Индивидуальная программа развития художественных способностей ребенка

Индивидуальная программа развития художественных способностей ребенка thumbnail

Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника

ФИО ребенка Анастасия Ш.

Дата рождения 05.02.201.

Дата начала индивидуального маршрута «»»»

Вид одаренности художественно-эстетическая

Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.

Цель (ИОМ):

– способствовать развитию художественных навыков

– формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности

Задачи:

развивать способности ребенка в области художественного творчества;

– постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.

– повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы

1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).

3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.

4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.

5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.

Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.

Реализация индивидуального маршрута

Технологии, методы и приемы

– беседа;

– наблюдение;

– рассматривание;

– игровые ситуации;

– нетрадиционная изобразительная деятельность;

– организация выставок;

– моделирование;

– дополнительные занятия в совместной деятельности;

Система работы

Дата Тема Задачи Работа с родителями

Сентябрь

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Провести анкетирование

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных

способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Радуга-дуга» – рисование по сырому.

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Консультация для родителей «Талант требует заботы»

Октябрь

Тема «Наш добрый друг – художник круг».

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.

Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат

Тема «Говорящие рисунки»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные

отличительные черты

Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в

информационно-коммуникационной сети.

Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»

Создание условий для формирования интереса к миру природы.

Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством

формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.

Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.

«Осенний парк» – техникой монотипия

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Ноябрь

«Нарисуй музыку» – задание – упражнение.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Тема «Семейный альбом».

Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.

Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.

Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей

Декабрь

«Заиндевелое дерево» – рисование восковыми мелками

Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).

Читайте также:  Фазы развития ребенка при беременности

Чтение познавательной литературы

Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.

Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком

Тема: «Композиция»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять

реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Чтение познавательной литературы

«Жанры изобразительного искусства» – рассматривание альбома

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.

Экскурсия в школу искусств

Январь

Тема: «По мотивам любимых сказок».

Развитие восприятия, воображения.

Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов

Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»

Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Ознакомить с результатами мониторинга

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»– предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Февраль

Игра «Несуществующее животное» – ТРИЗ

Развитие фантазии, воображение.

Чтение познавательной литературы о ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.

Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Открытка – поздравление.

Творческое задание «Нарисуем портрет папы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Рассматривание репродукций картин известных художников

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в муниципальном конкурсе

Апрель

«Полет в космос». – техника граттаж

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции

Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».

Проектная деятельность «Корабли будущего»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Посещение выставки

«Зоопарк» – рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник

Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.

Оформление выставки «Эти забавные животные».

Май

«И плывут по небу облака» – рисование на сырой бумаге

Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Прогулки, наблюдения

Творческое задание «Скоро лето»

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

Целевые ориентиры:

по итогам работы – запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:

1. Участие в творческих конкурсах;

2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;

3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;

4. Желание к самостоятельной работе.

Рекомендации:

родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.

Источник

Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово»

по развитию творческих способностей ученика

Паспорт программы

Название программы: Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика.

Гипотеза: Творческие способности, таланты, возможности обучающихся можно развивать, используя индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную программу.

Цель программы: развить практические навыки выразительного чтения учащегося, формировать устойчивый интерес и любовь к чтению художественной литературы, обучить восприятию и воспроизведению художественного слова.

Задачи:

обучающие

– учить основам бытовой и сценической культуры;

– учить приёмам сосредоточения внимания;

– учить основам владения артикуляцией и внятной речью;

– учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;

Читайте также:  История развития ребенка купить в воронеже

развивающие:

– развивать  выразительность речи, творческий потенциал для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;

– способствовать развитию у школьника гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;

– развивать чувство ритма,  фонематический и речевой слух ребёнка;

– развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;

– развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;

воспитательные:
– прививать любовь к книге;

– воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности  подростка;

-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.

Сроки реализации программы: ИОП рассчитана на 2 уч. года (9класс- 2015-2016 уч.г.; 10класс-2016-2017уч.г.).
Возраст обучающегося –  16 -17лет (9-10 классы).
Количество часов в уч. году – 18 часов.  Занятия проходят 2 раза в месяц по 30 мин.

Показатели эффективности реализации программы

  • Повышение уровня индивидуальных достижений обучающегося в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Повышение уровня владения ключевыми компетенциями.

  • Внедрение в образовательное пространство лицея варианта развития одаренных детей через индивидуальную траекторию воспитания.

  • Успешная социализация обучающегося с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

  • Удовлетворенность обучающегося своей деятельностью и увеличение числа таких детей

  • Организация рефлексии как основы коррекции ИОП.

Пояснительная записка

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика становится средством понимания школьником своих особенностей и возможностей, средством развития личности, становления индивидуальных способов создания и воплощения в жизнедеятельности им своего образа жизни и поиска собственных способов решения проблем. Выразительное чтение – одна из  форм художественного  воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ученика, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый воспитанник получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.

  Внеклассная работа по литературе решает проблему индивидуального подхода, дифференциации  заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.

Индивидуальная образовательная программа   «Художественное слово» имеет своей цельюразвитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и  образы.

В индивидуальных беседах и занятиях воспитатель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу  тексты  незнакомых ученикам авторов. Индивидуальная образовательная программа – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.

