Индивидуальная программа для ребенка с задержкой речевого развития
Виктория Прокопович
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического развития. Составлена она на основе «Адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психоречевого развития на основе программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Ведущие цели Программы — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств. Основной задачей является максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА
В МБДОУ девочка поступила в сентябре 2016 года. До этого она находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка родилась с врожденным пороком сердца, врожденной расщелиной твердого и мягкого неба. Адаптация прошла без особенностей. Полина быстро привыкла к детскому саду. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивная, неконфликтная, очень ласковая и отзывчивая девочка. В группе сверстники ее любят, охотно с ней играют и помогают при необходимости. Охотно идёт на контакт со взрослыми, выполняет простые поручения.
Ведущая рука левая.
Крупная и мелкая моторика нарушена, грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков нет. Наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Потребность в движении чаще реализуется через хаотичную двигательную активность.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом без напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
В игровой деятельности наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов. Выполняет игровые действия без достаточного речевого сопровождения.
На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Общий темп деятельности медленный. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.
Лучше усваивает материал на индивидуальных занятиях. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. У девочки замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции.
Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих, звукопроизношение нарушено. Это связано с врожденными особенностями неба. Словарный запас и связная речь ниже возрастной нормы. Чаще речь односложная. Затрудняется в построении целых предложений
Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию, требуется многократное повторение, прежде чем девочка воспроизведет стихотворение. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Знает круг, треугольник, квадрат. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.
Мышление ниже возрастной нормы, слабо развиты операции анализа и синтеза. Ребенок самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.
Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.
Любит трудовые и индивидуальные поручения, подвижные игры. Проявляет интерес к рисованию. Полина достаточно хорошо и аккуратно разукрашивает. На занятиях лепкой и аппликацией испытывает трудности в связи со слабо развитой моторикой руки.
Полина воспитывается в неполной семье. Мама уделяет достаточно внимания дочери, активно интересуется поведением девочки на занятиях и в свободной деятельности, переживает за нее. Все рекомендации специалистов выполняет. В семье благополучный микроклимат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ территориальной психолого-медико-педагогичесой комиссии:
Установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявлены трудности в обучении, обусловленные задержкой психоречевого развития.
Сопровождение образовательного процесса и коррекционной работы:
Педагог-психолог требуется
Учитель-логопед требуется
Учитель-дефектолог не требуется
Социальный педагог не требуется
Тьютор не требуется
Ассистент (помощник) не требуется
Инструктор по ЛФК не требуется
Режим – неполный день с соблюдением общих режимных правил ДУ
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учетом рекомендаций ПМПК
Виды дополнительной организованной образовательной деятельности
(индивидуальная работа)
Педагог,осуществляющий деятельность Количество периодов непрерывной образовательной деятельности в неделю:
Старшая группа
1. Познавательное развитие
1.1. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора воспитатель – 2 зан.
1.2. Целенаправленное формирование высших психических функций – 1 зан.
2. Речевое развитие (учитель-логопед) учитель-логопед – 2 зан.
3. Социально-коммуникативное направление
(педагог-психолог) педагог-психолог – 1 зан.
Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки – 6 час.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия воспитателя
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим,расширению кругозора проводятся воспитателем 2 раза в неделю:
1) во вторник – с 10.20 до 10.40,
2) в четверг – с 10.20 до 10.40.
Продолжительность занятия варьируется от 10 до 20 мин. в зависимости от работоспособности и интереса ребенка.
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя с ребенком с задержкой психоречевого развития по ознакомлению с окружающим миром, расширению кругозора
Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Программавключает следующие основные разделы:
1. Родная природа
2. Растения
3. Животные
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
5. Знакомство с ближайшим окружением
6. Развитие связной речи
Источник
Области развития ребёнка
Фамилия, имя
Задачи коррекционно-развивающей работы
Примерный перечень игр
Дети должны научиться:
Речевое развитие
Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, выполнять простейшие поручения и просьбы.
Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отражать в собственном речевом высказывании.
Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
Формировать и активизировать словарь.
Развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие.
Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
Учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении).
Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места (предложно-падежные конструкции с предлогами в, на) и времени;
Формировать понимание различных грамматических форм словоизменения (единственное-множественное число существительных; предложно-падежные конструкции; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных) и употребление их;
Воспитывать у детей интонационную выразительность речи.
Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
«Звенит колокольчик», «Травка-муравка», «Кто в домике живет», «Угостим куклу чаем», «Скок-скок-поскок», «Как у нашего кота», «Дружная семейка», «У Аленки в гостях», «Повар», «Сорока-белобока», «Лото», «Угадай, кто чем питается», «Заинька», «Чего не стало» и др.
Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.
Упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий» «щелчки», «цепочки» и др. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.
