Индивидуальная программа развития на ребенка с дизартрией
Заключение: ОНР (III уровень) у ребенка с дизартрией. Задержанный вариант развития ВПФ.
Направление работы
Содержание коррекционной работы
Артикуляционная моторика
Преодоление нарушений мышечного тонуса посредством артикуляционной гимнастики и самомассажа
Развитие объема и точности артикуляционных движений
Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
Фонетическая сторона
Постановка и автоматизация [ш].
Постановка и автоматизация [ж].
Постановка и автоматизация [р].
Формирование и совершенствование фонематического слуха
Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
Повторение цепочки слогов с оппозиционными по звонкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
Рифмовки незаконченные, рифмовки-перепутанки, рифмовки-трудноговорки
Выбор из ряда слов одно, отличающееся по звучанию
Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
Слоговая структура слов
Развитие чувства ритма: учить отхлопывать простые ритмические рисунки
Проговаривание многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них
Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры
Лексика
Уточнение и расширение словаря по тематическому плану
Расширение глагольного словаря
Расширение словаря признаков
Изучение антонимов
Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций
Учить объяснять и употреблять в речи слова с переносным значением
Грамматический строй речи
Активизировать словообразовательные процессы: словосложение, прилагательные с различными значениями соотнесенности
Совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-глаголов, прилагательных, существительных
Упражнять в подборе синонимов
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных
Развивать понимание и учить объяснять переносное значение выражений
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую
Образование притяжательных прилагательных
Работа по пониманию и употреблению простых предлогов
Работа над правильным согласованием существительных с числительными
Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Образование относительных и притяжательных прилагательных
Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложным падежах
Изучение слов-исключений при образовании множественного числа
Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных
Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных
Связная речь
Составление рассказа-описания по наглядному образцу
Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа на материале собственного опыта
Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок
Пересказ сказок и простых текстов
Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
Грамота
Продолжить развивать оптико-пространственные ориентировки
Совершенствовать графо-моторные навыки
Закреплять понятия, характеризующие звуки
Знакомить с буквами
Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза
Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом
Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения
Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких рассказов
Источник
Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией
1. Обследование речи ребёнка.
1. Сбор общего анамнеза.
2. Исследование импрессивной речи.
3. Исследование слухового внимания.
4. Исследование зрительного восприятия.
5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
6. Исследование артикуляторной моторики.
7. Общее звучание речи.
8. Исследование произношения звуков.
9. Исследование фонематического слуха.
10. Звуковой анализ.
11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.
12. Исследование грамматического строя речи.
13. Исследование словаря.
14. Исследование связной речи.
2. Подготовительный период.
Цели: подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.
1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).
2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.
3.Развитие артикуляторной моторики:
а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);
б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;
в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;
г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.
4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).
5. Развитие мелкой моторики.
Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений,формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение:
а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;
б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;
в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.
6. Развитие голоса.
Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.
7. Развитие сенсорных функций.
а) развитие дифференцированного слухового восприятия;
б)развитие всех фонематических процессов:
– упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;
– упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).
8.Развитие просодики:
а) упражнения по развитию восприятия ритма;
б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;
9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.
3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Цели: коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.
1. Постановка звуков.
2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.
3. Развитие просодики.Развитие голоса:
а) упражнения по развитию восприятия ритма;
б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;
в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;
г)задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи:
– подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);
– упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).
4. Формирование коммуникативных умений и навыков.
1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.
2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.
3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.
5. Предупреждение вторичных нарушений речи.
1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений, временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).
2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).
3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения).
4. Развитие связного высказывания.
6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.
1. Формирование сенсомоторных операций.
2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень).
3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом).
Источник
Индивидуальная логопедическая программа по коррекции дизартрии.
