Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка стребелева
Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость,обусловлена следующими проблемами:
необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;
отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей с УО;
Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.
Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.
Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми:
• Костиным Амилем
• Рыжовым Глебом.
Программа составлялась с учетом особенностей детей.
Общее речевое развитие:
Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.
• Малочисленная жестовая символика.
• Несформированность импрессивной стороны речи.
• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.
• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Особенности эмоционально-волевой сферы
В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.
Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.
• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
• Существенное снижение устойчивой работоспособности.
• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).
• Очень низкая мотивация общения и обучения.
Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии:
• состояния здоровья;
• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;
• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки,такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.
На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.
Программа разработана на основе:
1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой,
2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003
3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.
Цель программы – создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.
Задачи программы:
• развитие сенсорно – перцептивных процессов и двигательных функций;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие графических действий;
• активизация познавательной деятельности и речи.
Форма проводимой работы
Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.
Длительность программы
Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).
Способы взаимодействия
Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
2. Содержание программы
Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.
Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.
Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.
Содержание программы обучения и воспитаниявключает следующие образовательные области:
1. Физическое развитие
2. Социально-коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Речевое развитие
5. Художественно-эстетическое развитие
2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности
Прием и осмотр, игры 7.30-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.30
Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35
Завтрак 8.35-8.55
Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00
Занятия 9.00-11.00
Второй завтрак 10.10
Самостоятельная деятельность, игры до 11.00
Подготовка к прогулке 11.00-11.15
Прогулка 11.15-12.30
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45
Обед 12.45-13.10
Подготовка ко сну 13.10-13.15
Дневной сон 13.15-15.15
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40
Подготовка к полднику 15.40-15.45
Полдник 15.45-16.00
Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45
Подготовка к прогулке 16.45-17.00
Прогулка 17.00-18.00
Уход детей домой до 18.00
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Условия реализации программы
Для эффективного проведения данной программы необходимо:
Набор игрушек
Канцелярские товары: цветные карандаши,краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.
Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.
Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)
Вводная часть (создание мотивации).
Основная часть.
Заключительная часть.
Итог всего занятия.
1 часть:
Условия воспитания:
1. Здоровье – поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований.Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.
Требовать от детей аккуратного выполнения действий,связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.
2.часть:
Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка
1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Учить действовать самостоятельно в быту:
•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);
•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);
•во время еды.
•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);
•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).
2. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые)способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и “Вы”, по имени.Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».
Закрепить представление о том, что они мальчики.Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»).Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т. п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять,называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).
Учить адекватно,использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта:
продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.
3. Физическое развитие и физическое воспитание
• развитие общих движений:
• учить делать вдох через нос, а выдох – через рот;
• развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);
• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);
• учить ходить “гусиным шагом” (приподнимая высоко колени);
• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);
• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;
• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в “ворота”;
• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;
• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);
• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;
• учить бросать мячи в цель двумя руками;
• учить ловить мячи разного размера;
• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.
•
4. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать)цвет: красный, желтый, зеленый, синий.
Пространство и время.
• формировать представления о временах года, частях суток.
• развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:
• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).
• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)
• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);
•учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
Формирование активной речи:
•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).
Развитие мелкой моторики рук:
• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;
• работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);
• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
•формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
•рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.
5.Продуктивные виды деятельности:
Рисование – рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».
Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.
Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка
• лепить предметы круглой формы разной величины,
• развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,
• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).
• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация – создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».
• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).
•продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование
• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• учить готовить и убирать рабочее место.
10. Трудовое воспитание.
• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);
•учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).
Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы:
1. Артикуляционная гимнастика
(с элементами дыхательной): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.
3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день
4.Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.
5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-развивающей работы:
проговаривание слогов,
упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
самомассаж рук;
упражнения на развитие моторики
3 часть: работа с родителями.
осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;
осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;
контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).
4. Технологический аспект.
Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.
Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.
Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.
Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.
Литература
1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003
2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.
3. «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.
Источник
Индивидуальная комплексная коррекционно-образовательная программа обучения и воспитания на 2015-16 уч. г.
Ф.И. ребёнка:
Програма разработана на основе “Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта” Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой
-Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными)
( “Собери пирамидку”, “Сенсорные вкладыши”, “Почтовый ящик, “Расставь грибочки в лесу”, “Разложи по цвету, размеру, форме”, “Найди такой-же”, “Собери матрёшку”, “Обведи пальчиком фигуру по контуру”)
– Развитие познавательно- иссследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
(“Маленькие ножки”, “Большие ноги”, “Большой и маленький дом”, “Спрячь бабочку в домик”, “Построй дорожку”, “Угадай, где звенит”, “НОжки топают, ручки хлопают”, “Поиграем на барабане, бубне, металлофоне”)
(“Построим дом”, “На прогулку”, “Покажи где…”, “Зеркало”, “Повтори движение”, “Прятки”, “Великаны, лилипуты”, “Выполняй команду”, “Где, что лежит”)
(потешки”Ладушки”,”Идёт коза рогатая”, “Как у нашего кота”, “Водичка, водичка”, “Ай, ду-ду”, “Скок поскок” и т. д. , стихи А Барто “Лошадка”, “Мишка”, “Идёт бычок…”, “Слон”, “Зайка”, “Самолёт”, Благинина Е., Клокова М, Бродский А.)
