Индивидуальная программа по развитию внимания ребенка 5 лет
Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности.Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.
Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей.
Программа состоит из пяти блоков,каждый из которых имеет свою направленность:
1 Блок: развитие произвольности, наблюдательности, объема внимания.
2 Блок: развитие устойчивости внимания.
3 Блок: развитие концентрации внимания
4 Блок: снижение отвлекаемости внимания
5 Блок: как хорошо быть внимательным.
В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания, но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять, что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.
Содержание работы:
Блок 1. Развитие произвольности, наблюдательности и объема внимания
В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять, он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.
Занятие А
Задание 1 Заметить порядок.
Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.
Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.
Задание 2 Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)
Задание 3 Хамелеон
Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.
Блок 2. Развитие устойчивости внимания
Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.
Занятие Б
Задание 1 «Шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.
Задание 2 Слушай хлопки
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки», а 3 раза – возобновляют ходьбу.
Задание 3 Расставь значки
Материал: бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.
Демонстрационный материал: плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.
Детям предлагается расставить значки по образцу
Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.
Занятие В День корректурной пробы
Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек
Варианты заданий:
Вычеркнуть девочек с черными бантиками
Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами
Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично
Занятие Г Школа разведчиков
Задание1 Кодирование слов
Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.
Пример: Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слова рак – 132, ура – 413
Задание 2 Школ шифровальщиков
Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.
Задание 3 Расшифруй и посчитай
На доске записывается набор букв – арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.
Блок 3. Развитие концентрации внимания
Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.
Занятие Д
Задание 1 Насос и мяч
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.
Задание 2 Зеркало
Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.
Задание 3 На берегу моря
Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.
Занятие Е Концентрация на теле
Задание 1 Пальцы
Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.
Задание 2 Концентрация
Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.
Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания
Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.
Занятие Ж
Задание 1 Слушай и исполняй
Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.
Задание 2 Птица, рыба, зверь
Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…». Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.
Занятие З Сверхвнимание
Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный». Внимательные должны изобразить, сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.
А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.
Блок 5. Как хорошо быть внимательным
На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.
Занятие И
Задание 1 Самый внимательный
Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.
Задание 2 Камень, ножницы, бумага
Участники делятся на группы.На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах: камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.
Задание 3 Съедобное – не съедобное
Водящий называет предмет – бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.
Источник
Цель данной программы – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с нарушениями в развитии.
Оборудование: фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, ковер, мозаика, вкладки, т.п.
– системность подачи материала.
Структура и форма занятий.
Занятия индивидуальные, проводятся 1 раз в неделю или 30 раз в год. Длительность занятия 25 мин.
Месяц
Развитие высших психических функций
Развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие личностной сферы
сентябрь
3-4 неделя
Углубленная диагностика
октябрь
1-я неделя
Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака.
Сенсорная комната (снятие эмоционального и мышечного напряжения) «В лесу».
Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).
2-я неделя
Понятие «сверху», «снизу». Выделение лишнего. Продолжи ряд.
Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Зеркало».
3-я неделя
Признаки предметов. Геометрическая фигура квадрат. Рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки».
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Пчелка».
Игра «Подумай сам!».
4-я неделя
Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». Выделение лишнего. Сложи картинку.
Эмоция «Радость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).
ноябрь
1-я неделя
Закрепеление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Выделение лишнего. Угадай по описанию.
Психогимнастика «Сосулька».
Игра «Нехочуха».
2-я неделя
Понятия «левое-правое». «Разложи в вазу корзину: фрукты и овощи».
Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Что ты видишь?».
3-я неделя
Понятия «один-много-мало-несколько». Выделение лишнего. «Запомни, что увидел».
Кубик эмоций. Упражнение «Театр загадок».
Игра «Кто Я?».
4-я неделя
Понятия «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия. «Чего не хватает?»
Эмоция «Грусть» (знакомство, умение понимать и выражать чувства). Игра «Хлопки».
Игра «Имя».
декабрь
1-я неделя
Геометрические фигуры треугольник, овал. «Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке».
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Лягушка – путешественница».
Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным, предметом).
2-я неделя
Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом». «Назови лишнюю картинку». «какое слово нужно исключить»
Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Всезнайка».
3я неделя
Понятия «длинный-короткий», «одинаковые по длине», «внутри-снаружи». «Простые аналогии», «Продолжи ряд» (по цвету).
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Путешествие в морское царство».
Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях).
4-я неделя
Понятия «столько же-одинаково-поровну». Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»
Эмоция «Удивление» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).
