Индивидуальная программа развития для ребенка с ринолалией

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с  

открытой ринолалией.

Открытая ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с ЗПР; с УО (разной степени).

Данная программа предназначена для работы с детьми с открытой ринолалией, у которых психическое развитие находится на уровне нормы.

У детей с открытой ринолалией нарушается сам процесс формирования речи. На ранних этапах ее развития выявляются следующие особенности: крик тихий, слабый, немодулированный; своевременно появившиеся гуление и лепет постепенно угасает; развитие речи зависит от социальных условий (отношение родителей к ребенку). В случае социальной депривации замедляется и превращается в задержку. В социально благоприятных условиях речь ребенка развивается, но в искаженной форме: грубо нарушено звукопроизношение и дыхание, большие голосовые недостатки. Общее звучание речи смазано, так как помимо звукопроизношения сильно страдает просодика.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всех сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к, г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофанически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

Дыхание у детей соткрытой ринолалией смешанное (рото-носовое), учащенное. Жизненная емкость легких понижена. Так же нередко отмечается снижение физического слуха, отсюда нарушено формирование фонематического слуха.

2. Изучение детей с открытой формой ринолалии.

Обследование – это наиболее важный этап для преодоления открытой ринолалии. Дети с открытой ринолалией определяются в группы с ОНР, и обследование проводится по речевой карте для детей с ОНР с внесенными в нее дополнениями. Прежде чем приступить к обследованию ребенка логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных, узнает количество и сроки операций, занимался ли с ребенком логопед, как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания. После того как логопед собрал все необходимые данные, приступает к обследованию, но для начала он устанавливает доверительные отношения с ребенком, в ходе беседы с ребенком на близкие ему темы.

Обследование состоит из следующих разделов:

1. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата:

Логопед тщательно изучает анатомический дефект: наличие расщелин (изолированные, сквозне: одно-, двусторонние), губы, твердое и мягкое небо, ассиметричность носогубных складок; подвижность языка, губ (произнесение на твердой атаке гласных звуков, упражнения: «Трубочка», «Заборчик», выдвижение языка вперед).

2. Обследование дыхания: логопед обследует физиологическое и речевое дыхание; выявляет наличие дифференцированного носового и ротового дыхания; определяет наличие направленной воздушной струи, гримас, ритмичность, продолжительность речевого выдоха. Используются следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», закрыть и открыть крылья носа, произнести на выдохе гласные звуки.

3. При выполнении ребенком дыхательных упражнений логопед анализирует состояние голоса, дает ему характеристику, отмечает крикливость, выраженность назального оттенка, высоту, тембр, силу.

4. Обследование звукопроизношения начинается с обследования гласных звуков. При этом логопед подробно описывает положение органов артикуляции. Особое внимание необходимо обратить на положение языка. Согласные исследуются в интервокальной позиции. Обязательно обследование всех звуков. Описывается артикуляция каждого звука. Приемы обследования: по подражанию и самостоятельно.

5. Обследование развернутой речи. При открытой ринолалии важно оценить процессы коммуникации и возможности речи ребенка: умеет ли пользоваться диалогической (вопросно-ответной) речью, монологической, описывающей полное звучание речи (разборчивая, неразборчивая, тихая, громкая), развернутость ответа. Используются следующие виды заданий: пересказ короткого текста с предварительной беседой по его содержанию, беседа и составление рассказа по сюжетной картине, по серии картинок. В заключении логопед описывает возможности связной речи и общее звучание речи.

3. Организация логопедического воздействия.

Медицинская помощь детям с открытой ринолалией оказывается в центре челюстно-лицевой хирургии, а логопедическая – в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Зачисляются в группу дети по результатам обследования ПМПК. Коррекционная работа проводится по программе устранения открытой ринолалии А.Г. Ипполитовой, осуществляется на индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. Занятие длится 15-20 минут. Обязательно проведение занятий индивидуально, недопустимо присутствие двоих детей. На каждом занятии проводится психотерапия, желательно присутствие родителей. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, даются четкие указания. Дома занятия с родителями должны длится не более 10-15 минут. Необходимо также проведение лечебно-оздоровительной работы: ингаляции, физио-, фито-, ароматерапия и т.д.

Логопедическая работа проводится в два этапа: дооперационный и послеоперационный.

4. Содержание логопедической работы по этапам.

Содержание коррекционной работы в дооперационный период.

Задачи:

1. Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предотвратить дистрофию мышц глотки.

2. Выработать воздушную направленную струю, затормозить ключичный тип дыхания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивать оральный праксис.

5. Развивать слуховое восприятие фонем.

