Индивидуальная программа по развитию речи для ребенка с дцп

Индивидуальная программа по развитию речи для ребенка с дцп thumbnail

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник

Индивидуальное занятие по речевой практике для детей с диагнозом ДЦП.

Цель – развитие устной   речи и мелкой моторики у детей с диагнозом ДЦП.

Задачи:

Образовательные

1. Систематизировать знания русских народных сказок детьми.

 2. Развитие детей творчески, освоение родного языка,

вовлекая детей в активную речевую работу.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки.

2. Развивать умение выполнять по словесной инструкции учителя .

3.Развивать зрительное  внимание, чувство ритма

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением, расширить словарный запас.

4.Развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных движений пальцами.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.

2.Развивать коммуникативные навыки – желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Материал:

тесто для лепки, аппликатор Кузнецова, презентация с изображением героев  сказки Колобок, карточки с изображением овощей , фруктов и ягод, муляжи овощей,массажный мячик-ежик,книжка-раскраска «Животные».

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

-Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие со сказочным героем.

Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок
Знакомый нам с детства, друзья,…….. .
(Колобок)

-Сейчас я буду вам рассказывать сказку,а вы будите мне помогать и по картинкам называть героев нашей сказки.

2.Путешествие с колобком.

Жил-был (показываю картинки презентации) старик со старухою. 

Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане

-Ребята, давайте возьмем тесто для лепки и замесим колобок.(дети из лепят колобок),

-Испекла старуха колобок и положила его на окошечко постудить.

-Ребята поможем ему остыть ,подуем на него.(дети дуют )

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился по травке.

-Возьмем травку (Аппликатор Кузнецова)и погладим ручками..

Катится колобок по дороге, а навстречу ему скачет заяц .

-Ребята, давайте покажем пальчиками как скачет зайчик.. 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Прыгаем всеми пальцами

по коврику

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Прокатываем ладони от

основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

«Допрыгать» и лечь» ладонями на

коврик.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» – им сказали.

Ладони ползут, как змеи

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

Ладони поочерёдно гладят коврик.

«Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, убегу!

-Ребята,давайте угостим зайку овощами,которые он любит.(Дети из из муляжей овощей выбирают капусту и морковку)

И колобок покатился дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему ежик(картинка): «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушел,
От тебя, ежик, не хитро уйти!

-Ребята,а давайте погладим ежика.

Упражнение с мячем –ежиком.

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

И покатился себе дальше; только ежик его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь.: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

-Ребята,а что кушает медведь. Возьмите картинки (с изображением ягод , фруктов и овощей), и покажите .(Дети должны выбрать картинки с ягодами)

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

-Каким цветом у лисы шерстка ?(оранжевая)

-Возьмем книжки-раскраски «Животные», найдем там изображение лисы, и раскрасим эту картинку карандашами.

 «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса.Не буду я тебя есть колобок. Потому что ребята мне подарят колобки, которые они сделали своими руками.

Вот и сказочке конец.Кто работал на занятии –молодец!До свидания,ребята!

Используемый материал:

О.И.Крупенчук.Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010.

Источник

Речь и альтернативная коммуникация

(наименование учебного предмета)

п/п

Тема, цель,

программное содержание.

Дата проведения

Примечания

предполагаемая

фактическая

1.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. «Здравствуй, привет!» «Доброе утро»

2.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. «Здравствуй, привет!» «Доброе утро»

3.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. «Здравствуй, привет!» «Доброе утро»

4.

Реагирование на собственное имя.

5.

Реагирование на собственное имя.

6.

Реагирование на собственное имя.

7.

Приветствие собеседника звуком. «Ку-ку!»

8.

Приветствие собеседника звуком «Ку-ку!»

9.

Приветствие собеседника звуком «Ку-ку!»

10.

Привлечение к себе внимания звуком (словом, жестом) «Привет! Здравствуй!»

11.

Привлечение к себе внимания звуком (словом, жестом) «Привет! Здравствуй!»

12.

Привлечение к себе внимания звуком (словом, жестом) «Привет! Здравствуй!»

13.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «на» протягивать раскрытую ладонь)

14.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «на» протягивать раскрытую ладонь)

15.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «на» протягивать раскрытую ладонь)

16.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом- «на» протягивать раскрытую ладонь)

17.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «дай» сжать пальцы раскрытой ладони в кулак).

18.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «дай» сжать пальцы раскрытой ладони в кулак).

19.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «дай» сжать пальцы раскрытой ладони в кулак).

20.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (жестом «дай» сжать пальцы раскрытой ладони в кулак).

21.

Выражение согласия звуком (жестом) «да» кивок головой в направлении сверху вниз

22.

Выражение согласия звуком (жестом) «да» кивок головой в направлении сверху вниз

23.

Выражение согласия звуком (жестом) «да» кивок головой в направлении сверху вниз

24.

Выражение согласия звуком (жестом) «да» кивок головой в направлении сверху вниз

25.

Выражение несогласия звуком (жестом) «нет» кивок головой в направлении слева направо

26.

Выражение несогласия звуком (жестом) «нет» кивок головой в направлении слева направо

27.

Выражение несогласия звуком (жестом) «нет» кивок головой в направлении слева направо

28.

