Индивидуальная программа развития и коррекции ребенка

Индивидуальная программа развития и коррекции ребенка thumbnail

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.

Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

– логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

– увеличить скорость и гибкость мышления;

– выделять существенные признаки и закономерности предметов;

– сравнивать предметы, понятия;

– обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

– определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

– концентрировать, переключать своё внимание;

– развивать свою память;

– улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

– уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

– самостоятельно выполнить задания;

– осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
– решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
– находить несколько способов решения задач;

– работать в группе.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые метапредметные результаты

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

– сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

– отзывы учителей, родителей.

1.3. Формы психологического контроля

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

– методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

– методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

– методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

– Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

– методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

– методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

– исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

– гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Диагностическая таблица

К. И.

Низкий ур.

Низкий ур.

Низкий ур.

Средний ур.

Содержательный раздел

Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

Читайте также:  Консультация для родителей роль игры в познавательном развитии ребенка

Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые методы

  • Арт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезиологические упражнения

  • Релаксационные упражнения

Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

3 класс

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа

Цель:

выявление уровня развития познавательных процессов,

– анализ психологических причин трудностей в обучении.

2.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа

Цели:

– развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),

– развитие пространственных представлений.

3.

Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие зрительной памяти.

4.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие внимания, ассоциативной памяти

5.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления – 3 часа

Цель:

– развитие вербально – логического мышления.

6.

Упражнения на развитие внимания – 2 часа

Цель:

– развитие внимания.

7.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа

Цель:

– развитие способности к классификации и абстрагированию.

8.

Упражнения на установление связи между понятиями – 4 часа

Цель:

– развитие способности установливать связи между понятиями.

9.

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа

Цель:

– развитие концентрации и избирательности внимания.

10.

Упражнения на развитие логического мышления – 2 часа

Цель:

– развитие логического мышления.

11.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления – 6 часов

Цель:

– развитие памяти, внимания, мышления.

12.

Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час

Цель:

– развитие ассоциативного мышления.

13.

Исследование динамики развития психических процессов – 1 час

Цель:

– исследование динамики развития психических процессов.

Список литературы

1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов – на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012

Источник

Елена Соловьева
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.

Читайте также:  Создание оптимальных условий для развития личности ребенка

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное.Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания.

Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Особенноинтенсивное развитие всех познавательных психических процессов происходит под влиянием обучения и воспитания. Следовательно, наиболее легко поддается развитию и коррекции.

Цель программы:создание условий для развития психических процессов у старших дошкольников дошкольников.

Основные задачи программы:

1. Развитие произвольного внимания, логического мышления, речи и мелкой моторики рук с учетом актуальной ситуации развития каждого ребенка.

2. Формирование активной познавательной мотивации, интерес к занятиям познавательного цикла и выполнению заданий, предлагаемых взрослым.

3. Развитие умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.

Участники программы

Программа рассчитана на детей 5-7 лет низким уровнем развития познавательных процессов (с более выраженной степенью).

Организация занятий

Программа состоит из 15 занятий, которые проводятся индивидуально, периодичностью 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 20-25 минут.

Критерии отбора детей в группу

Основанием для включения в группу для коррекционно-развивающих занятий являются результаты индивидуального психолого-педагогического обследования (низкий уровень развития по трем и более показателям).

Динамика в развитии определяется промежуточной, а также повторной диагностикой по итогам реализации программы в текущем учебном году.

Структура занятий

Структура предлагаемых занятий программы предполагает возможность смены видов деятельности, избежать утомляемости у детей.

1. Ритуал приветствия.

2. Психогимнастика.

3. Основная часть 1 (задания 1,2 тетради на развитие произвольного внимания и логического мышления). (Гаврина С. Е. Кутявина Н. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Рабочая тетрадь.Киров: ИП Бурдина – 2014 – по 32 с.)

4. Пальчиковая гимнастика

5. Основная часть 2 (Гаврина С. Е. Кутявина Н. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Рабочая тетрадь.Киров: ИП Бурдина – 2014 – по 32 с.)

6. Релаксация.

7. Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности

1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.

2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.

3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).

5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

6. Нравственность (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору).

7. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка (следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности).

Основные методы и приемы,используемые в работе с детьми:

• Этюды на выражение эмоций, расслабление и напряжения;

• задания, направленные на развитие произвольности поведения, мышления, внимания, мелкой моторики рук;

• релаксационные методы;

• Пальчиковые гимнастики.

Критерии эффективности программы

1. Развитие таких познавательных процессов как произвольное внимание, логическое мышление, речь и мелкая моторика рук с учетом актуальной ситуации развития каждого ребенка.

2. Формирование познавательной мотивации.

3. Формирование интереса к занятиям познавательного цикла и выполнению заданий, предлагаемых взрослым.

4. Развитие умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.

Оценка эффективности программы

Оценка динамики развития познавательных процессов осуществляется на основе сравнения результатов первичной и повторной комплексной индивидуальной диагностики каждого ребенка.

Занятие 1.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Шалтай-болтай»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Король Боровик не в духе»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 3.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Часовой»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 4.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Жадный пес»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 5.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Шалтай-болтай»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

Читайте также:  Характеристика социального развития личности ребенка

9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 6.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Цветок»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Сон на берегу моря».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 7.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Ой-ой-ой, живот болит»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 8.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Шалтай-болтай»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Мышка»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «На берегу моря».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 9.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «В уши вода попала»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 10.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «В уши попала вода»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 11.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Кукушонок кланяется»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «На берегу моря».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 12.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Цветок»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 13.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Часовой»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Сон на берегу моря».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 14.

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Соленый чай»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 15.

1. Ритуал приветствия «Комплименты»

2. Упражнение «Шалтай-болтай»

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради

4. Задание №2 на развитие логического мышления

5. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания.

Занятие 1.

1. Ритуал приветствия «Комплименты»

Цель: повышение самооценки, умение делать комплименты, настрой на занятие.

Психолог здоровается с ребенком, добавляя к приветствию комплимент, тоже делает и ребенок. Ритуал приветствия неизменен в течение всех занятий.

2. Упражнение «Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Психолог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

«Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” – резко наклоняем корпус тела вниз».

3. Задание №1 на развитие произвольного внимания в тетради (см. Приложение)

4. Задание №2 на развитие логического мышления (см. Приложение)

5. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем “кораблик”)

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – “смотрим вдаль”)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются “коготки”)

В конце этой игры можно спросить у ребёнка:

-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

6. Задание №3 на закрепление знаний по математике в тетради

7. Задание №4 на развитие речи в тетради

8. Задание №5 на развитие моторики в тетради

9. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

Цель: снятие эмоционального напряжения на фоне успокаивающей музыки.

Представь себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

10. Рефлексия занятия

11. Ритуал прощания. Упражнение «Подари Улыбку».

Цель: переключение с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизме