Индивидуальная программа развития художественных способностей ребенка
Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника
ФИО ребенка Анастасия Ш.
Дата рождения 05.02.201.
Дата начала индивидуального маршрута «»»»
Вид одаренности художественно-эстетическая
Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.
Цель (ИОМ):
– способствовать развитию художественных навыков
– формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности
Задачи:
– развивать способности ребенка в области художественного творчества;
– постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
– повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Реализация индивидуального маршрута
Технологии, методы и приемы
– беседа;
– наблюдение;
– рассматривание;
– игровые ситуации;
– нетрадиционная изобразительная деятельность;
– организация выставок;
– моделирование;
– дополнительные занятия в совместной деятельности;
Система работы
Дата Тема Задачи Работа с родителями
Сентябрь
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Провести анкетирование
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных
способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Радуга-дуга» – рисование по сырому.
Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)
Консультация для родителей «Талант требует заботы»
Октябрь
Тема «Наш добрый друг – художник круг».
Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.
Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат
Тема «Говорящие рисунки»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные
отличительные черты
Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в
информационно-коммуникационной сети.
Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»
Создание условий для формирования интереса к миру природы.
Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством
формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.
Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.
«Осенний парк» – техникой монотипия
Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия
Ноябрь
«Нарисуй музыку» – задание – упражнение.
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»
Тема «Семейный альбом».
Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.
Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.
Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей
Декабрь
«Заиндевелое дерево» – рисование восковыми мелками
Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
Чтение познавательной литературы
Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»
Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.
Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком
Тема: «Композиция»
Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять
реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Чтение познавательной литературы
«Жанры изобразительного искусства» – рассматривание альбома
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Экскурсия в школу искусств
Январь
Тема: «По мотивам любимых сказок».
Развитие восприятия, воображения.
Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов
Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»
Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Ознакомить с результатами мониторинга
Творческое задание «Зимушка-Зима»
Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»– предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.
Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки
Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе
Февраль
Игра «Несуществующее животное» – ТРИЗ
Развитие фантазии, воображение.
Чтение познавательной литературы о ТРИЗ
Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.
Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Открытка – поздравление.
Творческое задание «Нарисуем портрет папы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Март
Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в конкурсе д/с
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры
Рассматривание репродукций картин известных художников
Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Участие в муниципальном конкурсе
Апрель
«Полет в космос». – техника граттаж
Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции
Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».
Проектная деятельность «Корабли будущего»
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Совместные проекты исследовательской деятельности.
Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы
Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков
Посещение выставки
«Зоопарк» – рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник
Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.
Оформление выставки «Эти забавные животные».
Май
«И плывут по небу облака» – рисование на сырой бумаге
Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).
Прогулки, наблюдения
Творческое задание «Скоро лето»
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения
«Нарисуй картинку» методика П. Торренса
Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Ознакомить с результатами мониторинга
«Незаконченные рисунки»
Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных
способностей, активность процесса воображения.
Ознакомить с результатами мониторинга
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,
оригинальность мышления.
Ознакомить с результатами мониторинга
Целевые ориентиры:
по итогам работы – запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:
1. Участие в творческих конкурсах;
2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;
3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;
4. Желание к самостоятельной работе.
Рекомендации:
родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.
Источник
Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово»
по развитию творческих способностей ученика
Паспорт программы
Название программы: Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика.
Гипотеза: Творческие способности, таланты, возможности обучающихся можно развивать, используя индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную программу.
Цель программы: развить практические навыки выразительного чтения учащегося, формировать устойчивый интерес и любовь к чтению художественной литературы, обучить восприятию и воспроизведению художественного слова.
Задачи:
обучающие
– учить основам бытовой и сценической культуры;
– учить приёмам сосредоточения внимания;
– учить основам владения артикуляцией и внятной речью;
– учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;
развивающие:
– развивать выразительность речи, творческий потенциал для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;
– способствовать развитию у школьника гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;
– развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;
– развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;
– развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;
-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;
воспитательные:
– прививать любовь к книге;
– воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;
-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности подростка;
-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.
Сроки реализации программы: ИОП рассчитана на 2 уч. года (9класс- 2015-2016 уч.г.; 10класс-2016-2017уч.г.).
Возраст обучающегося – 16 -17лет (9-10 классы).
Количество часов в уч. году – 18 часов. Занятия проходят 2 раза в месяц по 30 мин.
Показатели эффективности реализации программы
Повышение уровня индивидуальных достижений обучающегося в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Повышение уровня владения ключевыми компетенциями.
Внедрение в образовательное пространство лицея варианта развития одаренных детей через индивидуальную траекторию воспитания.
Успешная социализация обучающегося с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
Удовлетворенность обучающегося своей деятельностью и увеличение числа таких детей
Организация рефлексии как основы коррекции ИОП.
Пояснительная записка
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика становится средством понимания школьником своих особенностей и возможностей, средством развития личности, становления индивидуальных способов создания и воплощения в жизнедеятельности им своего образа жизни и поиска собственных способов решения проблем. Выразительное чтение – одна из форм художественного воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ученика, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый воспитанник получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.
