Индивидуальная программа по развитию внимания для ребенка 6 лет

Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу или уже пошли в первый класс, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее, лучше сосредотачивался на нужной информации, меньше отвлекался и не забывал о важных вещах. Если проявились какие-то проблемы, то переживать не стоит, так как существуют специальные упражнения на развитие внимания и концентрацию, которые успешно применяются у детей 6, 7 и 8 лет.
Особенности проведения занятий
Поскольку игровая деятельность является основной в раннем возрасте, развивать детей лучше всего именно с помощью игр. Если организовать их правильно, малышам легко справляться с поставленными задачами, они с интересом вовлекаются в процесс и развиваются без какого-либо принуждения. Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:
- Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
- Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
- Последовательность. Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Также нужно учитывать свойства, которые выделяют у внимания. Если ребенок рассеян и неорганизован, у него могут быть проблемы с концентрацией.
Если у крохи не получается обобщать предметы и классифицировать их, это указывает на недостаточный объем внимания.
Длительность работы над определенным заданием характеризуют как усидчивость, а возможность одновременно следить за несколькими делами называют переключением и распределением внимания. Бывает, что одно из таких свойств требует коррекции, в то время как другие не страдают. Это влияет на выбор заданий и упражнений для конкретного малыша.
Виды игр
Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на такие большие группы:
- Игры с бумажными пособиями. Они весьма популярны и предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
- Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные. Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
- Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
- Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Упражнения на развитие избирательности внимания
Существует немало интересных заданий, с помощью которых можно тренировать внимательность в 6, 7 и 8 лет. К ним относят:
- Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
- Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
- Поиск пар. На предложенном листе имеется много картинок, большинство из которых имеют пару (нарисованы дважды). Однако есть и два изображения, у которых пара отсутствует. Именно их и нужно отыскать, сконцентрировав свое внимание.
- Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
- Разделение изображений. На предложенном листе ребенок видит несколько контуров изображений, перекрывающих друг друга. Для самых маленьких каждый контур делают отдельного цвета, чтобы было легче найти отдельные изображения.
- Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
- Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
Чаще всего таблица имеет 25 ячеек (5х5), соответственно, в ней «спрятано» 25 чисел. Однако существуют и другие размеры – от 9 элементов (3х3) до 256 (16х16).
Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Отдельно выделяют таблицы Горбова-Шульте, отличающиеся от стандартных цветом. В них используются красный и черный цвет, который может быть как у фона, так и у чисел.
Помимо внимательности, применение таблиц Шульте способствует также развитию устного счета, памяти и периферийного зрения, а буквенный вариант используется в изучении скорочтения. Младшие школьники также с удовольствием занимаются с текстом, например, вычеркивают в нем все буквы «а», «о» или «м». Также можно подчеркивать определенную букву или подсчитывать ее в заданном отрывке текста.
Советы специалистов
Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.
Источник
Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности.Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.
Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей.
Программа состоит из пяти блоков,каждый из которых имеет свою направленность:
1 Блок: развитие произвольности, наблюдательности, объема внимания.
2 Блок: развитие устойчивости внимания.
3 Блок: развитие концентрации внимания
4 Блок: снижение отвлекаемости внимания
5 Блок: как хорошо быть внимательным.
В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания, но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять, что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.
Содержание работы:
Блок 1. Развитие произвольности, наблюдательности и объема внимания
В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять, он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.
Занятие А
Задание 1 Заметить порядок.
Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.
Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.
Задание 2 Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)
Задание 3 Хамелеон
Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.
Блок 2. Развитие устойчивости внимания
Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.
Занятие Б
Задание 1 «Шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.
Задание 2 Слушай хлопки
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки», а 3 раза – возобновляют ходьбу.
Задание 3 Расставь значки
Материал: бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.
Демонстрационный материал: плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.
Детям предлагается расставить значки по образцу
Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.
Занятие В День корректурной пробы
Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек
Варианты заданий:
Вычеркнуть девочек с черными бантиками
Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами
Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично
Занятие Г Школа разведчиков
Задание1 Кодирование слов
Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.
Пример: Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слова рак – 132, ура – 413
Задание 2 Школ шифровальщиков
Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.
Задание 3 Расшифруй и посчитай
На доске записывается набор букв – арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.
Блок 3. Развитие концентрации внимания
Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.
Занятие Д
Задание 1 Насос и мяч
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.
Задание 2 Зеркало
Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.
Задание 3 На берегу моря
Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.
Занятие Е Концентрация на теле
Задание 1 Пальцы
Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.
Задание 2 Концентрация
Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.
Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания
Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.
Занятие Ж
Задание 1 Слушай и исполняй
Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.
Задание 2 Птица, рыба, зверь
Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…». Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.
Занятие З Сверхвнимание
Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный». Внимательные должны изобразить, сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.
А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.
Блок 5. Как хорошо быть внимательным
На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.
Занятие И
Задание 1 Самый внимательный
Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.
Задание 2 Камень, ножницы, бумага
Участники делятся на группы.На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах: камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.
Задание 3 Съедобное – не съедобное
Водящий называет предмет – бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.
