Индивидуальная программа на ребенка с проблемами развития
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и индивидуальных особенностей. В случае невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.
Цель:
- стимулировать общее развитие ребенка;
- повысить уровень самостоятельности ребенка;
- развивать общую и мелкую моторику ребенка;
- обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителям
Задачи:
- развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления);
- формирование понятий размера, формы, цвета;
- формировать представления о частях собственного тела;
- формирование общения, развития речи: зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками.
- расширение объема понимания обращенной речи.
- использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительно го и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие конструктивных навыков;
- развитие игровой деятельности;
- формирование у ребенка интереса к игрушкам, предметам.
- формирование общения взрослого с ребенком, их сотрудничество;
- формирование адекватного поведения;
- формирование общения «взрослый-ребенок».
Принципы программы:
- полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Характеристика развития ребёнка
Психолого-педагогическое представление на ребенка
Ф.И.
Особенности моторики:
Особенности развития познавательной сферы:
– внимание –
– восприятие –
– память –
– мышление –
Личностные особенности
Уровень адаптивного поведения:
Развитие речи
Условия реализации программы:
1. Активное деятельностное погружение ребенка в социальный мир
- Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
- Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.
- При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать: картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.
- Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
- Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции – самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
- Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно-ролевую игру.
- Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).
2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе
Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:
- одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с ребёнком);
- формирование детско-родительских отношений;
- встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
- привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
- реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.
3. Создание развивающего пространства
В работе эффективно используются пальчиковые, театрализованные игры, игры на сенсорное развитие, песочная терапия, арт-терапия и др.
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
Реализация программы осуществляют педагог-психолог, воспитатель.
Содержание программы распределяется по шести разделам и 2 блокам (1 – работа с ребенком, 2 – работа с семьёй)
Основные этапы психолого-педагогической коррекции
– первый этап – адаптационный – установление контакта с ребенком, имеющим диагноз ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
– второй этап – усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ДЦП.
Социализация ребенка с ДЦП, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
– третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ДЦП.
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.
При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.
3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.
4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.
5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.
Перечень нормативных документов, на основании которых реализуется рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Программно – методическое обеспечение:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А. «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».
Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка к себе» для детей дошкольного возраста 4-5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001
Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146
Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104
Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003
Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Форма участия родителей в реализации программы:
- Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
- Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
- Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
- Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
- Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.
Содержание помощи семьям воспитанника:
Индивидуальные формы помощи:
- Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.
- Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
- Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.
План работы с семьей воспитанника:
Месяц проведения | Форма проведения/тематика | Ответственный специалист |
Декабрь | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «Особого ребенка» | Педагог-психолог Воспитатель |
Январь | Консультация «Психологические особенности детей ДЦП» | Педагог-психолог |
Февраль | Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП» | Воспитатель |
Март | Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 лет» | Педагог-психолог |
Апрель | Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков и мелкой моторики ребенка с ДЦП» | Воспитатель |
Май | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Итоги работы, перспективы на будущее…» | Педагог-психолог Воспитатель |
Источник
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
– Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
– Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого – педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
– Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования
– Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
План поэтапной реабилитации.
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | Классный руководитель | сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | сентябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| учитель педагог-психолог. Учителя-предметники учитель русского языка |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя-предметники, родители |
Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
ФИО ребенка ___________________________
Дата рождения ___________________________
Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директору
МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
_______________________________
_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида группы,
проживающего по адресу:
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:
1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.
2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
Дата____________ Подпись__________________
Источник