Индивидуальная программа по развитию речи ребенка раннего возраста

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

– создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

– Расширение и уточнение словаря;

– совершенствования грамматического строя речи;

– привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

– формирование навыка согласования слов в словосочетании;

– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

– знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

– рассказывание о предмете;

– рассказывание о себе по вопросам педагога;

– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”

Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение “Дождик”

Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”

“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь “Что бывает зимой?”

Игра “Что звучит в коробочке”

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра “Угадай игрушку”

“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

– расширен словарный запас у ребёнка;

– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

– динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

– игрушки;

– дидактические игры;

– картины, демонстрационный и раздаточный материал;

– произведения художественной литературы;

– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.

– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.

– Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

Ивлева Марина Валерьевна
Рабочая программа по развитию речи для обучающихся дошкольников группы раннего возраста

Рабочая программа по развитию речи

для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41»

Образовательная область «Развитие речи»

Новокузнецкий округ, 2019

Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка….

Раздел 2. Календарно-тематическое планирование….

Раздел 3. Учебно-методический комплекс…

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ «Детский сад № 41», разработанной с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (проект)и охватывает следующие образовательные области:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание Программы включает развитие речи, приобщение к художественной

литературе.

Работа с воспитанниками по Программе направлена на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В группе раннего возраста Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:

Формирование словаря.

• На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

• Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

• Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи.

• Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

• Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

• Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи.

• Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

• Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь.

• Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

• Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.

• Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе

• Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

• Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

• Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

• Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

• Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

• Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

• Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими

образовательными областями:

1. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

2. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия

ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

3. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия.

4. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Статус Программы: рабочая программа по развитию речи

Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее ООД)

Режим деятельности:

Категория Срок освоения Объем времени (ч)

Неделя Месяц Год

Дети 2-3 года 1 год 1 4 29ч

Методы педагогической диагностики (мониторинга): наблюдение, беседа, создание специальных ситуация, игра (2 раза в год – октябрь, май)

Характеристика возможных достижений ребенка:

К концу года дети могут:

• сопровождать речью игровые и бытовые действия;

• по просьбе взрослого проговаривать небольшие фразы;

•отвечать на простые вопросы: «Кто?», «Что?», «Что делает?»;

• могут рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии;

• проявлять интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций

Раздел 2. Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста

Развитие речи

Месяц Тема недели Цель Количество часов

сентябрь Здравствуй. детский сад

Адаптационные мероприятия: «Путешествие по групповой комнате», «Путешествие по территории участка»

Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их

октябрь Осень Рассматривание картины «Осень»

Помогать детям отвечать на простейшие вопросы :»Что?», «Кто?», «Какой?», «Что делает» Формировать навыки понимания небольшого рассказа взрослого по сюжетной картине. 1

Фрукты Формирование словаря

Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить фрукты по цвету и размеру. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия фруктов; прилагательными, обозначающими цвет, размер, вкус.Звуковая культура: упражнять в отчетливом произнесении гласных. 1

Овощи

Чтение русской народной сказки «Репка».

Рассматривание картины «Дедка за репку»

Развивать понимание речи взрослых.

Вызвать у детей желание рассказывать сказку вместе с воспитателем.

1

Мое любимое домашнее животное Чтение рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше»

– Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения

– Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания иа

1

Ноябрь Я – человек Рассматривание фотографий детей

Закреплять названия имени,частей тела человека: руки, ноги, туловище.

1

Мои любимые игрушки Чтение стихов А. Л. Барто из цикла «Игрушки»

Активизировать речь детей

– Вызвать желание проявлять заботу о своих друзьях – игрушках.

1

Моя семья Рассматривание сюжетных картин на тему: «Моя семья»

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими родственные отношения (мама, папа, бабушка, дедушка, брат).

1

Профессия-младший воспитатель Беседа о работе младшего воспитателя.

Совершенствовать слуховое внимание

Звуковая культура речи.

1

Декабрь Здравствуй, зимушка-зима Дидактическая игра «Снеговик, что у тебя в мешке»;

– Способствовать развитию речи как средству общения.

– Помогать детям отвечать на вопросы.

1

Дикие животные Чтение сказки «Маша и медведь»

Формирование словаря: учить понимать речь взрослого, имитировать действия медведя «Походи, как медвежонок».

Связная речь: отвечать на простые вопросы по содержанию. Обогащать словарь наречиями: тихо, медленно;прилагательными: большой, маленький.

Звуковая культура речи.

