Индивидуальная программа развития личности ребенка

Индивидуальная программа развития личности ребенка thumbnail

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»

Семёнова Дмитрия Евгеньевича

                                                                              Авторы:

                        Классный руководитель

Спиридонова Лиана Александровна

Актуальность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.  К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.

   Данная программа помогает решить одну из актуальных задач – индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.

Обоснованность программы.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения  называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:

Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.

Цель программы:

Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.

 Задачи:

 – воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

 – создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;

 – стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;

 – формирование потребности к здоровому образу жизни;

 – привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.

Ожидаемые результаты

 1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.

2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.

3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.

4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Этапы и сроки реализации программы:

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс ;

II этап – диагностический (январь, 2013– май, 2013-1 класс;

III этап – коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 – март, 2016)-2,3, 4 класс;

IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 – май, 2016)-4класс.

Основными принципами работы программы являются:

 учёт современных требований;

учёт возрастных особенностей;

 доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно-ориентированный подход;

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Основные методы работы по реализации программы:

  1. беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
  2. анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
  3. Упражнения по развитию специфических качеств;
  4. Экскурсии, походы с классом;
  5. Посещение уроков предметников целью наблюдения;
  6. Индивидуальные и групповые занятия;
  7. Беседы с родителями, посещение семьи;
  8. Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
  9. Риски в процессе реализации программы

 1.Снижение успеваемости ученика.

 2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.

 3. Излишняя психологическая напряженность ученика.

 4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.

 Стратегия устранения рисков

 1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.

 2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.

 4. Использование здоровьесберегающих технологий.

Направления работы по коррекции дисграфии:

• развитие пространственных и временных представлений

• развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

• количественное и качественное обогащение словаря

• совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

• усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

• обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.

Этапы реализации программы.

I этап – организационно-подготовительный

Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.

Методы: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.

Деятельность на данном этапе:

Мероприятие

Ответственные

Сроки проведения

Ознакомление с медицинской картой ребёнка.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Оформление личного дела учащегося.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Беседа с родителями.

Классный руководитель,

социальный педагог

Сентябрь 2012

Посещение на дому.

Классный руководитель, социальный педагог

Октябрь 2012

Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий.

Классный руководитель, социальный педагог

Сентябрь  – декабрь 2012

Поручения в классе.

Классный руководитель

Октябрь 2012

Ожидаемый результат:  полное представление о личности ребёнка.

II этап – диагностический

Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.

Методы: анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.

Деятельность на данном этапе:

Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка

Состояние здоровья

Физически здоров, но наблюдается гиперактивность.

Состав семьи

Семья полная, благополучная, материально обеспеченная.

Учебно-познавательные возможности

Любознателен, стремится много узнать.

Отношение к учебной деятельности

Не любит чтение и письмо.

Тревожность

Средняя

Волевые качества

Слабоволен, поддаётся чужому влиянию.

Темперамент

Сангвиник.

Внимание

Неустойчивое

Память

Медленно запоминает, преобладает зрительная память.

Мышление

Есть задатки креативного мышления.

Речь

Медленная

Воображение и творчество

На высоком уровне

Положение в коллективе

Принят

Трудовая активность

Снижена

Поведение в школе

Нарушает дисциплину, бегает, кричит.

Отношение к окружающим

Толерантен

Психолого-педагогическая карта учащегося

1.Общие сведения о ребенке:

Семёнов Дмитрий, 8 лет

 Дата рождения29.06.2005.

 Ученик 2 класса

 Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;

 Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья

 Психологическая атмосфера в семье:

  1. Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.                
  2. Тип семьи – полная, благополучная.
  3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
  4. Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.

2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

  • В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется  авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
  •  Отношение с одноклассниками:  общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
  • На замечания учителей реагирует адекватно.

  3. Учение:

Дима  может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка.  Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация  к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.

  4. Труд: 

Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.

  5. Особенности поведения:

Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;

  6. Особенности характера и темперамента:

Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность,  по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям – доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.

Вывод:  У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,

хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.