1. Активизация небно-глоточного смыкания

Проведение этой дооперационной работы сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции. Упражнения: имитация физиологических актов (покашливания, жевания, глотания), воспитание полноценного смыкания при  фонации (в данном случае легче вырабатывается условно-рефлексивная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет речи – участие двигательного, слухового и кинестетического анализаторов) – произнесение а и э. такие упражнения вводятся на первом занятии, ребенок повторяет их за логопедом, который привлекает его внимание  к мягкой голосоподаче и положению языка.  Начинают с поочередного двух-, трехкратного повторения ааа, а через 4-5 занятий переходят к слитному произнесению сочетаний типа – ааээииуу 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. Такие упражнения предупреждают развитие дистрофического процесса в мышцах глотки.

2. Коррекция дыхания предусматривает выработку способности направленно выдуть воздух слегка напряженными губами, а также удлинение выдоха. Упражнения: имитация поплевывания 6-8 раз 3-4 раза в день; не напрягая мышц шеи, постепенно замедлять и продлевать поплевывания для достижения легкого дутья, затем переходить к упражнению «Загнать мяч в ворота». Голосовые упражнения, проводящиеся до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произношению звуков, а затем закрытых слогов

3. Решению 3 задачи способствуют голосовые упражнения: вибрационный массаж гортани, полоскание горла густыми жидкостями.

4. В дооперационный период коррекция звукопроизношения проводится, если имеется достаточное количество времени (более 3-х месяцев). Работа начинается с формирования гласных (правильное положение языка), работа над согласными продолжается более 6 месяцев; при постановке звуков логопед опирается на все анализаторы; рассматривается артикуляция каждого звука, при этом внимание обращается на кинестетические ощущения при выполнении движений. В дооперационном периоде слуховой контроль не применяется.  Первоначально постановка звуков осуществляется в слогах, согласные автоматизируются в интервокальной позиции, р  вызывать не рекомендуется, условные навыки вводятся в спонтанную речь дифференцированно по возрастам. В младшем дошкольном возрасте применяют сюжетно-ролевые игры, загадки, концентрируют внимание на определенной группе звуков. В старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом  возрасте уже необходимо применение психотерапии и игр в вопросно-ответной форме.

5. Работа в дооперационном периоде по дифференциации звуков

проводится в следующей последовательности:

а) привлечение внимание к неречевым, а затем и к речевым звукам (игры «определение инструмента по звучанию», «Что сказала улица?»);

б) выделение звуков из ряда изолированных звуков, слогов, слов («Поймай звук»);

в)различение правильного/неправильного произношения назальных/неназальных звуков.

Содержание коррекционной работы в послеоперационный период.

I. Работа над дыханием:

1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические и динамические упражнения.

2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.

II. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания:

В послеоперационный период важно своевременно начать работу по растормаживанию небной занавески (по разрешению врача). Наиболее эффективным методом является логопедический массаж. Проводится 3-5 минут, ежедневно 5-8 раз. Также в этот период полезны вокальные упражнения, полоскание горла, вызывание глоточного рефлекса, проговаривание протяжно гласных средней громкости, выполнение артикуляционных упражнений.

III. Развитие фонематического восприятия:

Данный раздел работы является одним из наиболее важных.  Постепенное обучение различению правильного и неправильного произношения способствуют более быстрому введению в спонтанную речь усвоенных навыков в правильной речи. В послеоперационном периоде при различении звуков логопед опирается не только на зрительное восприятие, кинестетические ощущения, но и на слуховое восприятие ребенка.

IV. Коррекция звукопроизношения:

Коррекции звука предшествует работа по развитию артикуляционного праксиса. Логопед разучивает с детьми как традиционные, так и нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, направленной на изменение положения языка в полости рта. Если ребенок прошел курс логопедических занятий до операции, то логопед уточняет произношение ранее изученных звуков и ставит сложные по артикуляции звуки. В случае, если к логопеду обратились впервые, то последовательность работы по коррекции звукопроизношения такая же, как в дооперационном периоде.

Заключительным этапом логопедического воздействия является работа над мелодико-интонационной выразительностью речи, в которую входят:

1. Разучивание упражнений для развития всех компонентов голоса (сила, высота, тембр).

2. Обучение  различению и восприятию различной интонации.

3. Применение различных видов театральной деятельности с целью введения полученных навыков в спонтанную речь.

5. Взаимодействие со специалистами.

На школьном и дошкольном логопункте логопед взаимодействует с учителем/воспитателем. Он предоставляет педагогам расписание занятий детей, т.к. именно они контролируют посещаемость детьми логопедических занятий.