Внеклассная работа по литературе решает проблему индивидуального подхода, дифференциации заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.
Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» имеет своей цельюразвитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и образы.
В индивидуальных беседах и занятиях воспитатель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу тексты незнакомых ученикам авторов. Индивидуальная образовательная программа – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.
Отличительные особенности программы
В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение», вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы – индивидуальный подход к конкретному ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.
Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы.
Содержание и объем стартовых знаний
Учет возрастных и психологических особенностей ученика.
Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям подросткового возраста.
Занятия программы «Художественное слово» состоят из двух разделов:
1. Практические упражнения по технике и логике речи.
2. Индивидуальная работа над подготовкой к участию в конкурсах.
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1.Диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута по программе.
3.Определение времени, которое должен затратить ученик на освоение программы
4. Определение роли родителей ребенка в реализации индивидуального образовательной программы
5. Разработка учебно-тематического плана (почасового)
6. Определение содержания учебно-тематического плана
(формы занятий, методы и приемы, технологии, формы подведения итогов)
7. Интеграция с другими специалистами (сотрудничество с учителем литературы)
8. Определение способов оценки успехов освоения учеником индивидуального образовательного маршрута
ОСМЫСЛЕНИЕ
Что я могу”
РЕАЛИЗАЦИЯ
“Как я буду идти
к поставленной цели”
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
«Чему я должен научиться и
что мне нужно доработать”
Ожидаемые результаты
Обучающийся после прохождение индивидуальной образовательной программы «Художественное слово» должен
Знать:
– понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;
– собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;
– приемы разбора литературного произведения;
Уметь:
– использовать возможности своего голоса;
– самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию (правильно дышать);
– сосредоточивать внимание на главном;
– воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;
– сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,
– убедительно передавать интонациями содержание текста;
– самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;
– осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.
Приемы и методы обучения
Каждое занятие содержит темы из разных разделов:
– Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).
– Эмоционально – образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).
– Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.
Программа «Художественное слово» использует применение следующие Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.
Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога обучающимся.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
– практические и теоретические занятия,
– конкурсы,
– концертные выступления,
– литературные встречи,
– литературные гостиные,
– посещение библиотеки,
– экскурсии.
Формы реализации ИОП:
В конце курса обучения проходит отчетный период в форме конкурса чтецов или литературно-музыкального концерта.
Методическое обеспечение:
При реализации программы используются:
-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;
– специально подобранные по теме литературные тексты;
– публицистические издания по развитию кругозора, художественная литература;
– толковые, энциклопедические и орфоэпические словари;
– литература по искусству, истории, литературоведению.
Материально-техническое оснащение ИОП : цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система – проектор; музыкальный центр);
Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Лист индивидуального маршрута ученика
Ф.И.О. ученика:______________________________________
Название индивидуальной образовательной программы:
Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика
Ф.И.О. педагога:______________________________________
Количество часов______________________________________
Сроки прохождения курса: сентябрь – май (9класс./10класс).
Подпись преподавателя_______________________________
Подпись родителя (законного представителя)____________________________________
Траектория
Формулирование проблемы, целеполагание
Погружение
Собеседование с учеником, родителями
сентябрь
Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы
Проведение диагностик по выявлению способностей и талантов ученика
Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока (модифицированный С. Я. Карпиловской)
Дж. Баррет «Способности и выбор»
Методика определения выраженных талантов и способностей А. Де Хана и Г. Кафа
сентябрь-октябрь
Работа с фактическим материалом
Практические занятия по технике и логике речи
ноябрь-февраль
Подготовка материалов к конкурсам
Обращение к ресурсам библиотек, интернет-источникам.
В течение всего периода программы
Подготовка к конкурсам. Работа с учеником
Дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Анализ и разбор текста.
В течение всего периода программы
Анализ, полученных результатов, работа над ошибками (коррекция)
Исправление или внесение корректив в развитие способностей ученика, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Организация рефлексии.
В течение всего периода программы
Обобщение, выводы
Самоконтроль и самодиагностика уровня обученности, развития компетенций
(заявленных в целях изучения) Оформление результатов.
Портфолио ученика, педагога.
Апрель-май
Результаты обучающегося (Мониторинг участия в конкурсах начиная с более существенных, траектория развития, включая психолого – педагогическое сопровождение)
Диплом победителя
Почетная грамота педагогу за подготовку победителя
5
Республиканская научно-практическая конференция «VI Свято- Сергиевские образовательные чтения»
Конкурс чтецов.
Диплом победителя за 1 место
Вывод:
Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика: создает условия для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; поддерживает воспитанника в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению; вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на его учебную мотивацию и отношение к учебе; отвечает запросам родителей ученика.
Список литературы для педагога
1. Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008
2. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1977
3. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1991
4.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
5. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Советская Россия, 1978
6. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс – М.: ВЦХТ, 2002.9. Практикум по выразительному чтению. – М.: Учпедгиз, 1960
Источник