Индивидуальная программа развития навыков общения у ребенка

3. План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.

Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

– Развитие внутренней активности ребенка.

– Формирование социального доверия.

– Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

– Формирование адекватной самооценки.

– Развитие социальных эмоций.

– Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции:        коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции:         детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности: 

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности: 

Диагностическая

– наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

– беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

– обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

– подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

– подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

– встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками. 

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки – матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т.п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии), включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т.п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты 

В конце 1 этапа:

– ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

– проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

– формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

– формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

– формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

                     Этапы работы с родителями.

Этапы работы

Задачи

Содержание деятельности

1.

Предварительный

Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста.

1. Информированность родителей об особенностях  развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3.  Выработка конкретных рекомендаций  по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в  программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный

Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье.

1. Организация встреч с родителями, где их  информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий

Подведение итогов  программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.

Читайте также:  Для развития личности ребенка важно

Источник

Обоснование программы

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала  программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

Читайте также:  Определение физического развития ребенка его гармоничность

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я — доброжелательный» – самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» – ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» – тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов»  – самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» – ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» – ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» – самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» – тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» – ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» – ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения»  – тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» – ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» – тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» – самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» – тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» – тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» – беседа-диалог,  самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» – тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» – тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» –  тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта  – это солнце» – ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» – тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» – ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» – ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов»  – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» – тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» – тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» – тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» – тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» – ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» – тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент – дело серьезное» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» – тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» – тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» – тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Читайте также:  Роль речи в развитии ребенка выготский

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина  Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

kompietientnosti_podrostkov

Источник

Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения

Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

– Развитие внутренней активности ребенка.

Формирование социального доверия.

– Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Формирование адекватной самооценки.

– Развитие социальных эмоций.

– Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности:

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности:

Диагностическая

– наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

– беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

– обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

– подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

– подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

– встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки – матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, ска?