По мере исправления дефектов произношения логопед сообщает педагогам необходимую информацию для того, чтобы они могли контролировать речь ребенка вне логопедических занятий. Такая взаимосвязь специалистов помогает повысить эффективность работы по введению звука в спонтанную речь. Наиболее тесно взаимосвязь логопеда со специалистами, прослеживается в логогруппах. Логопед сотрудничает с воспитателем, музыкальным работником, физ. инструктором, психологом. Но в коррекции звукопроизношения наиболее важным является взаимодействие логопеда и воспитателя.

Воспитатель 2 раза в день проводит с детьми артикуляционную гимнастику. В начале учебного года дети закрепляют комплекс общих упражнений, постепенно добавляются специальные упражнения.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя фиксируется в тетрадях для вечерних занятий. Логопед предлагает ряд занятий, из которых особое место выделяется упражнениям для закрепления правильного произношения поставленных звуков. Для проведения этой работы, логопед рекомендует воспитателю объединить детей в подгруппы по сходству нарушенных звуков. Список этих подгрупп постоянно уточняется логопедом в зависимости от эффективности коррекционной работы.

6. Работа с родителями.

Это обязательный и крайне необходимый компонент логопедической работы, проводимой с ребенком с открытой ринолалией. Родителей важно привлекать к участию в коррекционной работе. Логопед проводит консультации, на которых обучает их упражнениям, артикуляционной гимнастике, приемам логопедического массажа. Желательно, чтобы родители присутствовали на индивидуальных логопедических занятиях. Только благодаря такой совместной работе можно добиться желаемого результата.

Источник

Журнал Логопед№7/2017г.

Методические рекомендации к написанию индивидуальной коррекционной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и с детьми-инвалидами в группе компенсирующей направленности, часто сталкиваешься с необходимостью написания индивидуальной коррекционной программы. Такая необходимость возникла при поступлении в наш детский сад ребёнка с ОВЗ и имеющего статус «ребёнка-инвалида», с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) – ринолалия.

Этапы написания  индивидуальной коррекционной программы: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап: знакомство с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида (ИПРА), изучение заключения ТПМПК, определение статуса  ребёнка (ребёнок-инвалид, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определение необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, определение  особых образовательных потребностей ребёнка, наличия методического оснащения.

Основной этап: психолого-педагогическое обследование ребёнка, написание индивидуальной коррекционной программы.

Заключительный этап: доработка программы,   обсуждение на ПМПК ДОО, её утверждение. Знакомство родителей (законных представителей) с программой.

Программа  включает  три  основных  раздела:  целевой,  содержательный  и  организационный,  в  каждом  из  которых  отражается  обязательная  часть  и  часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой  раздел  включает  в  себя  пояснительную  записку, общую характеристику на ребёнка с ринолалией,   планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел представляет  общее  содержание  индивидуальной программы и включает  мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации,  социальной реабилитации и абилитации, особенности  взаимодействия  педагогического  коллектива с семьёй воспитанника по реализации программы.

Организационный  раздел  содержит  описание  материально-технического обеспечения  программы,  обеспеченность  методическими  материалами  и  средствами обучения и воспитания, особенности организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

В пояснительной записке указывается нормативно-правовая база, сроки реализации программы  (разрабатывается на 1 учебный год).

Цель программы: построение системы коррекционно-психолого-педагогической  помощи  и социальной реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)  и поддержки   их  родителям (законным  представителям).

Задачи:

1.Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку с ринолалией с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей  (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).

2.Обеспечение успешной социализации ребёнка.

3. Организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий.

4. Консультативная работа с родителями.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

– индивидуализация,  учет возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;

– признание ребенка полноправным участником образовательного процесса;

– поддержка детской инициативы;

– интеграция усилий специалистов;

– сотрудничество организации с семьями;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) [3].

Характеристики значимые для разработки программы

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании  звуков   речи  возникает  специфический назальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

1. Изменение положения и активности языка.

2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

3.Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.

4. Тотальное нарушение звукопроизношения.

При органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

При врожденных расщелинах анатомические изменения отмечаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в зубочелюстной системе). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем речепроизводства: энергетической, генераторной и резонаторной. Это сказывается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на специфике его артикуляции. Таким образом, открытая ринолалия и ее характер оказываются зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нарушения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора. [1, с.3-5]

В общей характеристике на ребёнка с ринолалией указывается:

–   ФИО ребёнка;

– дата рождения;

– диагноз клинический;

– заключение ТПМПК;

– показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий (в соответствии с ИПРА);

-мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации  (в соответствии с ИПРА);

– мероприятия социальной реабилитации и абилитации (в соответствии с ИПРА);

– психолого-педагогическая характеристика по результатам диагостического обследования педагогов (воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога).

