Индивидуальная программа развития для неговорящего ребенка

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

1 этап – Подготовительный.

Развитие зрительного внимания.

Учить фиксировать взгляд на предмете.

Прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

1 Найти взглядом яркую игрушку, подвешенную за нитку (в ограниченном пространстве), проследить за её перемещением, схватить её рукой.

2 Найти игрушку в пространстве кабинета (полке, стуле) и проследить взглядом за её перемещением.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Активизация ощущений.

Развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей при помощи  лёгких массажных движений.

1 Тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладутся вата и жёсткая щётка. Управляя рукой ребёнка, хлопать поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!).

2 Массаж рук с использованием детского крема. Поглаживание и похлопывание руки (поочерёдно) от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), сопровождая эмоциональными комментариями. Побуждать к самостоятельным действиям.

3 игра «Следы» – движения пальцами рук по размягчённому пластилину. (Одним пальцем, двумя; одной рукой, двумя).

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

II период – декабрь, январь, февраль.

2 этап – начальный.

Развитие слухового восприятия.

(Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.)

  • Расширять рамки слухового восприятия;

развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и звуков;

развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Привлечь внимание к звучащему предмету;

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

определение местонахождения и направленности звука;

ознакомление с характером звучащих предметов;

различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

реагирование на громкость звучания;

узнавание и различение гласных звуков [а],[о],[у],[и];

развитие подражания неречевым и речевым звукам;

«Угадай что звучит» музыкальные инструменты, разные предметы (бумага, стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек).

Коробочки с горохом, мелкими монетами, с песком, спичками.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

  • Развивать невербальные компоненты коммуникации ; выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве синтаксических составляющих;
  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

Развитие понимания жестов (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), в сочетании со словесной инструкцией и без неё;

выполнение действий по невербальной инструкции;

ответы  утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;

 выбор знака к предъявленному жесту;

развитие мимики и жеста;

демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

выполнение имитационных движений животных руками;

жестовое приветствие и прощание.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;

Побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Показ разных действий (причёсывание волос, как едят суп и др.), побуждать произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.

Воспроизводить движения, изображенные на сюжетной картинке;

развивать мимику.

К сюжетным картинкам «Бабочка летит», «Девочка кушает» и др., совершать имитационные движения.

Установить контакт;

развивать понимание нарисованного знака (пиктограммы);

научить адекватно использовать жесты.

Познакомить ребёнка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предложить дополнить незаконченное предложение одним из них, показ или подняв вверх.

Затем побуждать использовать жест «дай».

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, движения глаз; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;

сформировать представления о схеме лица и тела;

развивать подвижность речевой моторики, мимическую мускулатуру, мышечные ощущения;

учить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;

Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;

Массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

Узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

Пальчиковая гимнастика  эмоциональным сопровождением;

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

Упражнения с пластилином;

Использование кукол бибабо;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

Упражнения на преодоление сопротивления;

Автоматизация отдельных артикулем;

Выработка речидвигательных образов звукообразных слов.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения;

Вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;

Развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;

Научить анализировать зрительный образ.

1.Нахождение игрушек в пространстве комнаты (их перемещение.

2. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке.

3. Выработка навыков ориентировки.

4. Выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции.

5. Выделение из множеств предметов.

6. Запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

7. Определение различий в предметах  и картинках.

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Формировать сенсорный и тактильный гнозис;

Развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

Выработка умения ориентации в окружающем;

Работа с тактильными таблицами;

Выделение цвета;

Ознакомление с размером и формой (плоскостной и объёмной);

Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

Соотнесение цветного и контурного изображения предметов;

Дифференциация плоскостного и объёмного изображения;

Присутствие на индивидуальных занятиях, рекомендации  для игр дома.

Беседы, консультации.

Развитие голоса и дыхания.

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;

Развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту. Тембр и интонацию;

Стимулировать мышцы гортани;

Активизировать целенаправленный ротовой выдох;

Формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

Активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

Тренировка носового выдоха;

Развитие произвольного речевого выдоха;

Выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;

Выработка комбинированного типа дыхания;

Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

Выработка умения повышать и понижать голос в допустимых переделах.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

Развитие чувства ритма.

Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической  единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

Познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а],[о],[у].[и];

Развивать сенсомоторные компоненты чувства ритма.

Ходьба и маршировка под музыку;

Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

Ритмические упражнения для рук и ног;

Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

Ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков и звуковых цепочек;

Дифференциация ритмических рисунков;

Отображение определённых качеств движения;

Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков (голоса животных, звуки предметов и др.);

Работать над семантикой слова;

Стимулировать простые виды коммуникативной речи.

Узнавание предметов по их названию;

Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;

Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;

Соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;

Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной, и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

Узнавание предмета по его словесному описанию;

Выработка обобщающих понятий;

Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;

Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Индивидуальные консультации, беседы.

Присутствие на индивидуальных занятиях.

Домашнее задание.

III период – март, апрель, май.

Направления коррекционной работы

Программное содержание

Игровые приёмы, упражнения

Работа с родителями

3 этап логопедической работы (тренировочный).

