Индивидуальная программа развития для ребенка с нарушением слуха
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
«Журавушка»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Учитель-дефектолог
Дектярёва С.А.
Мариинск
2015
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность
Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.
В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.
Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.
Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.
Актуальность
За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.
Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.
Цель
Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.
Основные задачи
– развитие сенсорной сферы;
– развитие психических функций;
– овладение речью, как орудием мышления;
– формирование коммуникативных навыков;
– расширение кругозора и осведомленности.
Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и КИ.
Теоретические и методологические основы программы
Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях», Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития – обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Новизна программы
Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:
– культурологический подход – связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);
– опора на слуховое восприятие у детей с КИ;
– индивидуализация программы;
– увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).
Основные этапы и формы реализации программы
Диагностический – проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).
Консультативный – индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.
Обучающий – проведение коррекционно-развивающих занятий.
Форма проведения занятий – индивидуальная.
Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.
Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.
Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,
качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих кохлеарную имплантацию.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ | Тема | Содержание занятий | Объем часов | |
1 | Сенсорная сфера | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие | Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию. | 4 | ||
Развитие тактильного восприятия | Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов. | 4 | ||
Развитие зрительного восприятия | Сравнение предметов по различным признакам. | 4 | ||
Развитие слухового восприятия | Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме. | 6 | ||
Развитие пространственной ориентировки | Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении. | 4 | ||
Развитие временного восприятия | Изучение времен года. | 5 | ||
2 | Познавательная сфера | |||
Развитие внимания | Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета. | 4 | ||
Развитие памяти | Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала. | 4 | ||
Развитие мышления | Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале. | 5 | ||
Развитие воображения | Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта. | 4 | ||
3 | Формирование коммуникативных навыков. | Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес. Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей | 4 | |
4 | Формирование речи | Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов. | 10 | |
5 | Подведение итогов | Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями. | 2 |
Итого: 60 часов.
Формы и методы работы
Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.
Используется:
– наглядность;
– демонстрация;
-пояснение;
– беседа;
-наблюдение;
– сюжетно- ролевые игры;
– моделирование ситуаций;
– развивающие игры (настольные, подвижные);
– конструирование;
– свободное и тематическое рисование, графические задания.
Методическое обеспечение программы
№ | Тема | Методологическое обеспечение программы |
1 | Сенсорная сфера | Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори. Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных. |
2 | Познавательная сфера | Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», «Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали. Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. Установление логических связей по картинке, по тексту. Дорисуй до предмета. Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности. |
3 | Коммуникативные навыки | Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры. |
4 | Речевая деятельность | Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание. |
5 | Моторная сфера | Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори. |
Материальное обеспечение программы
Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.
Список литературы
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
- Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
- Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
- Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
- ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Согласовано: на методобъединении учителей начальных классов и воспитателей ГПД Руководитель МО ____/ / Протокол №____ от «___»________20г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _____. «___»________20г. | Утверждаю: Директор ______. Приказ №____ от «___»________20г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для детей с нарушением слуха
в работе с учеником 3 класса
на _____учебный год
направление:
сопровождение детей с особыми потребностями
Составила:
Педагог- психолог
ФИО
г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательными учреждениями», в соответствии нормами СанПиНа.
Данная программа разработана для детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ученика.
Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях «Инклюзивное образование» Москва, 2012
О.Ю. Пискун Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения Новосибирск 2005
Татьяна Аржакаева « Психологическая азбука»
Актуальность программы:
За последнее время увеличилось количество обращений родителей детей с нарушением слуха. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Речь, как важнейшая психическая функция напрямую зависит от слуха. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, отсутствие речи нарушает мыслительную деятельность. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Цель программы:
оказание помощи детям с нарушениями слуха в овладении необходимыми знаниями и навыками развития связной речи (коммуникативности).
Задачи программы.
1. Развитие различительной функции в определении основных ощущений.
2. Развитие восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие самоконтроля на начальном этапе.
4. Развитие притязания на признание своего «Я».
5.Возможность овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно-пространственной организации; осмысления своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
Программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций.
Адресат:
ученик 3ого класса обучающийся по программе ЗПР. У ученика нарушение звукопроизношения, 2-я степень тугоухости.
Объем программы. Программа рассчитана на 37 занятия в течение учебного года.
Формы занятий: индивидуальная.
Форма работы. 1 раз в неделю.
