Индивидуальная программа по развитию памяти у ребенка
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
на развитие внимания, памяти, мышления
Занятие 1. Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»
Упражнение 1.Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.
Упражнение 2. Игра «Что нарисовал художник».
Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.
Упражнение 3. «Картинки».
Детям предлагается составить сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».
Занятие 2. Формирование мыслительной операции «сравнение».
Упражнение 1. «Найди игрушку».
Ведущий расставляет игрушки в ряд, участнику необходимо найти одинаковые игрушки в группе. 2 вариант – В полотняный мешочек кладут несколько предметов, например, 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.
Упражнение 2. «Различия».
Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья.
Например, детям предлагается сравнить:
Кошку и собаку;
Ромашку и василёк;
Ромашку и одуванчик;
Ёлку и берёзу;
Жука и божью коровку и т.д.;
Упражнение 3. «Похож – не похож».
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребёнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.
Занятие 3. Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».
Упражнение 1. «Чудесный мешочек».
В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).
Упражнение 2. «Подарки детям».
Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»
Упражнение 3. «Поможем Незнайке».
К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).
Упражнение 4. Игра «Назови предметы одним словом».
Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:
Лошадь, корова, овца, свинья;
Волк, лиса, медведь, заяц;
Капуста, картофель, свёкла, помидор;
Пальто, шарф, куртка, свитер;
Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
Суп, гуляш, каша, кисель;
Липа, берёза, ель, сосна;
Автомобиль, трактор, трамвай, метро;
Занятие 4. Формирование мыслительной операции «конкретизация».
Упражнение 1. «Назови три предмета».
Правила игры: детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т.д.
Упражнение 2. «Птицы (звери, рыбы)».
Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» – «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.
Упражнение 3. «Кому что нужно?».
Педагог называет детям профессию. А дети перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»
Упражнение 4. «Кто назовёт больше предметов».
Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.
Занятие 5. Развитие логического мышления.
Упражнение 1. «Составь предложение».
Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Упражнение 2. «Исключение лишнего».
Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Упражнение 3. «Способы применения предметов».
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Занятие 6. Развитие словесно-логического мышления
Упражнение 1. «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
Упражнение 2. «Время и антивремя».
Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала – правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.
Упражнение 3. «Назвать одним словом серию картинок».
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:
лиса, волк, собака, заяц;
лошадь, теленок, лось, медведь;
белка, кошка, петух;
сарай, корова, коза, овца.
«Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»:
грузовик, метро, самолет, скамейки;
автобус, дорога, вертолет, машина;
поезд, дом, пароход, магазин;
Занятие 7. Формирование пространственных представлений.
Упражнение 1. «Расположение».
Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:
выше всего:…;
ниже всего:…;
выше, чем…;
ниже, чем… .
В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: «над», «под», «между»:
что находится над?…
что находится под?…
что находится между?…
Упражнение 2. «Угадай часть тела и запомни ее название».
Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб…; потрогай стопу, колено; посмотри на…; потрогай пальцы, локоть, плечо…».Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, локоть…». Затем ребенок закрывает глаза, и все эти задания повторяются. При выполнении задания ребенок называет ту часть тела, которую трогает он или взрослый, или показывает, затем все эти задания повторяются на кукле, потом на картинке. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
Упражнение 3. «Путаница».
Взрослый намеренно показывает не те движения илиместо на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем упражнения выполняет сам ребенок: он показывает упражнение другим детям и контролирует их выполнение.
Занятие 8. Упражнения на расслабление мышц тела.
Упражнение 1. «Разминка пальцев рук».
Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз). Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).
Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза). Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.
Упражнение 2. «Погладим котенка».
Плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх – вниз (влево – вправо) с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.
Упражнение 3. «Расслабляемся».
“Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать.
Занятие 9. Упражнения на развитие памяти.
Упражнение 1. «Магазин».
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
Упражнение 2. «Восстанови слово».
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим ( из одного семантического поля, например корова – теленок; близким по звучанию, например стол- стон); ребенок должен найти ошибку.
Упражнение 3. «Повтори и продолжи».
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы,например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз, какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, тяжелый, вкусный и т.д.». Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
Занятие 10. Формирование внимания.
Упражнение 1. «Стоп-упражнения».
Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.
Упражнение 2. «Зеваки».
Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.
Упражнение 3. «Условный сигнал».
Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.
Упражнение 4. «Четыре стихии».
Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №70»
Рассмотрено | “Согласовано” | “Утверждаю” |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО психологии
ДЛЯ__5- 11_____ КЛАССА
На 2015/ 2016 уч.г.
Составитель: педагог – психолог
МБОУ «СОШ №70»
Скорых А. Д.
1. Пояснительная записка
Психологу часто приходиться слышать жалобы учителей и родителей на несобранность и невнимательность ребенка, безрезультатные попытки запомнить необходимый текст.
После того как в начальной школе проходит адаптационный период формирования внимания, целесообразно организовывать занятия направленные на развитие внимания с учащимися среднего школьного возраста отличающимися особой невнимательностью. А также со старшими школьниками в период подготовке к сдаче экзаменов.
По мнению П. Я. Гальперина внимание – идеальное интериоризированное и автоматизированное действие контроля. При котором большое влияние оказывают индивидуально – типологические особенности. Разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или наоборот препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Так люди, обладающие сильной и подвижной нервной системой обладают устойчивым вниманием с легкой переключаемостью и распределением. А обладатели слабой нервной системы – неустойчивым вниманием с менее развитым распределением и переключаемостью.
Необходимо помнить, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен развитию – объем внимания, он определяется индивидуальными особенностями ребенка, а переключаемость и распределения являются теми свойствами, которые необходимо целенаправленно развивать для предотвращения их стихийного развития.
Одним из эффективных подходов является предложенный П. Я. Гальпериным и С. Кабыльницкой метод поэтапного формирования умственных действий. Который заключается в обучении школьников «внимательному письму» с использованием специальной карточки.
И. В. Дубровина отмечает, что часто ошибки в написании текста возникают у детей из – за их глобального восприятия, невнимания к отдельным буквам, слогам. По методу П. Я. Гальперина ребенок сначала приучается читать текст по правилам, написанным в карточке, постепенно переходя к самостоятельному чтению.
Предлагаются следующие правила чтения:
1. Прочитать отдельное слово, и установить его смысл.
2. Разделить слово на слоги
3. Проверить каждый слог на соответствие смыслу слова.
4. Прочитать все слово про себя, давая ему оценку правильно – неправильно. Если неправильно – ответь почему.
5. Прочтение всей фразы, предложения
6. Прочтение абзаца текста
Для обобщения сформированного действия контроля, необходимо отработать его на более широком материале – картинки, узоры, наборы цифр, букв. Затем контроль переходит в практику школьного обучения – формируется внимание.
Память в младшем школьном возрасте характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания – составление мнемического плана для профилактики стихийного формирования способов запоминания, которые в дальнейшем могут оказаться непродуктивными.
В начальных классах ребенок запоминает материал путем простого повторения – механического запоминания. Однако в дальнейшем необходимым становится развитие логической памяти. Когда от ребенка требуется выполнить установку «запомнить с помощью чего – либо». Для успешного развития логической памяти необходимо овладеть приемами смыслового запоминания. В качестве смысловой опоры для такого запоминания может быть использован мнемический план.
Режим работы: занятия проводятся с периодичностью три раза в неделю в течение года в рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы.
Реализация программы осуществляется: на базе МБОУ СОШ № 70 в течение года.
Ожидаемый результат: Полноценное, гармоничное развитие личности в среднем и старшем школьном возрасте, помощь при подготовке к сдаче экзаменов.
Цель: Развитие познавательных процессов памяти и внимания.
Задачи:
1. Развитие концентрации внимания
2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
3. Развитие распределения внимания
4. Развитие переключаемости внимания
5. Обучение различным методам запоминания
6. Развитие произвольного запоминания двузначных и трехзначных чисел
7. Развитие произвольного запоминания простых и сложных слов
Методы: упражнения направленные на развитие познавательных процессов – памяти и внимания.
Принципы программы:
1. Осознанности и активности
2. Наглядности
3. Последовательности и системности
4. Научности
5. Доступности
6. Прочности
7. Связи теории с практикой жизни
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Ожидаемый результат | Кол – во часов | Сроки реализации |
Развитие познавательного процесса – внимание | 1. Развитие внимания – Улучшения концентрации внимания – Увеличение объема внимания и кратковременной памяти – Улучшение распределения внимания – Улучшение переключаемости внимания | 1 | В течение года | |
Развитие познавательного процесса – память | 2. Развитие памяти – развитие произвольного запоминания – умение составлять мнемический план для облегчения запоминания – улучшение запоминания двузначных и трехзначных чисел – простых и сложных слов |
3. Содержание тем учебного курса
По мнению П. Я. Гальперина для успешного развития познавательных процессов необходимо систематическое выполнение упражнений не менее 2 – 4 месяцев, возможны дополнительные самостоятельные тренировки. Программа осуществляется в рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы.