Источник
Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет высокие
требования к будущим ученикам. В период
дошкольного детства формируются предпосылки
учебной деятельности детей, происходит
перестройка восприятия, внимания, мышления,
памяти детей. Эти процессы из непроизвольных
превращаются в произвольные.
Уровень развития внимания и памяти во многом
определяет успешность обучения ребенка в школе.
Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять
задания, требующие сосредоточения внимания
волевым усилием и запоминания необходимой
информации. Поэтому для будущих учеников большое
значение имеет развитие произвольного внимания,
которое развивается постепенно с развитием
отдельных его свойств (объема, концентрации,
переключения, устойчивости) и произвольной
памяти, которая развивается по мере освоения
ребёнком приёмов запоминания.
Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к
полноценной учебной деятельности, необходимо
целенаправленно формировать у детей
произвольность психических функций.
Основная цель реализации программы:
развитие и коррекция внимания и памяти.
Участники программы – дети 6-7 лет.
( методики: “10 слов”, “10 предметов”,
“Опосредованная память”, “Корректурная
проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).
Количество детей – 6-8 человек.
Количество занятий -17, продолжительность
занятий-25 минут.
При оценке результатов работы по данной
программе проводится повторная диагностика.
Упражнения и игры представлены в приложениях.
№ | Содержание | Количество часов |
1. | 1.Групповая работа. Развитие “Найди отличия”, “Летает – не летает” Развитие и коррекция памяти: “Каскад слов”, “Запомни картинки “, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Графический диктант” | 1 |
2 | 1.Групповая работа. Развитие “Сравни картинки”, “Съедобное – не Развитие и коррекция памяти “Снежный ком”, ” Запомни и нарисуй”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Графический диктант” | 1 |
3 | 1.Групповая работа. Развитие “Цифровая таблица”, “Топ- хлоп”, Развитие и коррекция памяти: “Снежный ком”, “Весёлые таблицы”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Графический диктант”, “Корректурная | 1 |
4 | 1.Групповая работа. Развитие “Птица – не птица”, ” Чего не стало” Развитие и коррекция памяти: “Снежный ком”, “Запомни и нарисуй”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Графический диктант”, “Корректурная | 1 |
5 | 1.Групповая работа. Развитие “Цифровая таблица”, “Да и нет – не Развитие и коррекция памяти: “Послушай внимательно и повтори”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй по образцу” (по клеткам) | 1 |
6 | 1.Групповая работа. Развитие “Бывает- не бывает”, “Цифровая Развитие и коррекция памяти: “Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй по образцу” (по клеткам) | 1 |
7 | 1.Групповая работа. Развитие “Топ- хлоп”, “Не пропусти растение” Развитие и коррекция памяти: “Послушай внимательно и повтори”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй по образцу” (по клеткам), | 1 |
8 | 1.Групповая работа. Развитие “Рыба, птица, зверь”, “Да и нет – не Развитие и коррекция памяти: “Послушай внимательно и повтори”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй по образцу” (по клеткам), | 1 |
9 | 1.Групповая работа. Развитие “Да и нет – не говорить””, “Не пропусти Развитие и коррекция памяти: “Послушай внимательно и повтори”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй по образцу” (по клеткам), | 1 |
10 | 1.Групповая работа. Развитие “Найди отличия”, “Не пропусти Развитие и коррекция памяти: “Пересказ”, “Опосредованная память”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй вторую половину” (по клеткам), | 1 |
11 | 1.Групповая работа. Развитие “Да и нет – не говорить””, “Чего не стало Развитие и коррекция памяти: “Пересказ”, “Опосредованная память”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй вторую половину” (по клеткам), | 1 |
12 | 1.Групповая работа. Развитие “Что изменилось”, “Не пропусти Развитие и коррекция памяти: “Пересказ”, “Запомни парочки”, ” 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй вторую половину” (по клеткам), | 1 |
13 | 1.Групповая работа. Развитие ” Топ-хлоп “, “Цифровая таблица” Развитие и коррекция памяти: “Пересказ”, “Запомни парочки”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй вторую половину” (по клеткам), | 1 |
14 | 1.Групповая работа. Развитие “Разложи палочки также “, “ Рыба, птица, Развитие и коррекция памяти: “Пересказ”, “Запомни парочки”, 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй вторую половину” (по клеткам), | 1 |
15 | 1.Групповая работа. Развитие ” Разложи палочки также “, ” Не пропусти Развитие и коррекция памяти: “Запомни парочки”, “Пиктограммы”, ” 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй и раскрась по образцу” (по | 1 |
16 | 1.Групповая работа. Развитие “Разложи палочки также “, “Да и нет, не Развитие и коррекция памяти: “Пиктограммы”, “Запомни стихи по 2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях). “Нарисуй и раскрась по образцу” (по | 1 |
17 | Диагностическое занятие. “Опосредованная “Корректурная проба”, “Графический диктант”. | 1 |
Итого | 17 |
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. –
Екатеринбург, 2004.
2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем
внимание. – М. , 2003.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к
школе. – СПб. , 2004
5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие
занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и
коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет.
– М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных
способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для
подготовки детей к школе.- М., 2003.
9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для
детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
Источник