Дидактические игры на зрительный контакт “Посмотри” фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса

29.

Дидактические игры на зрительный контакт “Посмотри” фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса

30.

Дидактические игры на зрительный контакт “Посмотри” фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса

31.

Дыхательное упражнение. «Постучи молотком».

32.

Дыхательное упражнение. «Постучи молотком».

33.

Дыхательное упражнение. «Постучи молотком».

34.

Дыхательное упражнение «Малый маятник».

35

Реагирование на собственное имя.

36

Приветствие собеседника звуком. «Ку-ку!»

37

Реагирование на собственное имя.

38

Приветствие собеседника звуком. «Ку-ку!»

39

Дидактические игры “Кто

позвал?” удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

40

Дидактические игры “Кто

позвал?” удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

41

Дидактические игры “Кто

позвал?” удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

42

Реагирование на различные голосовые интонации

43

Реагирование на различные голосовые интонации

44

Дидактические игры “Кто сделал ?”, удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

45

Дидактические игры “Кто сделал ?”, удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

46

Дидактические игры “Кто сделал ?”, удерживать произвольное внимание,

-реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого

47

Дидактические игры. упражнения с использованием слов: дай/на фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса,

48

Дидактические игры. упражнения с использованием слов: дай/на фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса,

49

Дидактические игры. упражнения с использованием слов: дай/на фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса,

50

Пуговичный массаж для ладошек

(с использованием пуговиц различных размеров и фактур)

51

Пуговичный массаж для ладошек

(с использованием пуговиц различных размеров и фактур)

52

Знакомство с зеркалом «Посмотри»

53

Знакомство с зеркалом «Посмотри»

54

Знакомство с зеркалом «Посмотри»

55

Знакомство с зеркалом «Посмотри»

56

Дидактические игры. упражнения с использованием жеста: пока/ привет

57

Дидактические игры. упражнения с использованием жеста: пока/ привет

58

Дидактические игры. упражнения с использованием жеста: пока/ привет

59

Прослеживания движения игрушки в горизонтальной плоскости

60

Прослеживания движения игрушки в горизонтальной плоскости

61

Прослеживания движения игрушки в горизонтальной плоскости

62

Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик)

63

Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик)

64

Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик)

65

Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик)

66

Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания

Игра “Наша птичка”

67

Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания

Игра “Молодец”

68

Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания

Игра “Наша птичка”

69

Дыхательное упражнение . «Снежинки».

70

Дыхательное упражнение . «Снежинки».

71

Дыхательное упражнение . «Снежинки».

72

Приближение и удаление звукового раздражителя (игра со звучащей игрушкой)»

73

Приближение и удаление звукового раздражителя (игра со звучащей игрушкой)

74

«Игра “Кто у нас хороший?” Стимуляция рук, кистей рук, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

75

«Игра “Кто у нас хороший?” Стимуляция рук, кистей рук, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

76

«Игра “Кто у нас хороший?” Стимуляция рук, кистей рук, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

77

«Где звенит колокольчик». Развитие слухового анализатора, внимания. Фиксировать взгляд на звучащей игрушке

– фиксировать взгляд на яркой и движущейся игрушке

78

Чтение потешки «Киска брысь». Развитие слухового анализатора.

79

Чтение потешки «Киска брысь». Развитие слухового анализатора.

80

Чтение потешки «Киска брысь».Развитие слухового анализатора.

81

«Погремушка – звонкая игрушка». Развитие слухового анализатора.

82

«Посмотри, на чем играю». Развитие слухового восприятия.

83

Реагирование на собственное имя.

84

Реагирование на собственное имя.

85

Приветствие собеседника звуком. «Ку-ку!»

86

Приветствие собеседника звуком «Ку-ку!»

87

«Где Я». Игры с зеркалом.

88

«Где Я». Игры с зеркалом.

89

«Где Я». Игры с зеркалом.

90

«Где Я». Игры с зеркалом.

91

Дидактические игры, упражнения на подражание непосредственно взрослому, с использованием зеркала на выражение мимикой эмоциональных состояний.

92

Дидактические игры, упражнения на подражание непосредственно взрослому, с использованием зеркала на выражение мимикой эмоциональных состояний.

93

Дидактические игры, упражнения на подражание непосредственно взрослому, с использованием зеркала на выражение мимикой эмоциональных состояний.

94

Дидактические игры, упражнения с использованием указательного жеста, переключать взгляд с одного предмета на другой

95

Дидактические игры, упражнения с использованием указательного жеста. переключать взгляд с одного предмета на другой

96

Дидактические игры, упражнения с использованием указательного жеста, переключать взгляд с одного предмета на другой

97

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Я -Рома ” учить включаться в деятельность,

-развивать познавательный интерес

98

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Я -Рома ” учить включаться в деятельность,

-развивать познавательный интерес

99

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Я -Рома ” учить включаться в деятельность,

-развивать познавательный интерес

100

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Я -Рома ” учить включаться в деятельность,

-развивать познавательный интерес

101

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Мои игрушки” удерживать произвольное внимание,

-уметь вступить в контакт

102

Дидактические игры, ситуативные упражнения: “Мои игрушки” удерживать произвольное внимание,

-уметь вступить в контакт

Источник