Пояснительная записка.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Ребёнок с речевыми нарушениями нуждается в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям ребёнка. Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, логопедами,учителями, родителями, направлено на:
развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. Программа основана на пособии Архиповой Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей».- М.:АСТ: Астрель, 2008
Цель программы: сформировать полноценную фонетико-фонематическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь. В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:
Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Выработка новых произносительных умений и навыков. Выработка коммуникативных умений и навыков. Предупреждение или преодоление вторичных нарушений. Подготовка к обучению в школе. Программа ориентирована на дошкольников подготовительных групп, групп кратковременного пребывания. Может быть использована для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, обучающихся по Vвиду. Форма занятий: индивидуальная. У ребенка имеется индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Программа планируется параллельно с коррекцией общего недоразвития. Расчасовка приблизительная, может корректироваться. Методы обучения: словесные, наглядные, практичные. К концу обучения дети должны освоить правильное произношение звуков, обогатить словарный запас, улучшить связную речь, преодолеть трудности формирования мышления, внимания, восприятия, памяти, пространственных представлений, общей и мелкой моторики, сформировать навыки звуко-буквенного анализа, фонематическое восприятие. Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы: 1. Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы. 2. Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии возникают при поражении различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Затруднения в произношении нарушают артикуляционную опору восприятия речи. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызывает трудности в усвоении письма. 3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе. 4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы.
5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Становление умственных действий — длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план. 6. Принцип учета ведущей деятельности возраста. 7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
Ресурсное обеспечение:
Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013 г.)
“Конвенция о правах ребенка”, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 г.
Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ
«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 № 215);
Календарно-тематическое планирование
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004
Нормализация моторики артикуляционного аппарата (пассивная и активная гимнастика: от простых упражнений к сложным)
Пассивная гимнастика применяется, когда у ребёнка нет возможности выполнения заданных движений. Каждое пассивное упражнение выполняется в 3 стадии: вход в артикуляционную позу, фиксация артикуляционного уклада, выход из артикуляционного уклада. Артикуляционная гимнастика начинается со знакомства с органами артикуляции и их названиями.
1. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2016
2. Н.Г. Синичкина Артикуляционная гимнастика. – Саратов, 2013
Нормализация голоса (голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе)
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств – удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса), усиление голоса: артикуляция-шёпот-тихо-громко; (и наоборот) усиление голоса с увеличением длительности звучания и наоборот; счёт десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса; произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания; чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса. Развитие высоты – расширение объёма, развитие гибкости, тембра голоса.
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Просвещение, 1973
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
Нормализация речевого дыхания (упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха)
Проводить в течение 3-5 минут. Тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008
Нормализация просодики.
Пение, инсценировки с использованием басен, прибауток, сказок.
Лопухина И.С. Логопедия.-речь, ритм, движение: – СПб.:Дельта, 1997
Нормализация мелкой моторики рук.
Игры с сыпучими материалами, с бусинами, пуговицами, макаронами, фасолинами, шнурками, рисование и лепка. Пальчиковая гимнастика.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Журнал «Дошкольное воспитание. №1,2,3,8 2000г «Готовим руку к письму».
II этап Выработка новых произносительных навыков.
5-8
Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного)
Правильный дорсальный уклад необходим для артикуляции свистящих звуков, какуминальный уклад – шипящих, альвеолярный – сонорных, а нёбный уклад – нёбных звуков.
Набор логопедических тетрадей на разные звуки.
Уточнение или развитие фонематического слуха.
Узнавание неречевых звуков.
Различие одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.
Различие слов, близких по звуковому составу.
Дифференциация слогов.
Дифференциация фонем.
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Вызывание звука.
От артикуляционной гимнастики, от опорного звука, с механической помощью.
Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Логопедическая тетрадь) – 3-е изд., Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, – 2003
Автоматизация звука: слоги разной структуры (10 модулей), где все звуки произносят утрировано; слова разной слоговой структуры (13 классов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце); в предложении.
Повторение за логопедом, называние картинок, раскрашивание картинок, работа по сюжетным картинкам, игры.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008
Дифференциация (аналогично последовательности при автоматизации, только предлагаются, например, по 2 слога, пары слов, разных по слоговой структуре).
Аналогично автоматизации.
ПарамоноваЛ.Г Лёгкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия, Дисграфия. – М.:АСТ; СПб.. Сова, 2009
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1991
III этап Выработка коммуникативных умений и навыков.
10-15
Заучивание стихов, составление предложений, рассказов, пересказы.
Включение в лексический материал просодических средств.
Использование различного наглядного и дидактического материала.
Малярчук А.Я.Исправление дефектов речи. Дидактический материал. -Издательство: Литера, ЛТД. 2008.
IV Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
20
V этап Подготовка к обучению грамоте
12
Формирование графомоторных навыков.
Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. —— М.: Генезис, 2003
Профилактика дисграфических ошибок.
Проведение занятий для улучшения памяти; увеличение словарного запаса; запоминание норм правописания; письменные задания различного характера; реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999
Источник