Учебный курс состоит из комплекса упражнений направленных на развитие познавательных процессов памяти и внимания. Которые включают в себя развитие свойств внимания:
1. Развитие концентрации внимания
2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
3. Развитие распределения внимания
4. Развитие переключаемости внимания
5. Обучения методам запоминания
5. Развитие произвольного запоминания
Первое упражнение, направленные на «обучение внимательному письму», основано на методе поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина с помощью карточки. Упражнение 2 – развитие концентрации внимания на методе сравнения символов или фигур между собой. Упражнение на увеличение внимания основано на методе группировки. Например: одна группа предметов для запоминания – пластмассовые животные, вторая группа – школьные принадлежности, третья группа – столовые приборы и т.п. Возможно, осуществить его методами классификации, схематизации (запомнить какой предмет, где стоял), серийной организации – серия животные, школьные принадлежности, столовые приборы. В третьем упражнении, возможно, постараться запомнить прослушиваемый текст, выделяя в нем опорные точки, а корректурное задание выполнить методом сравнения или смотря на данный образец.
Корректурное задание с чередованием правил вычеркивания можно выполнить методом составления мнемического плана действий – заранее сообщить правила вычеркивания. Затем выполнять его не зная какое правило следующее.
Первое упражнение, направленное на развитие памяти выполняется методом ассоциаций, подбор к запоминаемому слову слова созвучного с запоминаемым. Например: Вен – вена, Мял – смял и т.д. Составление рассказа с запоминаемыми словами методом схематизации их в предложение. Ребенок запоминает составленное предложение, а при необходимости воспроизвести запоминаемые слова – вычленяет их из предложения. Третье упражнение выполняется методом классификации. Определяют к чему относятся запоминаемые слова, где могут находиться. Например: кофта, платье – одежда, шкаф. Ребенку необходимо мысленно придумать знаменатель, общее для запоминаемых слов.
Следующее упражнение направленно на развитие логической памяти по методу В. Д. Шадрикова – произвольное запоминание простых и сложных чисел. Упражнение «Барабан» основано на методе схематизации. Придумать по какой схеме пропускаются слова в барабане, выработать свои методы для запоминания пустых мест «Барабана». Запомнить сложные слова возможно методом повторение, написание заглавной и маленькой букв в словах методом схематизации: написание их первые два раза через два слова, а затем два раза через одно слово, и еще два.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Требование к уровню подготовки учащихся заключается в их возрастном соответствии программе, полноценном физическом и психическом здоровье.
5. Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л. С. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – С 292 – 302.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования // И. В. Дубровина. – СПб.: «Питер», 2004. – 592 С.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // В. С. Мухина. – М.: изд. Центр «Академия», 1999. – С. 249 – 268.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология. // Л. Ф. Обухова. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1996. – С.173 – 174.
5. Черемушкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Л. В. Черемушкина. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 С.
Приложение 1.
Развитие внимания.
1. Обучения «Внимательному письму»
Учащемуся предлагается небольшой текст, содержащий разного типа ошибки по невнимательности: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слов с предлогом и т. д. Проверка текста осуществляется по карточке П. Я. Гальперина (приложение 2)
2. Упражнение на развитие концентрации внимания.
Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается вычеркивать из текста определенные буквы, геометрические фигуры или символы в печатном тексте. Такие задания позволят ребенку почувствовать, что такое «Быть внимательным», и развить состояние сосредоточенности. Рекомендовано проводить задания по 5 минут каждый день в течение 2 – 4 месяцев. В данном задании можно применить прием сравнения, или работать по принципу воспроизведения какого – либо образца.
3. Упражнение на увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Упражнение организуется по принципу запоминания определенного количества мелких предметов, которые предъявляются ребенку на несколько секунд. Постепенно количество предметов для запоминания растет.
4. Тренировка распределения внимания.