Планируемые результаты освоения программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров:

– сформированность Высших психических функций (в соответствии с возрастом);

– достижение психологической коррекции мотивации к обучению, психологической готовности к школе;

– полная (или частичная) коррекция речи;

– формирование социального статуса ребёнка-инвалида, социальной адаптации и готовности к интеграции в общество;

– консультативная помощь семье по вопросам психолого-педагогической и социальной реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида.

Содержательный раздел составляется с учётом рекомендаций ТПМПК и в соответствии с ИПРА  ребёнка-инвалида.

Он включает в себя определение:

– формы образования  и программы обучения (коррекционное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по программе ДО в  речевой группе по АООП для детей с ТНР);  

– формы получения образования и формы обучения (очная);

–  режима обучения (полный день);

– специальных методов и приёмов обучения (учёт индивидуальных особенностей психофизического и речевого развития ребёнка);

– организации психолого-медико-педагогического сопровождения (занятия с учителем-логопедом по развитию и  коррекции всех компонентов речи, с психологом по  развитию познавательной деятельности);

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели  указывают  основные направления своей индивидуальной работы и прилагают планы работы с этим ребёнком.

Перечень мероприятий социальной реабилитации или абилитации в ИПРА ребёнка-инвалида с ринолалией содержит мероприятия по социально-психологической реабилитации или абилитации  и социокультурной реабилитации или абилитации.

Социально-психологическая реабилитации или абилитации – комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность реального включения в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Социокультурная реабилитации или абилитации – комплекс мероприятий по обеспечению возможности позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости

Социально-психологическая реабилитация или абилитация включает в себя:

∙ психодиагностику и обследование личности – определение и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, включающих отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми;

 ∙ психологическое консультирование, ориентированное на решение социально – психологических задач;

∙ психологическую коррекцию;

∙ социально-психологический тренинг;

 ∙ психологическую профилактику;

∙ социально-психологический патронаж.

Социокультурная реабилитация или абилитация включает в себя:

 ∙ обеспечение ребёнка-инвалида периодической, учебно-методической, справочно- информационной и художественной литературой с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида;

 ∙ разработка и реализация досуговых программ, способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

∙ компьютерные технологии – это мощный резерв в игротерапии. Игры являются здесь не только элементами развлечений, но и тренировкой ряда психических и моторных функций [2].

Взаимодействие с семьёй:

1. Комплексное обследование семьи, условий проживания ребёнка – воспитателем и социальным педагогом.

2.  Оказание психолого-педагогической помощи родителям по запросу.

3. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе.

4.  Знакомство родителей с результатами обследования.

5.  Индивидуальные практикумы.

6.  Просмотр индивидуальных и групповых занятий.

7.  Обучение практическим приемам работы с ребёнком.

8.  Задания и рекомендации для работы дома.

9. Помощь в установление правильных детско-родительских отношений.

10. Обучение методам психологической коррекции.

Организационный раздел

        Индивидуальные логопедические занятия с ребёнком с ринолалией проводятся не менее 3 раз в неделю, продолжительность их зависит от возраста ребёнка и с обязательной динамической  паузой.

Занятия по АООП ДО для детей с ТНР проводятся всеми спепециалистами в соответствии с режимом дня. У ребенка есть индивидуальная тетрадь, где записываются все рекомендации  логопеда, домашние задания. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям рекомендуется заниматься каждый день.

   В обязанности воспитателя входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Воспитатель уделяет внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создают положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком. Так как у ребенка ринолалия сочетается с несформированностью средств языка, воспитатель расширяет знания ребёнка об окружающей жизни,  развивает речь ребёнка в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивает графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводит коррекцию моторного развития ребёнка. Поставленные звуки даются логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Воспитатель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял и в связной речи.

Педагог-психолог проводит занятия по индивидуальному графику и плану.

Индивидуальные  занятия  педагог-психолог,   учитель-логопед  проводят  в  оснащенных  отдельных  кабинетах,  используя  специальное материально-техническое обеспечение.

В организационном разделе подробно указывается обеспеченность методическими материалами: программы, программно-методическое обеспечение  каждого специалиста, работающего с ребёнком.

Литература

1.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95 с. 

2. https://aleksincson.i-ed.ru/assets/aleksinson/doc/info/Pamiatka-po-rabote-s-IPRA.pdf 

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) /

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/3176a8d5191800ad22c7c45c9b04ba01d366dcd9/ 

Источник