Рекомендации:

  1. Помочь реализовать себя в учебной  и общественной деятельности.
  2. Воспитывать уверенность и самостоятельность.
  3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
  4. Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
  5. Поощрять за личную инициативу.

III этап – коррекционно-развивающий

Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)

  • Методы: методы формирования сознания – Убеждение:
  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Разъяснение;
  • Этическая беседа;
  • Инструктаж;
  • Пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – Упражнения:

  • Приучение;
  • Педагогическое требование;
  • Поручение;
  • Воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования – Мотивация:

  • Поощрение;
  • Наказание;
  • Соревнование.

Деятельность на данном этапе:

п/п

Основные направления развития уч-ся

Формы, приёмы, методы работы

Предполагаемый результат

1

 Формирование познавательного интереса

  • помощь в выборе книг для самостоятельного чтения,
  • регулярное посещение школьной и сельской  библиотек,
  • участие в конкурсах рисунков и поделок, чтецов, сочинений,
  • диагностика по выявлению предпочтений учащегося во внеурочное время
  • тест «Какой у тебя характер?»
  • рост познавательной активности,
  • самостоятельность в подборе художественной литературы,
  • развитие навыков чтения, повышение читательской активности,
  • активность во внеурочное время,
  • развитие творческих способностей

2

Формирование  специфических качеств.

  • Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики;
  • Упражнения, способствующие устранению дисграфии и дислексии.
  • Улучшение каллиграфии,
  • Улучшение навыков чтения,
  • Улучшение грамотности.

3

Развитие способностей к учебным предметам

  • кружки по интересам,
  • статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, беседы с родителями;
  • анкетирование « Моё учение»,
  • организация практической помощи в учебной деятельности,
  • рекомендации к изучению электронных энциклопедий,
  • закрепление за учеником сильного ученика для помощи в учебе,
  •   интеллектуальные марафоны,
  •   предметные олимпиады.
  • развитие интереса к учёбе,
  • повышение престижности хорошей учёбы,
  • увлечение каким – либо предметом

4

Развитие речи. Учимся говорить по-русски

Работа по учебнику:

  • аудирование,
  • ответы на вопросы по картинам,
  • чтение и пересказ текстов
  • развитие речи, совершенствование навыков выразительного чтения,
  • пополнение словарного запаса,
  • развитие умения видеть орфограммы в словах

5

Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности

  • работа в органах самоуправления: дать постоянное поручение – игровик,
  • индивидуальная беседа «Как вести себя во время конфликта и завершать, справедливо без насилия»
  • контроль над поведением и посещаемостью.
  • повышение ответственности за порученное дело,
  • приобретение опыта управленческой работы

6

Воспитание коллективизма

  • индивидуальная беседа об активной жизненной позиции,
  • участие в классных и школьных мероприятиях, концертах,
  • организация общих коллективных дел,
  • коллективные поздравления с днём рождения учащихся,
  • совместные поездки – экскурсии, походы.
  • активность во внеурочное время
  • улучшение взаимоотношений в классе и улучшение психологического климата

7

Воспитание трудолюбия

  • участие в уборке класса,
  • общешкольные субботники,
  • дежурство в классе.
  • повышение  активности в делах класса,
  • воспитание трудолюбия

8

Приобщение к здоровому образу жизни

  • участие в спортивных мероприятиях класса,
  • участие в школьных соревнованиях «День бегуна», «День  прыгуна» и.т.д.
  • проведение бесед о безопасном поведении,
  • беседы о здоровом образе жизни, режиме дня,
  • спортивные викторины,
  • Утренняя зарядка перед началом уроков, пятиминутки-разминки.
  • Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья,
  • стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, безопасному поведению,
  • развитие интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

IV этап – заключительный

Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.

  • Методы: анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.

Деятельность на данном этапе:

Составление карты достижений ученика:

диагностика познавательной деятельности ученика;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

исследование эмоционально-личностной сферы;

Ожидаемый результат:  

  • Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
  • Повышение качества знания по предметам;
  • Развитие навыков чтения;
  • Улучшение грамотности;
  • Приобретение навыков общения в коллективе;
  • Увеличение уровня воспитанности;
  • Приобщение к здоровому образу жизни.

Источник