В этом упражнении необходимо выполнять два разноплановых занятия одновременно. Например, чтение короткого рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, или выполнять корректурное задание и прослушивать запись сказки. По окончанию выполнения задания, необходимо определить успешность каждого задания.
5. Упражнение на переключения внимания.
Ребенку предлагается выполнять корректурные задания с чередованием правил для вычеркивания букв, символов.
Развитие памяти.
1. Имена обитателей НЛО.
Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО. Их зовут Вен, Мал, Чук, Неф, Тад, Маг, Пак, Кан, Ден. Повтори эти имена. А теперь постарайся запомнить все, как ты думаешь, что можно придумать, что бы запомнить все имена. Возможно, придумывать другие слова – слова обозначения, которые помогут тебе запомнить все имена. Например: Вен – вена; Мал – сломал, мял; Чук – чукча, Чук и Гек; Неф –нефть; Тад – Тайд, Тед; Маг – волшебник, мак, смак; Пак – упаковка; Кан- Канны, канва; Ден как Денис.
2. От слов к рассказу.
Постарайся объединить несколько слов таким образом, что бы у тебя получился рассказ. Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, лупа, весы, ведро, листья, овраг. Расскажи предложение мне. Постарайся вспомнить те слова, с которыми ты составил предложение.
Второй вариант слов: дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песня, деньги, горе, болезнь, январь.
Третий вариант: пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.
3. Каждое слово что – то обозначает.
Необходимо быстро запомнить много слов. Послушай и повтори. Слова: сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.
Как ты видишь запомнить сразу все слова невозможно, но можно проявить смекалку – распределить слова по категориям, подумав, что они обозначают. Тогда у нас получится, что слова можно разбить на три группы:
1. Продукты
2. Одежда
3. Школьные принадлежности
Тебе будет довольно легко разместить предметы по местам: продукты ты можешь сложить в холодильник, а одежду – повесишь в шкаф, школьные принадлежности – в портфель.
Затем слова зачитываются снова. После чего ребенок вспоминает, что лежало в холодильнике, а что в шкафу, какие предметы он складывал в портфель.
Возможно, подсчитать количество слов запомненных ребенком, игра будет считаться успешной, если названо 10 – 11 слов.
4. Счет с наращиванием.
Игра была разработана известным психологом, академиком В. Д. Шадриковым. Ребенку называют три числа, которые он должен запомнить. Ему необходимо сложить два последних, а затем полученную сумму прибавить к третьему.
5. Барабан
Рассмотри внимательно барабан. Придумай способ, которым ты можешь запомнить расположение букв и слогов на барабане. Справо на лево расположены буквы и слоги: Ф, М, А, С, К, И, Ь, Га, Р, И. Нарисуй такой барабан неподглядывая. Расскажи мне каким способом запоминал.
Приветствуйте когда ребенок находит несколько способов для запоминания, если же ребенок придумал способ для запоминания, но ошибся в написание букв, то это указывает на недостаточное развитие его природной памяти.
6. Сложные слова
Прочитай эти слова вслух по слогам и запомни, как они пишутся. Если знаешь правила написания этих сложных слов, то расскажи их.
Фейерверк,
абстракционизм,
обороноспособность.
Дирижабль,
бюллетень,
антропоморфизм.
Иллюстрации,
интеллигентный.
Фотогеничность.,
интерпретация,
Тривиальный,
сомнамбула,
пульверизатор.
Напиши слова, а затем ответь на следующие вопросы:
1. Вспомни порядок слов;
2. Вспомни, какие слова начинаются с маленькой буквы, а какие с большой;
3. Сколько всего было слов;
4. Сколько слов начинались с маленькой буквы, а сколько с большой.
Если ребенок пишет все слова правильно, или допускает две – три ошибки, то это говорит о его дополнительных способностях усиливать память правильным проговариванием вслух написанного текста. Если при ответах на вопросы ребенок допускает неточности, то это говорит о слабом развитии его природной памяти и необходимости ее укрепления за счет разнообразных упражнений.
Приложение 2.
Карточка П. Я. Гальперина
1. Прочитать отдельное слово, и установить его смысл.
2. Разделить слово на слоги
3. Проверить каждый слог на соответствие смыслу слова.
4. Прочитать все слово про себя, давая ему оценку правильно – неправильно. Если неправильно – ответь почему.
5. Прочтение всей фразы, предложения
6. Прочтение абзаца текста
Источник