Упражнять в правильном произношении несложных фраз. 1

Новогодний праздник Чтение стихотворения:

Как вокруг белым- бело,

Много снега намело

На крыльцо и на дорожки

Аж в сугробах тонут ножки

1

Новогодние подарки «Скоро – скоро Новый год»

Рассматривание елочки, игрушек 1

Январь Зимние забавы Рассматривание картины «Зимние забавы»

-Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы по ее содержанию. 1

Птицы Дидактическая игра: «Такие разные птицы».

-Обратить внимание детей на размер птички и зернышек (большой – маленький). на расположение корма (зернышки рассыпаны, находятся рядом с птичкой.)

-учить детей характеризовать птиц с помощью вопросов педагога.

-Обогащать словарь детей глаголами (прыгает, клюет, летает, чирикает пр.) 1

Зимняя одежда Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

-С помощью картинок уточнить и активизировать в речи детей названия одежды и обуви (шуба, плащ, пальто, жакет, кофта, жилет, туфли, кроссовки, шлепанцы)

– Совершенствовать навыки диалогической речи 1

Февраль Народная игрушка «Матрешка» – рассматривание народных игрушек

-Обогащать представления о ближайшем окружении, рассмотреть матрешку, разобрать и собрать её.

-Учить детей воспринимать инструкцию взрослого и выполнять её, сопровождая свои действия речью.

-Упражнение на развитие звуковой культуры речи (звуки т, п, к.)

1

Посуда «День рождение куклы»– дидактическая игра

-Рассматривание посуды, вопросы о ее назначении.

-Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их.

– Формировать умения накрывать на стол, играть с куклой и посудой. 1

Транспорт Ознакомление с грузовым автомобилем.

– Используя картинки, активизировать речь детей

– Познакомить со значением слов автомобиль, водитель.Учить называть составные части: руль, колеса, кузов.

Развивать восприятие красного и зеленого цветов. Учить играть с автомобилем.

1

Мебель Дидактическая игра «Комната куклы»

-Активизировать в речи детей названия мебели (стол, стул, диван, шкаф) упражнять в употреблении слов с обобщающим значением.

-Звуковая культура речи.

1

Март Весна «В гостях у весны»

– Учить составлять рассказ, используя картинки- иллюстрации.

-Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя.

-Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,где) 1

8 марта -мамин праздник Чтение «Моя мама», Н. Саконская.

Развивать умение детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов.

Стимулировать ребенка повторять отдельные слова, выражения из стихотворения 1

Неделя здоровья и хорошего настроения Разучивание потешки :«Водичка,водичка…».

-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы личной гигиены (мыло, полотенце).

-Создавать ситуации для употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.

1

Продукты «Что нравиться?» – игровое упражнение.

Используя картинки, активировать речь детей, предоставить им возможность рассказать о своем любимом продукте питания (блюде).

*Дидактическая игра: «Что изменилось?»(стол с продуктами)карточки

Цель: развивать наблюдательность, интерес к различным видам продуктов питания, определить какие продукты полезны для здоровья

1

Апрель

Деревья «В гости у солнышку»

Обогащать и активизировать словарный запас существительными

Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний (топ-топ, пых-пых, цок-цок и т. п Способствовать развитию речи как средства общения, давая детям поручения (добеги до елочки, обойди вокруг березы, и т. п.) 1

обувь Чтение стихотворения Е. Благининой

«Научу обуваться и братца»

-Познакомить с содержанием стихотворения

-Рассматривание сюжетных картин

1

Профессия-врач Чтение В. Берестова «Больная кукла»

– Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова,

– Учить слушать стихотворение без наглядного сопровождения, развивать интонационную речь 1

Город весной Чтение сказки «Теремок»

-Познакомить с сказкой «Теремок» (обр. М Булатова)

-И песенкой –присказкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» 1

Май Насекомые на нашем участке «Насекомые»

-Расширять пассивный и активный словарь;

-Формировать представления о разнообразии мира насекомых;

-Различать виды насекомых, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т. д.); 1

Весенние цветы Игровое занятие для детей «Весенние цветы»

-Познакомить детей с весенними цветами

обогатить словарь детей по данной теме.

-Понимать последовательность роста растений.

-Формировать устойчивые представления о цвете растений и цветов.

1

диагностика

Итого:

29ч.

Раздел 3. Учебно-методический комплекс

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-128 с.

2. Комплексное перспективное планирование. Младшая группа под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Комплексные занятия в ДОУ по программе под ред. М. А. Васильевой и др. младшая группа /авт. -сост. Т. В. Ковригина и др. –Волгоград: Учитель, 2012.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.

Источник