика с особыми потребностями
  • Изучение сводного результата проведённой комплексной оценки
  • Определение образовательных приоритетов для этого учащегося каждым участником группы поддержки планирования
  • Определение образовательных приоритетов для учащегося, установленных совместно всей группой поддержки планирования
  • Разработка долговременных целей
  • Постановка задач по формированию поведения
  • Запись задач по формированию поведения
  • Разработка индикаторов достижений
  • Если необходимо, сбор основных данных и результатов
  • Определение инклюзивных стратегий и подходов к обучению этого ученика
  • Определение порядка пересмотра программы

Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра индивидуальной программы обучения

Заключительным разделом индивидуальной программы обучения является определение того, каким образом эта программа будет пересматриваться, и как будет проводиться мониторинг её выполнения. Это очень важный аспект программы, поскольку она является рабочим документом, который при необходимости может быть пересмотрен и изменён группой поддержки планирования, поэтому при составлении этого документа особенно удобно использовать компьютер, который позволит легко вносить необходимые изменения в программу. Поскольку индивидуальная программа обучения является рабочим документом, активно используемым в обучении, то её пересмотр проводится тогда, когда это необходимо.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев таблицы развития ребенка

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы
  2. Краткая аннотация программы
  3. Описание программы, ее обоснование
    1. Актуальность
    2. Цели и задачи программы
    3. Критерии и показатели эффективности
      программы
    4. Диагностический этап. Методы и
      методики исследования
    5. Прогностический этап.
  4. Этапы внедрения. Содержание и формы
    работы объектов и субъектов
    воспитательной деятельности.

    1. Индивидуальная работа:
      1. развитие интеллектуально-познавательной
        сферы подростка;
      2. развитие эмоционально-волевой
        сферы подростка;
    2. Социальная деятельность.
    3. Работа с семьёй.
  5. Оценка достижения намеченных
    результатов.
  6. Список литературы
  7. Приложения

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

1.

Полное название программы

 Программа индивидуального
развития ребенка «Путь к успеху»

2.

Специализация проекта

 «Формирование и развитие
гармоничной личности в ученическом
коллективе»

3.

Цель программы

Создание условий для развития
ребёнка с учётом его индивидуальных
особенностей и, опираясь на сильные
стороны личности, развивать слабые.

4.

Авторы программы (Ф.И.О., род занятий,
звание, адрес, телефон, факс,
электронная почта)

  • Мочалова Е.А.- учитель математики,
    информатики и вычислительной
    техники, классный руководитель 8 Б
    класса МОУ СОШ №12 – победитель
    городского конкурса «Самый классный
    классный» 2008г.
  • Ларина Лариса Дмитриевна – психолог

6.

Сроки реализации программы

 2005/6 – 2009/10 учебный год

7.

География проекта

 Учащиеся 5 – 9 класса средних
общеобразовательных школ

9.

Кадры

 Классный руководитель, психолог,
социальный педагог, родители.

 2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Социальное воспитание детей – один из
важных факторов стабилизации общества. Оно
должно обеспечить достижение двух целей:
социализации подрастающего поколения и
саморазвития человека как субъекта
деятельности и как личности. Воспитание –
целенаправленный процесс формирования
личности – обеспечивает вхождение
подрастающего поколения в жизнь общества,
становление активного субъекта.

Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании». В учебном
заведении постоянно проводятся
разнообразные эксперименты в области
воспитания, исследования социально-педагогических
механизмов воздействия внеучебной работы
на личность школьника и формирование
социальных качеств, таких как социальная
активность, мобильность коммуникативность,
целеустремлённость.

Развитие системы образования
выдвинуло на первый план задачи укрепления
позиций личностно-ориентированной
педагогики, предполагающей создание
благоприятных условий для саморазвития и
самореализации каждого ребёнка.

Школу можно представить в виде дерева,
которое растёт на общественной почве и даёт
ему свои плоды. Каждый школьный класс –
отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
каждый листик – это отдельный ученик со
своими мыслями, чувствами и поступками.

Составители программы работают с классом
с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
11 ударников. Класс имеет самый высокий
показатель успеваемостипо школе.

В классе ведется работа по проблеме
  «Формирование и развитие гармоничной
личности в ученическом коллективе».