январь
3-я неделя
мониторинг
Геометрические фигуры. Понятия «слева-справа» Ориентировка на листе бумаги.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения Психогимнастика «Спящий котенок».
Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).
4-я неделя
Понятия «вчера-сегодня-завтра-раньше-позже». «Сложи картинки». «Назови лишний предмет».
Эмоция «Страх» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Подумай сам!».
5-я неделя
Понятия «толстый-тонкий-одинаковые по толщине». «Простые аналогии». «Заплатки». «Что забыл нарисовать художник?»
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Лучики»
Игра «Я умею…».
февраль
1-я неделя
Установление последовательности событий (части суток). «Продолжи ряд геометрических фигур»
Снятие эмоционального и мышечного напряжения Психогимнастика «Лисенок испугался».
Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях).
2-я неделя
Части суток, их последовательность. «Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?»
Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).
3-я неделя
«Будь внимателен!», «Выложи серию сюжетных картинок, составь рассказ».
Снятие эмоционального и мышечного напряжения Этюд «Не покажу!».
Игра «Я могу…».
4-я неделя
«Сравнение множест», «Запомни и повтори ряд слов».
Эмоция «Злость» (знакомство, умение понимать и выражать чувства).
Игра «Нехочуха».
март
1-я неделя
Геометрические фигуры, пространственная ориентировка, использование предлогов.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения Игра «Ласковый мелок».
Игра «Подумай сам!».
2-я неделя
Классификация по одному или двум признакам (цвет и величина). «Составь рассказ по серии картинок».
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).
Игра «Я умею…».
3-я неделя
«4-лишний», «Кто сделал ошибку?», «Дорисуй».
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Снеговик»
Игра «Зеркало».
4-я неделя
Развитие зрительно-моторной координации, пространственная ориентировка на листе бумаги. Корректурная проба.
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с рыбкой?»).
Игра «Расскажи сказку» (научить ребенка без стеснения рассказывать о себе).
апрель
1-я неделя
Времена года. Части суток. «Аналогии». «Заплатки».
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Сосулька».
Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным, предметом).
2-я неделя
Составление групп предметов с заданными свойствами. «Предметы и контуры», «Какой признак времени года лишний?»
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с девочкой?»).
Игра «Как Я поступаю?» (актуализация поведения в различных ситуациях). Игра «Зеркало».
3-я неделя
Времена года. Части суток. «Сравнение множеств», повторение основных пройденных понятий.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения «Солнышко».
Игра «Нехочуха».
4-я неделя
«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ», «Сравнение множеств», «Назови части суток по порядку от заданного».
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с попугаем?»).
Игра «Я могу…».
Май
1-2 неделя
Закрепление пройденного за год.
Кубик эмоций. Упражнение «Театр загадок»
Игра «Мир без тебя» (осознание собственной значимости).
3-я неделя
Заключительная диагностика
Источник
Алёна Хартаганова
Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)
Пояснительная записка к авторской программе по развитию внимания.
Известные психологи (Л. С. Выготский, В. С. Мухина и другие) считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо учить рассуждать вслух.
Переход от старшего возраста к младшему школьному – один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе.В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Развитие человека происходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, – во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обуславливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает того, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный интерес». Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка не приятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес, которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.
Способность к произвольному вниманию, следованию поставленной цели формируется у дошкольников постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например, и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы, тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.
Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.
Актуальные проблемы.
При обследовании развития психических процессов у дошкольников очень часто выявляется группа детей с низким уровнем произвольного внимания.
Главная Цель предлагаемой программы: развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Исходя из этого,педагог ставит и реализует следующие задачи:
Развитие у детей дошкольного возраста таких способностей,как:
• Устойчивость и концентрированность;
• Переключаемость;
• Наблюдательность и объём;
• Распределение;
• Произвольность.
Условия проведения
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет; проводятся 1 раз в неделю; продолжительность – 30 – 40 минут.
Оптимальное количество участвующих в занятии детей – 8 – 10 человек.
Содержание занятий
Занятия включают:
•игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
• упражнения творческие и подражательно – исполнительного характера;
• свободное и тематическое рисование;
• релаксацию.
Анализ результатов
Результативность и эффективность работы выявляется путем обследования,проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса.
Анализ результатов включает в себя тесты на внимание:
• «Копирование точек»;
• Тест переплетенных линий;
• «Корректурная проба»
• «Графический диктант Эльконина».
Источник