Дети должны научиться:
- выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками;
- выполнять простейшие поручения и просьбы;
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
- использовать в речи простые по слоговому составу слова;
- называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов;
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
- строить фразу, состоящую из 2-3 слов, распространять ее определениями, обстоятельствами места и времени;
высказывать свои потребности в активной фразовой речи.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
- Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
- Учить детей различать свойства и качества предметов: большой-маленький, какого цвета и пр.
- Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности (конструирование, рисование).
- Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
- Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной).
- Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, тактильно-двигательное и вкусовое ощущение.
Ознакомление с окружающим
- Уточнять и расширять знания детей по темам: «Части тела. (Это Я)», «Зима. Новый год», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Домашние птицы».
- Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, и пр.).
- Формировать начальные представления детей о возможности некоторой систематизации накопленных знаний.
- Расширять и активизировать словарь по указанным темам.
«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.
«Посмотри и назови», «одинаковые игрушки», «У кого такая картинка?», «Цветные шарики», «Матрешки», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Катаем в машине зверей», «Поим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Зайчики на поляне», «Курочка и цыплята» и др.
Дети должны научиться:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
- различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
- складывать разрезную картинку из двух – трех частей;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку (цвет, величина).
Дети должны:
- знать и называть части лица и тела: голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, щеки, уши, нос, волосы, рот, зубы, язык, живот, спина; Знать понятия «зима», «весна», «лето», «осень», выделять картинки с изображением времен года из ряда других, объясняя причину выбора; Знать обобщающее понятие «игрушки», «посуда» и др.; Узнавать и называть себя и своих близких по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на формы работы по поиску и узнаванию родных по фотографии; Узнавать и называть, используя
- звукоподражания, домашних животных и птиц: корову, лошадь, собаку, кошку, козу, овцу, гуся, утку, курицу, цыплят.
Источник
Индивидуальная программа развития
ранний возраст ( ЗРР)
Условия воспитания:
1. Выполнение четкого режима дня (дневной сон 2.5-3 ч., прогулка два раза в день). Занятия проводятся после еды, после сна.
2. Занятия проводятся регулярно ( 2-3 раза в день) в первой и во второй половине дня, в игровой форме. Продолжительность занятий 10-15 мин. Формы проведения: фронтальная, индивидуальная.
3. Массаж пальцев рук 2-3 раза в день по 2-3 минуты, в процессе выполнения режимных моментов на эмоциональном вербальном общении взрослого с ребенком.
4. Массаж лицевых мышц два раза в неделю.
5.Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка. Необходимо обеспечить эмоционально- положительное состояние во всех видах деятельности.
Социальное развитие.
1.Совершенствовать эмоциональную реакцию на ласковое обращение знакомых взрослых. Устанавливать эмоциональные контакты, связи с взрослыми.
Упражнения и игры: «Давай поздороваемся», «Посмотри мне в глазки», «Прятки», «Дай ручку», «Пока,пока!», «Ладушки», «Гули –голубочки» – побуждать девочку к ответным действиям: – действуя руками ребенка,
– эмоциональное общение,
– совместные действия.
Занятия №1 (1), №2(1).
Дедюхина Г.В. «Учимся говорить».
2. Учить реагировать и откликаться на свое имя, учить называть себя по имени.
Учить узнавать себя в зеркале, используя указательный жест: «Кто там?»___________________________
Учить узнавать себя на фотографиях – «Где ты?»
3. Формировать представления о схеме лица и тела, учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела.
Занятие №10 (1), №11 (2), №12 (3), №14(1), №15 (3).
Дедюхина Г.В. «Учимся говорить».
Нищева Н.В. «Организация коррекционно-воспитательной работы в младшей группе» с.55-56.
____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие.
1.Учить сохранять равновесие.
– Стояние на одном колене.
– Стояние на одной ноге (вначале использовать опору).
– Ходить по узкой дорожке.
– Перешагивать через невысокие препятствия.
2.Укрепление плеч и предплечья.
– Игра в «тачку», взять ребенка за ноги.
– Ползать через туннель.
– Играть шариками на четвереньках.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Сенсорное воспитание.
Развитие зрительного восприятия.
- Восприятие величины.
Учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы: большой-маленький.
Игра с вкладышами. Ориентировка в величине.(две контрастные величины). – учить вкладывать меньший предмет в больший.
Игры: «Собери матрешку» – две величины -_____________
«Собери пирамидку» – из 4х колец-два больших, два маленьких.
Соотнесение признаков предметов с их словесным обозначением:
Варианты заданий: Маленькую матрешку посади за маленький стол, большую – за большой. Катание разных матрешек в разных машинах. Игра с маленькими и большими мячами.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия №20, 21, 24. с.52-54. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Восприятие формы.
Учить различать – кубик, шарик, кирпичик___________
Игры: «Катится, не катится», «Построй как я» , -башенка,дорожка,ворота.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия №19, 22.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Восприятие цвета.
Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету.Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентируя внимание ребенка на названии цветов. ( на однородном материале)
Дай такой-же.
Группировать предметы по цвету: «Собери шарики»- красные в красное ведерко, синие – в синее и т. п.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия № 26, 29а.
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ознакомление с окружающим.
1.Продолжать знакомить с предметами и явлениями ближайшего окружения.
Учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции,
-На,- Дай,- Возьми -сопровождаемые указательным жестом.
2.Способствовать реализации потребности в овладении действиями с предметами.
А) Поводи- куклу, мишку, собачку: «топ-топ. Иду-иду».
Б) покорми – корову, лошадку, курочку: «ам-ам. Кушает».
В) Причеши – куклу ,мишку, зайку.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия №8, 11, 12.с18-20.
3.Учить понимать слова, обозначающие трудовые действия человека – моет, кормит, и т.д.
– «Покажи ручки, ай, какие грязные ручки. Пойдем помоем. Помыли. Вот какие чистые стали ручки!»
Использовать потешку: «Водичка-водичка»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие речи.
Понимание речи.
1.Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, показывать пальчиком названный предмет.
Новую картинку показывать при соотнесении с игрушкой.
2.Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие жестом, учитывая речевые возможности девочки.
Использовать картинки с изображением различных действий:
Кукла спит, собачка ест, зайка прыгает, кукла качается, кукла и мишка строят башню и т.п.
3.Учить находить названную игрушку среди 2 игрушек, затем среди 3-4 игрушек.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия № 13, 17, 9, 10.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активная речь.
МАССАЖ.
Расслабление (релаксация).
Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз следующим образом:
-в области горла поочередно то правой, то левой рукой;
-от околоушной области по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин ( одновременно обеими руками);
-положив обе руки на заднюю часть шеи, близко к затылку, кончики пальцев обеих рук скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.
Массаж мышц лица и губ.
Поглаживаем лицо и губы в следующих направлениях:
– от середины лба к вискам,
– от середины лба к ушам,
– от бровей к волосистой части головы,
– от спинки носа к ушам,
– от мочек ушей по щекам к крыльям носа,
-по верхней губе от углов рта к его середине,
– по нижней губе от углов рта к его середине,
– по носогубным складкам от крыльев носа к углам рта.
Е.В.Гревцева «Логопедический тренинг» с 47-48.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Укрепить губную мускулатуру, развивать подвижность языка, губ.
Пассивная.
1.Двумя руками захватить верхнюю и нижнюю губы, открывать и соединять.
2.Сжимать губы в трубочку, держать до поры, пока не почувствуется сопротивление.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активная.
1.С предметами.
– удержать губами трубочки разного диаметра.
2.По подражанию.
-открыть широко рот, закрыть;
– высунуть язык;
-закусить поочередно губы;
– улыбнуться; вытянуть губы «трубочкой»;
– поцокать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1.Выработка дифференцированного выдоха, (удлиненного).
1.и.п. – стоя. Руки поднять через стороны вверх – вдох, опустить руки – выдох.
2.и.п.- стоя. Поворот туловища с отведением руки в сторону –вдох, и.п.- выдох.
3.и.п. – стоя. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу.
4. и.п. – стоя. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей.
2. Выработка направленной воздушной струи : поддувание на султанчик, перышко, флажок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АКТИВИЗАЦИЯ.
1.Стимулировать голосовые реакции ребенка. Создавать для этого необходимые условия: ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.
2. Беззвучное произношение звуков и слогов.
– а-а-а-а-а…
-и-и-и-и-и-и……
– на-на-на…
– мА-ма-ма-ма…..мама.
3.Вызывание звука голоса.
– ляля плачет – а-а-а…
-мишка ревет – м-м-м…
-собачка кушает – ам-ам.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия №1-10 с.35-36.
Слуховое внимание и слуховая память
1.Развивать слуховое сосредоточение на различные звуки.
1.Прослушивание музыкальных инструментов. (дудочка, бубен, колокольчик, барабан).- Послушай!
2.Извлечение звуков из этих инструментов. –Поиграй.
3.Знакомство со звуками, которые производят различные предметы: вода из крана, стук в дверь.
2. Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодии. (напевание песенок, прибауток)
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия №6 с.15.
____________________________________________________________________________________________________________________
Формирование предметно-игровых действий, развитие ручной моторики, конструктивной деятельности.
Учить выполнять игровые действия с предметами:
– разбирать и собирать пирамидку, матрешку и другие сборно-разборные игрушки;
– открывать и закрывать коробки с крышками;
– вылавливать сачком мелкие предметы из воды;
– строить из кубиков, кирпичиков – башню, дорожку , домик.
О.В.Закревская «Развивайся малыш!»
Занятия № 11, 14, 21, 23, 24.с.62-68.
Проводить пальчиковую гимнастику
«Многоножки», «Котя, котенька, коток», «Бычок». См. картотеку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник