Индивидуальная программа психолога по развитию ребенка с ограниченными возможностями

Индивидуальная программа психолога по развитию ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

на ребенка инвалида

_________г. рождения.

г.Нягань

2018г.

Пояснительная записка.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;

  • Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными 
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);

  • Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования»

  • Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для индивидуализации коррекционно-образовательного процесса разработана индивидуальная программа коррекционных занятий

Основной базой индивидуальной программы педагога-психолога являются:

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ.

  • Примерная общеобразовательная программа школьного образования ;

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ, потребностей и возможностей ученика.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ОВЗ основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, классного руководителя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи:

  • развитие базовых познавательных функций;

  • развитие и коррекция нарушений сенсорных функций;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная

Форма работы. 1 раз в неделю – индивидуальное

Длительность: 15-20 минут.

Этапы работы:

    1. Организационно-методический этап.

    2. Диагностический этап.

    3. Коррекционно – развивающий этап.

    4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ученика (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости учащегося . Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;

  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

  • реакция на одобрение;

  • реакция на неудачи;

  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

  • эмоциональная подвижность;

  • особенности общения;

  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;

  • понимание инструкции;

  • самостоятельность выполнения задания;

  • характер деятельности (целенаправленность и активность);

  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

  • работоспособность;

  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

  • особенности моторной функции;

  • гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Тематическое планирование.

Рефлексия собственных личностных качеств.

Развитие внимания (переключение).

Развитие мышления (синтез).

Говорящая надпись.

Называйте и считайте.

Три слова.

2

Развитие мышления (анализ через синтез).

Рефлексия чувств.

Развитие пространственных представлений.

Составь слова.

Какие мы разные.

Представьте куб.

3

Развитие мышления (гибкость).

Развитие мышления (анализ через синтез).

Рефлексия личностных качеств.

Замени цифры символами.

Отгадайте слова.

Я узнаю себя.

4

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие мышления (вербальный анализ).

Муха.

Говорим по-марсиански.

Объясните греческие слова.

5

Рефлексия личностных качеств.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Я – ромашка.

Необычные ножницы.

Найдите фигуры.

6

Развитие мышления (гибкость).

Рефлексия личностных качеств.

Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности.)

Забавные омонимы.

Что я могу сказать о себе хорошее.

Делаем вместе.

7

Развитие мышления (гибкость).

Развитие мышления (установление сходства, противоположности).

Развитие пространственных представлений.

Способы применения предмета.

Выберите синонимы и антонимы.

Слово в зеркале.

8

Развитие вербального мышления.

Развитие умения дифференцировать чувства.

Рефлексия собственных чувств.

Подберите синонимы и антонимы.

Отгадайте чувство.

Что я чувствую.

9

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие мышления (установление сходства, противоположности).

Развитие пространственных представлений.

Найди фигуры.

Одинаковые? Противоположные? Разные?

Ошибки в изображении.

10

Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков).

Развитие умения различать эмоциональное состояние.

Различать виды вербальных реакций.

Существенные и несущественные признаки.

Такие разные лица.

Какие слова легче

11

Развитие внимания (устойчивость).

Развитие мышления (гибкость).

Развитие вербального мышления

Стенографы.

Замените символы цифрами.

Объясните поговорки.

12

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие вербального мышления

Развитие умения различать иды поведения.

Найди фигуры.

Понимание пословиц.

Какое бывает поведение.

13

Развитие пространственных представлений.

Развитие вербального мышления

Познание своего поведения.

Вид комнаты сверху.

Понимание пословиц.

Я узнаю себя.

14

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла).

Развитие умения различать виды поведения.

Найди фигуры.

Выразите разными словами.

Кто это.

15

Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности.)

Развитие вербального мышления (определение понятий).

Развитие умения различать формы поведения.

Делаем вместе.

Какое это понятие.

Как попросить и отказать?

16

Развитие пространственных представлений.

Развитие логического мышления (сравнение понятий).

Развитие умения различать формы поведения.

Найдите лишнюю фигуру.

Сравниваем понятия.

Нарисуйте фигуру.

17

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями).

Развитие эмоциональной сферы.

Муха.

Сравниваем понятия.

Как преодолеть плохое настроение.

18

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями).

Развитие умения различать виды поведения.

Найди фигуры.

Сравниваем понятия.

Какое бывает поведение.

19

Развитие внимания (устойчивость).

Развитие пространственных представлений.

Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями).

Стенографы.

Дополните до куба.

Сравниваем понятия.

20

Развитие умения различать виды поведения.

Развитие воображения.

Развитие логического мышления (деление понятий).

Кто это?

Придумайте предметы.

Разделите понятия.

21

Развитие пространственных представлений.

Развитие логического мышления (деление понятий).

Развитие умения различать виды поведения.

Перекресток.

Разделите понятия.

Нарисуй фигуру.

22

Развитие воображение.

Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений).

Рефлексия личностных качеств.

Рисуем в уме.

Определи вид суждения.

Что я могу сказать о себе хорошее.

23

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие логических форм вербального мышления

Переворот фигур.

Найдите фигуры.

Измените форму, не меняя содержания.

24

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез)

Развитие логических форм вербального мышления

Угадайте выражение лица.

Замените цифры буквами.

Измените форму, не меняя содержания.

25

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие пространственных представлений.

Развитие логических форм вербального мышления

Угадайте выражение лица.

Переворот фигур.

Измените форму, не меняя содержания.

26

Развитие воображения.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие логических форм вербального мышления

Соедините точки.

Учимся различать эмоции.

Измените форму, не меняя содержания.

27

Развитие внимания.

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтной ситуации.

Называйте и считайте.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

28

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтной ситуации.

Найдите фигуры.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

29

Развитие пространственных представлений.

Развитие логических форм вербального мышления

Тренинг поведения в конфликтной ситуации.

Переворот фигур.

Развитие логических форм вербального мышления

А что сказал бы ты?

30

Рефлексия личностных качеств.

Развитие мышления (гибкость).

Развитие логических форм вербального мышления

Я – ромашка.

Замените буквами цифры.

Развитие логических форм вербального мышления

Планируемые результаты коррекционно – развивающих занятий «Уроки психологического развития в средней школе»:

  • развитие основных мыслительных способностей учащихся;

  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

  • развитие речи;

  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

  • высокая степень познавательной активности учащихся.

Литература

1.Локалова Н.П. «Уроки психологического развития в средней школе 5-6 классы» – М.: «Ось-89».

2. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис».

Источник

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  •  развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  •  развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

 Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

 Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  •  индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  •  использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  •  обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  •  формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  •  формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  •  использование карандашей и ручек с отягощением;
  •  «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  •  письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  •  письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Источник