Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой чтения.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа коррекционно – развивающей работы.
Ф. И. ребенка:
Срок реализации: 2015-2016 уч.год.
Направление
Задачи
Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие внимания
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
– «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
– «Найди отличия»,
– «Что неправильно?»,
– «Что задумал художник?»,
– «Что недорисовано?»
– «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
– «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
– «Найди пару», «Найди такой же».
– «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
– «Копирование образца»,
– «Найди такой же предмет»,
– «Рисую палочки»,
– «Расставь значки»
Развитие восприятия
1) развивать восприятие геометрических фигур
2) развивать точность восприятия
3) развивать цветоразличение
4) развивать восприятие длительности временного интервала
5) развивать представление о частях суток
6) развивать представления о временах года
7) развивать пространственные представления
8) развивать наблюдательность
– «Назови фигуру»,
– «Геометрическое лото»,
– «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
– «Танграм»,
– «Закрой фигуры»,
– «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
– «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
– «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
– «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
– «Дорисуй фигуры»,
– «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
– «Радужный хоровод»,
– «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
– «Цветное лото»,
– «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
– «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
– «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
– «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
– Беседа по картинкам (части суток),
– «Разложи картинки»,
– «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
– «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
– Отгадывание загадок о временах года
– Заучивание стихотворений,
– Беседа о временах года,
– «Назови время года т.д.»,
– «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»
»
– «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
– «Кто больше назовёт?»,
– «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»
Развитие мышления
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
– «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
– «Четвёртый лишний»,
– «Найди отличия».
– «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
– «Как это можно использовать?»,
– «Говори наоборот»,
– «Бывает – не бывает»,
– Загадывание загадок.
Развитие памяти
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
– «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
– «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),
– «Я – фотоаппарат».
– «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
– «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
– «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Развитие воображения и творческих способностей
1) развивать воображение и творческие способности
– «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
– «Дорисуй»,
– «Рисование по точкам»,
– «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
– «Что будет, если …»
Источник
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы – установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
– снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
– развивать познавательную активность;
– развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
– развивать общую и мелкую моторику рук;
– развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=”eliadunit”>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий – 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно – развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр диагностики и консультирования «РОСТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦДиК «Рост»
______________________ А.Б.Гришанкова
«____»_________________20 ____ г.
Принята на научно-методическом совете ЦДиК «Рост»
«____»_________________20 ____ г.
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий
«Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения: 18/36 (часов)
Автор-составитель:
Иванникова Ольга Анатольевна
учитель – дефектолог
Москва, 2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, дети с задержкой психического развития (ЗПР) занимают особое место. Оказание современной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, на всех возрастных этапах их индивидуального развития, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Основными условиями и факторами, способствующими продвижению как психического, так и интеллектуального развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними, что нацеливает нас на активную психолого – педагогическую помощь.
Теоретической основой программы являются программы, разработанные С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Г.М. Капустина «Формирование элементарных математических представлений» и т.д. Также программа опирается на формирование сенсорных эталонов, за основу взята программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Характеристика детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и тонкой моторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо-моторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Память отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
Методическое обеспечение программы
Цель программы – формирование познавательной сферы (развитие и коррекция высших психических функций, игровой и продуктивной деятельности) и подготовка к овладению умениями и навыками учебной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
- создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
- стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности (познавательной, игровой и продуктивной);
- профилактика вторичных отклонений в развитии и трудности в обучении.
Принципы:
- Учет возрастных и типологических особенностей детей.
- Развивающего обучения – формирование «зоны ближайшего развития».
- Единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Коррекции и компенсации
- Всестороннее развитие личности.
- Индивидуального подхода.
- Сознательности и активности.
- Систематичности.
- Наглядности.
- Научности и доступности.
Основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы
Коррекционные задачи:
– развитие мелкой моторики;
– развитие ощущений.
– развитие и коррекция восприятия.
– развитие и коррекция внимания.
– развитие и коррекция памяти.
– развитие и коррекция мышления.
– развитие воображения.
Оздоровительные задачи:
– развитие координации движений и формирование правильной осанки;
– формирование основных видов движений;
– развитие ориентировки в пространстве.
Воспитательные и обучающие задачи:
– повышение уровня мотивации обучения.
– формирование грамматически правильной связной речи;
– формирование математических представлений;
– формирование высокого уровня произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
(работа по направлениям включаются на каждом занятие)
Развитие:
- общей и мелкой моторики;
- кратковременной и долговременной памяти;
- зрительно-моторной памяти (обязателен образец);
- вербально-моторной памяти (работа по словесной инструкции);
- зрительной памяти;
- слуховой памяти;
- моторной памяти;
- ассоциативной памяти.
- слухового внимания;
- зрительного внимания;
- произвольного и непроизвольного внимания;
- устойчивости внимания;
- переключаемости внимания;
- объема внимания;
- концентрации внимания;
- распределения внимания.
- зрительного восприятия;
- слухового восприятия;
- кинестетического восприятия;
- наблюдательности.
- зрительных представлений;
- слуховых представлений;
- пространственных представлений;
- временных представлений;
- осязательных ощущений.