Учебно – тематический план коррекционно-развивающей работы по образовательной области “Физическое развитие»
№
Направление коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
1.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
ребенка
Комплекс утренней гимнастики
Закаливающие процедуры:
Сон без маек, босохождение, обтирание влажным полотенцем, контрастное обливание ног;
Пролонгированный сон; дозирование умственной нагрузки в течение дня и рабочей недели
Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.
Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)
Массажи кистей рук;
Хождение по массажным дорожкам;
Игровой массаж «Что? Где?».
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Логоритмические игры.
Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.
Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1) Массажи кистей рук;
Хождение по массажным дорожкам;
Игровой массаж «Что? Где?».
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Массаж мимической мускулатуры (“Домик”, ” Кузов, кабина”) Логоритмические игры.
Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)
Создание охранительного режима при организации совместной деятельности, дозирование умственной нагрузки.
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).Учить дыхательным упражнения по Стрельниковой (комплекс 1)
Логоритмические игры.
2.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Сопровождение гигиенических процедур потешками “Водичка, водичка, умой Володе личико, ручки”, “Котик умывается”, “Кто у нас красивый” (привитие навыка самостоятельного умывания, навыков самообслуживания), Прививать навык использования предметов гигиены по назначению
Использование приемов переключения внимания при отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация) Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)
Использование приемов переключения внимания при отучении ребенка от на вязчивых состояний (намеренная соливация)
Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)
Использование приемов переключения внимания при отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация) Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)
Использование приемов переключения внимания при отучении ребенка от навязчивых состояний (намеренная соливация)
Прививать навык использования предметов гигиены по назначению (салфетки, носовые платки)
3
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Игры на формирование первичных представлений о значении каждого органа :”Постояли побежали”, “Ароматный обед” (учить выполнять действия носом, языком во время приема пищи)
Игры у зеркала: ” Где у Вовы глазки, ушки, носик”,
“Погладим наши ручки”
Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”
“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”,
Концентрация внимания на различных частях тела: “Поцелуйчики”, “Найди пару”, “Оса” Игры у зеркала: ,”Где у Вовы глазки, ушки, носик”, Артикуляционная гимнастика
Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”
“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”, “Хей привет”
Игры у зеркала: ” Где у Вовы глазки, ушки, носик”,
Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”
“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”,
Музыкальные игры “Ладушки,ладушки”
“Где же наши ручки?”, “Большие ноги, маленькие ножки”, “Кую, кую ножку”
Формирование дыхательных навыков
4
Развитие физических качеств, накопление и обагащение двигательного опыта
Комплекс утренней гимнастики, динамический час, физ.минутки
Игровые упражнения “Доползи до погремушки”, “Проползи в воротца”, “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков”, “Пройди по мосточку”, “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на доске”
подвижные игры
«Зайки прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!», “Солнышко и дождик”, “Домик”
Игры “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков”, “Пройди по мосточку”, “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на доске”, “Шагаем-прыгаем”
Игровое упражнение “сели-встали”, “Догонялки” подвижные игры с бубном,колокольчи-ками,погремушками.
«Зайки прыгают», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!» “Где звенит?”, “Найди флажок”,”Солнышко и дождик”, “Домик”, “Кот и мышка”, “Берегись автомобиля”
Игры “Догони мяч, обруч”, ” Кати, бросай, лови мяч”, “Метание мешочков, утяжеленных мячиков с речевым сопровождением (Ух, ах, ох!)”, “Пройди по мосточку(По узенькой дорожке шагают наши ножки)”,”Попрыгунчики”,”Юла”, “Камешки” “Перешагивание, перепрыгивание кочек, хождение по камушкам на носочках” “Балансирование на доске- Идет бычок качается” , подвижные игры с бубном,колокольчи-ками,погремушками.
подвижные игры
«Зайки прыгают», , «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!»”Солнышко и дождик”, “Домик”
подвижные игры
«Зайки прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Беги – ловлю!», «Догоню, догоню!»