Формирование ритмико-интонационной стороны речи.

Формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.

Игра «Игрушки в корзинке». (Выбрасывание игрушек из корзинки под удар бубна ил складывание их в корзинку), с одновременным проговариванием звукоподражания (при доступности) – «бух», «бом».

Варианты игры для проигрывания дома – перелистывание книги из твёрдой бумаги на каждый удар бубна; выполнений игровых по световому сигналу (включение и выключение фонарика).

Знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.

Игра «Два зайца».

«Большой заяц стучит в барабан громко, маленький – тихо. Затем угадать какой заяц стучит в барабан.»

Варианты для игры дома –

  1. предложить ребёнку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.
  2. «Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо – разведи руки в стороны».

Закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко – тихо);

Формирование навыка скоординированных движений.

Игра «Громко – тихо».

Чередование громкого и тихого звучания бубна 4-6 раз.

Варианты игр дома –

  1. Использование других музыкальных инструментов, вместо флажков – маленькие мячи.
  2. Изменение движений ребёнка.

Формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребёнка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.

(С помощью доступных звуков).

Игра «Три медведя»

(Угадать голос, подобрать соответствующую картинку; сложить разрезную картинку героя 2-4 части).

Развитие зрительно-пространственного анализа синтеза.

Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

– прослеживание лабиринтов;

– определение недостающих частей предметов;

– фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку;

– воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.

Повторение игр дома.

Развитие невербальных компонентов коммуникации.

Мобилизация подражательных способностей; расширение рамок общения с использованием мимики и жестов;

стимулирование речи с использованием знаков в коммуникативных целях.

– использование знаково-символической деятельности;

– выбор знака, воспринятого на слух;

– ответы на вопросы с использованием жеста или знака;

– составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом;

– составление фраз по заданию выразить желание знаками.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над голосом и дыханием.

Продолжать работу по формированию умения изменять силу, и высоту голоса; нормализовать речевое дыхание и голос.

– сочетание голосовых упражнений с двигательными;

– упражнения на изменение силы и высоты голоса;

– упражнения на чередовании низкой и высокой тесситуры.

Проигрывание всех приёмов дома.

Работа над ритмом

Формирование интонационной выразительностью и ритмической стороной речи.

– прослушивание стихотворных текстов;

– отхлопывание ритмической структуры;

– восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов,

– ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками;

– слоговые упражнения.

Домашние задания для проигрывания дома.

Стимуляция слухового восприятия.

Продолжать работу развитию фонематического восприятия, осознанию звуковой стороны речи.

– выделение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы;

– различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто как кричит?», «Угадай, на чем играю?»

Источник

11 октября 2018, 13:23

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение. 
7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Вариативность наглядного и дидактического материала для
детей.
Используются и объемные, и плоскостные предметы;
различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т.п.);
картинки разного размера;
деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т.п. игрушки.
Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.

Использование элементов соревнования (кто быстрее, кто лучше), в том числе с пищевым подкреплением, что способствует повышению мотивации, интереса к играм и упражнениям.

Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка.
Инструкции для ребенка: ориентировочная основа его действий на занятиях, должны быть четкими, доступными, поэтапными, сопровождаемые показом образца выполнения. Артикуляция четкой, зачастую утрированной; громкость голоса —средней. Необходимо не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов. Например, верная инструкция: «Посмотри на картинку», неверная инструкция: «Давай, пожалуйста, сейчас с тобой посмотрим на картинку». Обилие лишних слов затрудняет восприятие инструкции, мешает развитию понимания речи. Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, привлечение к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», это усиливает речевой негативизм.

Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка — одушевленный герой, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление).
Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации. Однако положительная оценка всегда должна быть адекватной и постоянной, т.е. не зависимой от настроения, желаний ребенка и логопеда (родителя).
В случае, если на протяжении всего занятия ребенок отличался хорошим поведением (не проявлял выраженного негативизма, был открыт для сотрудничества), у него получались хотя бы некоторые вербальные задания, то к ребенку «приходит пятерка» (игровой элемент) и приносит ребенку какой-то приз (конфетку, орешек, кусочек яблока) и стикер.
Если ребенок не справился с вербальными заданиями или недостаточно хорошо себя вел, Пятерка приезжает лишь со стикером, не привозя ребенку приз. Если ребенок проявлял активный негативизм, не хотел заниматься, возможны два варианта оценки (в зависимости от личностных качеств каждого ребенка): либо Пятерка не приезжает, либо она с собой ничего не привозит с надеждой на исправление поведения ребенка на следующем занятии.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции взрослого.
Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: можно использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т.п.) вокруг головы и т.д.
Если ребенок не обращает внимания на взрослого, продолжает заниматься своими делами, у него отмечается полевое поведение, целесообразно прибегать к созданию дискомфорта для малыша: подкладывать ему под рубашку или в штанишки мячики, массажеры, шишки; пощекотать; погладить какую-либо часть тела ребенка мехом, аппликатором; потормошить ребенка.

@Марианна Лынская


Подпишись на канал baby.ru в

Интересные разделы сообщества

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

Источник