Индивидуальная программа развития навыков общения у ребенка
3. План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.
Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
– Развитие внутренней активности ребенка.
– Формирование социального доверия.
– Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
– Формирование адекватной самооценки.
– Развитие социальных эмоций.
– Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Основные этапы деятельности:
1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.
2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.
Содержание деятельности:
Диагностическая
– наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;
– беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
– обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).
Коррекционная индивидуально – ориентированная:
– подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;
– подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;
– встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).
План мероприятий на декабрь, январь, февраль.
Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.
Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.
Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки – матери», «Детский сад»
Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.
Игровая деятельность: «Весёлые лица»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».
Драматизация художественной литературы.
Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).
Проведение опыта: «Какой я?»
Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.
Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.
Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.
Работа с родителями.
Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.
Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»
Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т.п.).
Беседа: «Каким бывает друг»
Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.
Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии), включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т.п.
Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.
Ожидаемые результаты
В конце 1 этапа:
– ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;
– проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;
– формируется эмоциональный отклик.
В конце 2 этапа:
– формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В конце 3 этапа:
– формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.
Этапы работы с родителями.
Этапы работы | Задачи | Содержание деятельности |
1. Предварительный | Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. | 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка. 2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка. 3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе. 4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами. 5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе. 6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий. 7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы. |
2. Реконструктивный | Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. | 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц). 2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком. 3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми». 4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста». 5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» 6. Совместное проведение коррекционных занятий. |
3. Закрепляющий | Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции. | 1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей. 2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы. 3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями. |
Источник
Обоснование программы
Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я — доброжелательный» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта – это солнце» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент – дело серьезное» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy
2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
kompietientnosti_podrostkov
Источник
Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения
Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
– Развитие внутренней активности ребенка.
– Формирование социального доверия.
– Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
– Формирование адекватной самооценки.
– Развитие социальных эмоций.
– Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Основные этапы деятельности:
1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.
2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.
Содержание деятельности:
Диагностическая
– наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;
– беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;
– обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).
Коррекционная индивидуально – ориентированная:
– подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;
– подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;
– встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).
План мероприятий на декабрь, январь, февраль.
Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.
Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.
Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки – матери», «Детский сад»
Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.
Игровая деятельность: «Весёлые лица»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».
Драматизация художественной литературы.
Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).
Проведение опыта: «Какой я?»
Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.
Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.
Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.
Работа с родителями.
Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.
Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»
Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, ска?