массаж пальцев и кистей рук (игры с грецким орехом, маленьким массажным мячом, игры с холодной и горячей водой, с кубиками льда, с глиной, тестом)
подвижные игры с музыкальным сопровождением:
“Скок поскок”, “Топаем как мишка” “Сидит,сидит зайка”
“Догони колокольчик”, “Бегаем-шагаем (с бубном)” , “Марш с движениями”, “Шагаем-прыгаем”
Игровое упражнение “сели-встали”, “Догонялки” (под музыку), “Поезд”, “Заиньки”, “Флажок”
Учебно – тематический план коррекционно-развивающей работы по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”
№
Направление коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
1.
Развитие игровой деятельности
Игры-ситуации «Покажи игрушку», «Дай мне игрушку»
Предметная игра с элементами сюжета:
“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”, Идем в гости”
Дидактические игры:”Чудесный мешочек”, “Возьми, что назову”,
Игры-ситуации «Покажи игрушку», «Дай мне игрушку»
Предметная игра с элементами сюжета:
“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”,”Пожалей, погладь киску”
Предметная игра с элементами сюжета:
“Уложи куклу спать”,”Покачаем мишку”, “Напои куклу чаем”, “Покорми птичку горошком” “Катаемся на машине”, “Везем кубики на стройку”,”Пожалей, погладь киску”
2.
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми
3
Формирование образа Я идентификация себя по половой принадлежности
№
Направление коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
1.
Работа
по формированию предпосылок УУД
Беседы на темы: «Что мы умеем – чему мы научимся».
Выставки достижений детей.
Оформление детских портфолио успеха,
альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю – не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя».
Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием.
Похвала, поддержка.
Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка).
Психогимнастика.
Ролевые игры.
Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)», «Школа Дружбы».
Беседы о реальных и возможных достижениях детей.
Игры: «Я умею» «Отгадай, кто какой», «Мое будущее»,
«Если бы я был звездой».
Рисование на темы:
«Рисуем имя», «Мой смешной портрет»,
«Ладошка достижений»,
«Цветок качеств».
Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею».
Психогимнастика.
Работа по сказке –метафоре «Огонек».
Игры с песком. Лепка.
Игры: «Давай поговорим», «Волшебные очки», «Путешествие по картине».
Использование пословиц и поговорок
(чтение и беседы, заучивание).
Игры: «Договори предложение»,
«На кого я похож».
Игровой массаж «Что? Где?».
Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).
Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух).
Интонационное выделение.
Игра: «Попроси игрушку».
2.
Нарушение нравственных норм и правил поведения
Оформление уголка «Наши добрые дела».
Чтение литературных произведений, беседы на этические темы .
Игра: «Приглашение в гости»
Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки– шепталки– молчалки».
Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с.
Игры: «Вежливый ручеек»,
«Волшебная палочка – добрых слов выручалочка».
Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо – плохо». Обсуждение фрагментов мультфильмов, сказок.
Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить».
Игры: «Круг добра»,
«Кто подарил добрые лова», «Колечко дружелюбия».
Упражнение «Мусорное ведро».
Решение и обыгрывание проблемных ситуаций.
Упражнение «Встань на его (ее) место».
Игры: «Если да – похлопай, если нет – потопай»,
«Догадайся, кто пришел?».
Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры:
«Поздоровайся по-разному»,
«Поблагодари по-разному».
Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно»
Продолжи рассказ по картинкам.
3.
Коммуникативное. Трудности во взаимодействии с взрослыми
Создание ситуации успеха.
Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов.
Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др Обучение умению работать по алгоритму.
Введение правила- схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных).
Игры: «Повтори задание», «Скажи по-другому».
Работа с инструментами (символами) по УМК «Предшкола нового поколения.).
Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?».
Использование невербальных рефлексивных методик.
Проигрывание проблемных ситуаций.
Игры: «Ласковые лапки», «Повтори за мной», «Волшебные очки». Игры и театрализация сказок (с диалогами).
Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому».
Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).
Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один.
Игры: «Интервью», «Давай поговорим», «Устройся на работу». Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин».
Работа в паре со взрослым.
Игры: «Я слово, ты мне слово», «Исправь ошибку», «Составь предложение или Перевертыши».
Включение ребенка в деятельность.
Диалоги по лексическим темам.
Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.
4.
Трудности во взаимодействии со сверстниками
Трудовые поручения в парах (тройках, команде).
Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара»
Ролевые игры.
Работа в парах на содержании УМК «Предшкола нового поколения.
Организация работы в парах, небольших группах.
Игры «Мы – конструкторы», «Повторялки», «Комплименты другу»
Игры и хороводы с диалогами.
Игры на обогащение словаря.
Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею».
Работа в парах.
Игры «Зеркало», «Скульпторы», «Сиамские близнецы».
Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково», «Молчок», «Я люблю тебя за то.
Организация взаимопроверки выполнен?