Индивидуальная программа психолога развития ребенка с овз в доу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Составила: педагог-психолог

Орлова Н.А.

Москва. 2016

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).

 В связи с этим написание данной программы является актуальным.

Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.

 Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная,  эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития – сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.

Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы.  Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.

Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются  в создании специальных условий воспитания и  обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт,  дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и  коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и  умений, не допускающем их механического  использования для аутостимуляции.

Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие  личности ребенка.

Цель программы: психологическое сопровождение воспитанников с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи:

  • содействие  социально-личностному развитию;
  • развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
  • развитие произвольной регуляции деятельности  и поведения;
  • развитие познавательной активности и высших психических функций ;
  • развитие коммуникативных навыков

Данная программа составлена на 2016-2017 учебный год,  может быть адаптирована под нужды определенных детей с учетом индивидуальных особенностей онтогенеза.  Использование программы предполагает определенную гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:

– культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

– деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

– личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)

Принципы построения программы:

  • единства диагностики, коррекции и развития;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
  • принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
  • принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
  • принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
  • принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной,  личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;
  • максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.

Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:  психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями

воспитанников и педагогами ДОУ.

Формы и методы  работы:

  • Психотехнические упражнения
  • Игровые сеансы
  • Ролевые игры
  • Психогимнастические этюды
  • Релаксационные методы
  • Игры-драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Коммуникативные игры;
  • Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • Сказки;
  • Игры, направленные на развитие произвольности;
  • Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
  • Дискуссии и беседы;
  • Сказки;
  • Творческая деятельность;
  • Рисование (совместное или индивидуальное)

Взаимодействие с другими специалистами и педагогами:

  • Консультации
  • Семинары, круглые столы
  • ППК
  • Интегрированная образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы работы

  • Родительские собрания
  • Консультации (индивидуальные, групповые)
  • Тренинги
  • Семинары, круглые столы
  • Проектная деятельность

Содержание работы

  • Оказание помощи по вопросам воспитания и развития ребенка:
  • Использование эффективной коммуникации членов семьи с ребенком
  • Понимание потребностей и возможностей ребенка
  • Поддержание и развитие темы  общения
  • Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
  • Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.
  • Знакомство с результатами диагностики
  • Поддержка в период адаптации к ДОУ
  • Помощь в выборе адекватных игровых средств
  • Оказание помощи при переходе к школьному обучению
  • Поддержка родителей, воспитывающих приемных детей
  • Изучение особенностей взаимодействия по линии «родитель-ребенок»

для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы  (Приложение 6,7,8)

  • Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу
  1. Организационный раздел

 Структура реализации образовательного процесса 

Форма проведения занятий подгрупповая с периодичностью 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение занятий в мини-группах, а также  индивидуальной форме в зависимости от нарушений конкретного ребенка.

Длительность определяется возрастом детей:

3-4 года -15 минут;

4-5 лет – 20 минут;

5-6 лет – 25 минут;

  1. лет – 30 минут.

Условия реализации образовательной программы:

  1. психолого-педагогические (комплексное сопровождение обучающихся специалистами комплекса)
  • интегрированная образовательная деятельность
  • психолого-педагогический консилиум
  1. материально-технические:

учебно-методические материалы:

•        картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;

•        игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);

•        альбомы;

•        цветные карандаши;

•        фломастеры;

•        маркеры;

•        ватман;

•        пальчиковые краски

  • пластилин

Оборудование:

Магнитофон, диски

Набор психолога «Пертра»

Магнитный лабиринт

Зеркальный уголок  для создания оптических  эффектов

Игра «Мир эмоций»

Перчаточные куклы

Конструктор деревянный (сказка)

Набор «Рисуем на песке»

Палитра

Стол с подсветкой

Мольберт прозрачный

Звучащие куклы

Набор полупрозрачных строительных кубиков

Игра «Мое лицо»

Игра «Домино»

Настенный деревянный лабиринт

Книга-лабиринт

Черепаха

Кубики Никитина

Пособие «Пицца»

Магнитная доска

Сенсибар

Зоопарк из Тарамбуко

Стол

Стул

Мягкие подушки

  1. организационные

Наличие рабочих секторов:  

  • Консультативный  
  • Диагностический  
  • Коррекционно-развивающий  
  • Организационно-методический  
  1. методическое обеспечение
  • Дидактические пособия
  • Программы, технологии работы

Источник

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании

ППк Методист___________

 Бессонова С.К.

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

Разработчик программы

педагог-психолог

Церах С.С.

Москва, 2016г.

Пояснительная записка.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Данная программа создана на основе психолого-педагогической программы «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю.) и адаптирована для детей с ОВЗ.

     На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

     Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.

   Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

– Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

– коррекция эмоциональной сферы, социальное и личностное развитие.

Задачи:        

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.        Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

     Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

     В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

     Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

     Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3  до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:                

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст        

Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут  

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

6-7 лет

8-10 человек

25 минут

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Принципы проведения занятий

– Системность подачи материала

– наглядность обучения;

– цикличность построения занятия;

– доступность;

– проблемность;

– развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап – выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей – участников программы:

     Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Психологический  курс

«Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет

     К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

     При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

     Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

     В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

     Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки  (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-6 лет

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Способствовать самопознанию ребенка.
  5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
  7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
  2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

  1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  2. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
  5. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 6 годам (критерии результативности)

Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем — 6 предметов.

Слуховая образная: объем — 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов.

Устойчивость — 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

дикие и домашние животные;

растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

вещи (головные уборы, одежда, обувь);

рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

Сериация

по цвету — 5 оттенков;

по величине — 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

по возрасту — 4 возрастные группы;

по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость – восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 5 до 6 лет

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

2

3

4

Знакомство.

Наша группа. Что мы умеем.

Правила поведения на занятиях.

Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

Радость, грусть.

Гнев.

Удивление.

Испуг.

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

Спокойствие.

Словарик эмоций.

Праздник Осени.

Страна Вообразилия

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

В гостях у сказки

Диагностика.

Диагностика.

Новогодний праздник.

1

1

1

1

Январь

1

2

3

Этикет. Внешний вид.

Этикет. Правила поведения в общественных местах.

Столовый этикет.

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

Подарочный этикет.

Гостевой этикет.

Волшебные средства понимания.

Защитники отечества.

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

Мамины помощники.

Я и моя семья.

Я и мои друзья.

Я и мое имя.

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.)

Я особенный.

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

1

1

1

1

Источник