Индивидуальная программа психолога развития ребенка с овз в доу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Составила: педагог-психолог
Орлова Н.А.
Москва. 2016
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).
В связи с этим написание данной программы является актуальным.
Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
- Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития – сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.
Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются в создании специальных условий воспитания и обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт, дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции.
Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие личности ребенка.
Цель программы: психологическое сопровождение воспитанников с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- содействие социально-личностному развитию;
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
- развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
- развитие познавательной активности и высших психических функций ;
- развитие коммуникативных навыков
Данная программа составлена на 2016-2017 учебный год, может быть адаптирована под нужды определенных детей с учетом индивидуальных особенностей онтогенеза. Использование программы предполагает определенную гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:
– культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
– деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
– личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)
Принципы построения программы:
- единства диагностики, коррекции и развития;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
- принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
- принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
- принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной, личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;
- максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).
Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.
Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями
воспитанников и педагогами ДОУ.
Формы и методы работы:
- Психотехнические упражнения
- Игровые сеансы
- Ролевые игры
- Психогимнастические этюды
- Релаксационные методы
- Игры-драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Коммуникативные игры;
- Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- Сказки;
- Игры, направленные на развитие произвольности;
- Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
- Дискуссии и беседы;
- Сказки;
- Творческая деятельность;
- Рисование (совместное или индивидуальное)
Взаимодействие с другими специалистами и педагогами:
- Консультации
- Семинары, круглые столы
- ППК
- Интегрированная образовательная деятельность
Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы работы
- Родительские собрания
- Консультации (индивидуальные, групповые)
- Тренинги
- Семинары, круглые столы
- Проектная деятельность
Содержание работы
- Оказание помощи по вопросам воспитания и развития ребенка:
- Использование эффективной коммуникации членов семьи с ребенком
- Понимание потребностей и возможностей ребенка
- Поддержание и развитие темы общения
- Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
- Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.
- Знакомство с результатами диагностики
- Поддержка в период адаптации к ДОУ
- Помощь в выборе адекватных игровых средств
- Оказание помощи при переходе к школьному обучению
- Поддержка родителей, воспитывающих приемных детей
- Изучение особенностей взаимодействия по линии «родитель-ребенок»
для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы (Приложение 6,7,8)
- Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу
- Организационный раздел
Структура реализации образовательного процесса
Форма проведения занятий подгрупповая с периодичностью 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение занятий в мини-группах, а также индивидуальной форме в зависимости от нарушений конкретного ребенка.
Длительность определяется возрастом детей:
3-4 года -15 минут;
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
- лет – 30 минут.
Условия реализации образовательной программы:
- психолого-педагогические (комплексное сопровождение обучающихся специалистами комплекса)
- интегрированная образовательная деятельность
- психолого-педагогический консилиум
- материально-технические:
учебно-методические материалы:
• картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
• игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
• альбомы;
• цветные карандаши;
• фломастеры;
• маркеры;
• ватман;
• пальчиковые краски
- пластилин
Оборудование:
Магнитофон, диски |
Набор психолога «Пертра» |
Магнитный лабиринт |
Зеркальный уголок для создания оптических эффектов |
Игра «Мир эмоций» |
Перчаточные куклы |
Конструктор деревянный (сказка) |
Набор «Рисуем на песке» |
Палитра |
Стол с подсветкой |
Мольберт прозрачный |
Звучащие куклы |
Набор полупрозрачных строительных кубиков |
Игра «Мое лицо» |
Игра «Домино» |
Настенный деревянный лабиринт |
Книга-лабиринт |
Черепаха |
Кубики Никитина |
Пособие «Пицца» |
Магнитная доска |
Сенсибар |
Зоопарк из Тарамбуко |
Стол |
Стул |
Мягкие подушки |
- организационные
Наличие рабочих секторов:
- Консультативный
- Диагностический
- Коррекционно-развивающий
- Организационно-методический
- методическое обеспечение
- Дидактические пособия
- Программы, технологии работы
Источник
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист___________ Бессонова С.К. Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ
Разработчик программы
педагог-психолог
Церах С.С.
Москва, 2016г.
Пояснительная записка.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа создана на основе психолого-педагогической программы «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю.) и адаптирована для детей с ОВЗ.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.
Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель:
– Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
– коррекция эмоциональной сферы, социальное и личностное развитие.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций. Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий
– Системность подачи материала
– наглядность обучения;
– цикличность построения занятия;
– доступность;
– проблемность;
– развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап – выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей – участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологический курс
«Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса для детей 5-6 лет
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 6 годам (критерии результативности)
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
по цвету — 5 оттенков;
по величине — 7 предметов;
по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость – восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 5 до 6 лет
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Знакомство. Наша группа. Что мы умеем. Правила поведения на занятиях. Страна «ПСИХОЛОГиЯ» | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 | Радость, грусть. Гнев. Удивление. Испуг. | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Спокойствие. Словарик эмоций. Праздник Осени. Страна Вообразилия | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 | В гостях у сказки Диагностика. Диагностика. Новогодний праздник. | 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 | Этикет. Внешний вид. Этикет. Правила поведения в общественных местах. Столовый этикет. | 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 | Подарочный этикет. Гостевой этикет. Волшебные средства понимания. Защитники отечества. | 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 | Мамины помощники. Я и моя семья. Я и мои друзья. Я и мое имя. | 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 | Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.) Я особенный. Итоговая диагностика Итоговая диагностика | 1 1 1 1 |
Источник