Классный руководитель совместно с
психологом стремится построить такую
воспитательную систему, в которой классный
коллектив способствовал бы оптимальному
развитию интеллектуальных и творческих
способностей каждого ребёнка, раскрытию
его потенциальных возможностей. Поэтому
основной воспитательной задачей мы считаем
реализацию личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию, а,
следовательно, создание такой атмосферы в
классе, чтобы каждый ребёнок мог
почувствовать себя успешным, и стремился к
личностному росту. А для этого необходимо
мотивировать школьника на саморазвитие,
самовоспитание и самосовершенствование,
так как сегодня востребована творческая
личность с активной жизненной позицией.
Представленная программа носит
универсальный характер и может быть
использована классным руководителем с
учетом особенностей отдельного ученика.

Результаты эксперимента и связанного с
ним исследования могут быть значимыми на
школьном образовательном уровне, так как
это должно способствовать апробации новых
способов обеспечения развития личности
обучающегося и его способностей к
саморазвитию, самоопределению и
самообразованию.

Читайте также:  Особенности проведения диагностики психического развития ребенка

3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.

3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальным является целенаправленное
накопление опыта педагогической поддержки
в образовательных системах
гуманистического типа, который может быть
использован при разработке воспитательной
системы классного коллектива и личности
отдельного ученика в социальном окружении.

3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создание условий
для развития ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей и, опираясь на
сильные стороны личности, развивать слабые.

Задачи программы:

  • формирование социальной активности,
    мобильности личности,
  • формирование коммуникативных и
    лидерских качеств;
  • Формирование целеустремлённости и
    целеполагания;

В процессе работы мы руководствовались
следующими
«Заповедями воспитания»:

  • не воспитывай в плохом настроении;
  • определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
    что он думает по этому поводу;
  • предоставь возможную самостоятельность;
  • не подсказывай готового решения, а
    показывай возможные пути к нему;
  • не пропусти первый успех ребёнка;
  • делай своевременные замечания;
  • оценивай поступок, а не личность.

А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.

Педагогические задачи программы :

  • организация разнообразной, творческой,
    личностно и общественно значимой
    деятельности ученика в классе;
  • создание условий для сохранения и
    укрепления здоровья ученика;
  • создание благоприятного нравсвенно-психологического
    климата в коллективе, обеспечение
    условий защищённости каждого его члена;
  • создание условий для самоутверждения
    каждого воспитанника в формах
    общественно приемлемого поведения,
    обретение каждым необходимого для него
    уважения, социального статуса в среде
    сверстников;
  • психолого-педагогическое просвещение
    воспитанников, обучение их способам
    делать правильный выбор;
  • воспитание чувств, привитие
    оптимистического мировосприятия.

3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ

Для оценки результативности
создаваемой воспитательной программы, нами
определены критерии и показатели ее
эффективности.

Первый критерии- самоактуализация
личности учащихся. Получаемая в
соответствии с данным критерием информация
позволяет оценить влияние воспитательной
деятельности на развитие личности ребенка,
на формирование его индивидуальности.

Второй критерий – удовлетворенность
учащегося, педагогов и родителей его
жизнедеятельностью в школе. Он может
рассматриваться в качестве мерила степени
комфортности и защищенности детей и
взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерии – конкурентоспособность
учащегося. С помощью этого критерия можно
анализировать результаты учебно-воспитательных
достижений не только на основе изменений,
происходящих с конкретным учеником, но и в
сравнении с другими учащимися класса.

3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.

В современных условиях, на наш взгляд,
необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который
предстоит воздействовать, и сделать это
воздействие целенаправленным. Поэтому на
основе анализа индивидуальных
особенностей личности составляется
программа индивидуального развития
ребёнка.

Подобные программы составляются на
каждого ученика в классе, а успехи и
достижения заносятся в портфолио ребенка.

В качестве примера мы приводим
программу индивидуального развития
ученика 7 Б класса.

В классе много способных учеников, но не
все стремятся проявить активность. К этой
группе относился и ученик, для которого
составлена эта программа развития.

В характеристике выпускника начальной
школы у данного ученика отмечаются
следующие особенности : общительный,
пользуется авторитетом среди
одноклассников, имеет чётко выраженное
собственное мнение. Было отмечено, что
недостаточно развита учебная мотивация,
организованность, волевые качества. Ученик
проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
цикла, но недостаточно уделяет внимания,
таким как физическая культура, музыка, труд.

Данные характеристики подтвердились
результатами психолого-педагогических
исследований.
В результате на первый
план выходят следующие задачи в
формировании личности данного ученика.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:


    Формирование навыков научной
    организации труда,

  • Развитие самостоятельности и творчества
    при изучении всех предметов,
  • Привитие интереса к спорту,
  • Воспитание волевых и лидерских качеств

Из-за большого размера статья была
опубликована не полностью. Полную статью
можно получить по ссылке.
(Прим. ред.)

Источник