Время поведения индивидуальных занятий: 60 минут.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Психолог может осуществлять корректировку, также в количество учебных занятий (часов) могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменении дня недели проведения занятий во втором полугодии.
Структура и содержание основных направлений работы
1.Диагностическое направление. Проведение индивидуальной и сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист.
2.Коррекционно-развивающее направление. Индивидуальные занятия с учеником.
3.Консультативное направление. Консультация родителей, педагогов по диагностике, сопровождению детей.
4.Инживидуально-просветительское направление.
5.Профилактическое направление. Физкульт.минутки, пальчиковая гимнастика, подвижные паузы.
Методы и приемы:
-психогимнастика;
-игры;
-упражнения;
-рисование
– метод тактильного опознания предметов.
– метод звукодыхательных упражнений.
– релаксационный метод.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
Поощрения
В качестве поощрения используются аплодисменты, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики», за каждое выполненное задание, за каждую верную мысль – выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».
Программа предполагает мониторинг результатов работы. Он проводится по этапам: входная (стартовая) диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.
Аналитический (итоговый) этап
Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, психолог проводит итоговую диагностическую работу.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при углубленном исследовании.
Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Проблема, над которой работает психолог: развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), обучение способам саморегуляции.
Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Список литературы
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012.
Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011.
Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб.Инклюзивное образование, выпуск1. М.: Центр «Школьная книга»,2010.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
Содержание занятий | Кол.во часов | Дата | ||
Раздел I. Развитие различных видов чувствительности | ||||
1. | Развитие основных видов чувствительности: а) вкусовых и обонятельных ощущений б) зрительного восприятия в) анализа и синтеза при зрительном восприятии | 1 | ||
2. | Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий: а) осмысление совершаемых движений и их «оречевление» б) выполнение специальных игровых упражнений в) развитие двигательной деятельности и произношения | 1 | ||
3. | Развитие тактильно-вибрационных ощущений: а) тактильных и температурных ощущений б) различение вибрационных ощущений в) слуховое восприятие, произношение и тактильно- вибрационная чувствительность г) элементы ритмических занятий | 1 | ||
Раздел II. Развитие восприятия | ||||
Развитие способностей к фонематическому различению | ||||
1. | Совершенствование способности цветовосприятия | 1 | ||
2. | Развитие точности восприятия | 1 | ||
3. | Развитие временных представлений | 1 | ||
4. | Развитие пространственных представлений | 1 | ||
Раздел III. Развитие внимания | ||||
1. | Увеличение объема | 1 | ||
2. | Распределения | 1 | ||
3. | Усиление концентрации и устойчивости | 1 | ||
4. | Тренировка переключения | 1 | ||
5. | Тренировка распределения и избирательности | 1 | ||
6. | Развитие произвольного внимания | 1 | ||
Раздел IV. Развитие памяти | ||||
1. | Развитие способности воссоздавать мысленный образ | 1 | ||
2. | Создание мысленных образов и их эмоциональная окраска | 1 | ||
3. | Тренировка зрительной памяти | 1 | ||
4. | Осознание визуального материала | 1 | ||
5. | Пробуждение «чувства деталей» | 1 | ||
6. | Осознание словесного материала | 1 | ||
7. | Развитие воображения и памяти | 1 | ||
8. | Развитие слуховой памяти | 1 | ||
Раздел V. Развитие мышления | ||||
1. | Обобщение на наглядной основе | 1 | ||
2. | Зависимость развития мыслительных операций от объяснения принципов решения | 1 | ||
3. | Понимание причинно-следственных отношений | 1 | ||
4. | Оперирование отдельными признаками предметов | 1 | ||
5. | Обобщение и конкретизация житейских понятий | 1 | ||
6. | Группировка объектов по одному признаку | 1 | ||
7. | Группировка объектов по двум признакам | 1 | ||
Раздел VI Развитие произвольного поведения | ||||
1. | Развитие умения соблюдать правила | 1 | ||
2. | Развитие умения действовать по образцу | 1 | ||
3. | Развитие умения действовать по правилу | 1 | ||
4. | Развитие саморегуляции и самоконтроля | 1 | ||
Раздел VII. Развитие воображения | ||||
1. | Развитие творческих способностей | 1 | ||
2. | Развитие способности конструировать | 1 | ||
3. | Развитие невербального воображения | 1 | ||
4. | Развитие воссоздающего воображения | 1 | ||
5. | Развитие творческого воображения | 1 |
Источник