Отличительные особенности программы

В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение», вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы – индивидуальный подход к конкретному ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

Выявив в ученике творческие задатки, создав ему мотивацию учитывая его профессиональные планы на будущее, я выстраиваю для него учебный план, сочетающий необходимость выполнения основной учебной программы и исследовательской работы.

Содержание и объем стартовых знаний

Учет возрастных и психологических особенностей ученика.

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям подросткового возраста.

Занятия  программы «Художественное слово» состоят из двух разделов:

1. Практические упражнения по технике и логике речи.

2. Индивидуальная работа над подготовкой к участию в конкурсах.

Схема разработки индивидуального образовательного маршрута

1.Диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей.

2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута по программе.

3.Определение времени, которое должен затратить ученик на освоение программы

4. Определение роли родителей ребенка в реализации индивидуального образовательной программы

5. Разработка учебно-тематического плана (почасового)

6. Определение содержания учебно-тематического плана

(формы занятий, методы и приемы, технологии, формы подведения итогов)

7. Интеграция с другими специалистами (сотрудничество с учителем литературы)

8. Определение способов оценки успехов освоения учеником индивидуального образовательного маршрута

ОСМЫСЛЕНИЕ

Что я могу”

РЕАЛИЗАЦИЯ

“Как я буду идти 
к поставленной цели”

ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА

«Чему я должен научиться и 
что мне нужно доработать”

Читайте также:  Развитие интеллекта у ребенка по месяцам до года

Ожидаемые результаты

Обучающийся после прохождение индивидуальной образовательной программы «Художественное слово» должен

Знать:
– понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;

– собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;

– приемы разбора литературного  произведения;

Уметь:

– использовать возможности своего голоса;

– самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию (правильно дышать);

– сосредоточивать внимание на главном;

– воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;

– сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,
– убедительно передавать интонациями содержание текста;

– самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;

– осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.

Приемы и методы обучения

Каждое занятие содержит  темы из разных разделов:

– Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).

– Эмоционально – образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).

– Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.

Программа «Художественное слово» использует применение следующие  Педагогические технологии: технология  развития критического мышления через чтение, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.

Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога обучающимся.

Для реализации программы используются следующие формы работы:

– практические и теоретические занятия,

– конкурсы,

– концертные выступления,

– литературные встречи,

– литературные гостиные,

– посещение библиотеки,

– экскурсии.
Формы реализации ИОП:

В конце курса обучения проходит  отчетный период в форме  конкурса чтецов или  литературно-музыкального концерта.

Методическое обеспечение:
При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами,  певцами музыкантами  для учебных и концертных целей;

– специально подобранные по теме литературные тексты;

– публицистические издания по развитию кругозора,  художественная литература;

–  толковые, энциклопедические и орфоэпические словари;

–  литература по искусству, истории, литературоведению.
Материально-техническое оснащение ИОП : цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система – проектор; музыкальный центр);
Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Лист индивидуального маршрута ученика

Ф.И.О. ученика:______________________________________

Название индивидуальной образовательной программы:

Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика

Ф.И.О. педагога:______________________________________

Количество часов______________________________________

Сроки прохождения курса: сентябрь – май (9класс./10класс).

Подпись преподавателя_______________________________

Подпись родителя (законного представителя)____________________________________

Траектория

Формулирование проблемы, целеполагание

Погружение

Собеседование с учеником, родителями

сентябрь

Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы

Проведение диагностик по выявлению способностей и талантов ученика

Методика «Карта интересов» А. Е. Голомштока (модифицированный С. Я. Карпиловской)

Дж. Баррет «Способности и выбор»

Методика определения выраженных талантов и способностей А. Де Хана и Г. Кафа

сентябрь-октябрь

Работа с фактическим материалом

Практические занятия по технике и логике речи

ноябрь-февраль

Подготовка материалов к конкурсам

Обращение к ресурсам библиотек, интернет-источникам.

В течение всего периода программы

Подготовка к конкурсам. Работа с учеником

Дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Анализ и разбор текста.

В течение всего периода программы

Анализ, полученных результатов, работа над ошибками (коррекция)

Исправление или внесение корректив в развитие способностей ученика, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Организация рефлексии.

В течение всего периода программы

Обобщение, выводы

Самоконтроль и самодиагностика уровня обученности, развития компетенций

(заявленных в целях изучения) Оформление результатов.

Портфолио ученика, педагога.

Апрель-май

Результаты обучающегося (Мониторинг участия в конкурсах начиная с более существенных, траектория развития, включая психолого – педагогическое сопровождение)

Диплом победителя

Почетная грамота педагогу за подготовку победителя

5

Республиканская научно-практическая конференция «VI Свято- Сергиевские образовательные чтения»

Конкурс чтецов.

Диплом победителя за 1 место

Вывод:

Индивидуальная образовательная программа «Художественное слово» по развитию творческих способностей ученика: создает условия для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида; поддерживает воспитанника в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению; вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на его учебную мотивацию и отношение к учебе; отвечает запросам родителей ученика.

Список литературы для педагога

1.​ Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008

2. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1977

3.​ Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1991

4.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
5.​ Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Советская Россия, 1978
6. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс – М.: ВЦХТ, 2002.9.​ Практикум по выразительному чтению. – М.: Учпедгиз, 1960

Источник