- наглядно-действенного мышления;
- наглядно-образного мышления;
- элементов логического мышления;
- функции анализа и синтеза;
- функции сравнения;
- функции классифицирования;
- причинно-следственных связей и отношений;
- наглядно-образного мышления;
- игровой деятельности;
- конструктивной деятельности;
- продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).
Основные разделы программы:
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- Развитие элементарных математических представлений;
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, формирует знания и представления о предметах и явлениях окружающей жизни, способствует расширению кругозора, выработка умения осмысленно запоминать и точно воспроизводить материал.
Развитие элементарных математических представлений направлено на ориентировку в цвете, форме и величине предметов, способствует формированию умения сравнивать предметные совокупности, осваивать представления о числе и количестве от 0 до 10
*объем материала зависит от возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.
**количество занятий может, меняться в зависимости от усвоения ребенком материала.
Срок реализации: программы «Учимся, играя» – 1 год, 18 занятий (1час на тему)/ 36 занятий (2 часа на тему).
Возраст детей: физический возраст детей 4 – 5 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю интегрированное занятие
Форма обучения: для детей – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (игровой сеанс).
Учебно-тематический план
1.Ознакомление с окружающим миром и развития речи
Лексическая тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 18/36 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Времена года. Лето. Осень. Зима. Весна. | 1, 2, 3,4 | 15 мин 1 (2) в неделю | 4 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Фрукты | 5 | – | 12 | – | |
Овощи. | 6 | – | 12 | – | |
Домашние животные в деревне. Их детеныши. | 7 | – | 12 | – | |
Домашние птицы. | 8 | – | 12 | – | |
Дикие животные. | 9 | – | 12 | – | |
Животные в зоопарке. | 10 | – | 12 | – | |
Игрушки. | 11 | – | 12 | – | |
Я-ребенок! Части тела. Личная гигиена. Режим дня. | 12 | – | 12 | – | |
Одежда. Обувь. Головные уборы. | 13 | – | 12 | – | |
Семья. | 14 | – | 12 | – | |
Посуда. | 15 | – | 12 | – | |
Мебель. | 16 | – | 12 | – | |
Насекомые. | 17 | – | 12 | – | |
Транспорт. | 18 | 12 | – |
2.Развитие элементарных математических представлений
Тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 1/2 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Классификация по цвету | 1 | 15 мин 1 (2) в неделю | 1 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Форма, как основной признак предмета. Круг, квадрат. Классификация по форме. | 2 | – | 1 | – | |
Форма предметов: квадрат треугольник. Классификация по форме. | 3 | – | 1 | – | |
Форма предметов: круг, овал Классификация по форме. | 4 | – | 1 | – | |
Один-много. Столько же | 5 | – | 1 | – | |
Одинаковый, такой же. Большой – маленький. Размер (одинаковые и разные). | 6 | – | 1 | – | |
Число и цифра 1. Количественный счет в пределах 1. | 7 | – | 1 | – | |
Высокий – низкий | 8 | – | 1 | – | |
Цвет предметов (оттеночный): белый | 9 | – | 1 | – | |
Спереди, сзади. | 10 | – | 1 | – | |
Форма предметов: овал | 11 | – | 1 | – | |
Число и цифра 2. Количественный счет в пределах 2. | 12 | – | 1 | – | |
Выше, ниже, высокий, низкий. | 13 | – | 1 | — | |
Форма предметов: прямоугольник. Длинный-короткий | 14 | – | 1 | – | |
Число и цифра 3. Количественный счет в пределах 3. Длинный-короткий, длиннее, короче. | 15 | – | 1 | – | |
Форма предметов (обобщающие занятие). Сравнение предметов по величине. | 16 | – | 1 | – | |
Число и цифра 4. Количественный счет в пределах 4. Широкий-узкий | 17 | – | 1 | – | |
Цифра 5. Количественный счет в пределах 5. Сравнение по кол-ву. Отеночные цвета | 18 | – | 1 | – |
Содержание программы смотреть в приложении.
Предполагаемый результат к концу года
Дети должны научиться:
- выделять и называть предмет, отдельные его части, свойства, функции, выделять существенные признаки данного предмета или явления;
- сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия;
- объединять и разделять по существенным признакам на группы предметы (объекты), называть их;
- устанавливать прямую зависимость между объектами и явлениями на непосредственном их восприятии;
- проводить прямые прерывные и непрерывные линии, ориентироваться на листе бумаги;
- штриховать простые предметы в разном направлении, обводить предметы по контору;
- выполнять задания по образцу, схеме и речевой инструкции;
- называть свое имя, фамилию, возраст, имена родных;
- показывать и называть основные части тела и лица;
- выделять по обобщающему слову предметы, объекты и явления;
- знать, что делает человек данной профессии;
- определять по изображениям времена года;
- использовать накопленный опыт в общение с людьми и предметами окружающего мира;
- включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль, подчиняясь сюжету игры;
- вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;
- называть и кратко пересказывать знакомые сказки;
- сравнивать множества по количеству, осуществлять группировку предметов по количеству;
- называть основные геометрические формы;
- осуществлять прямой и обратный счет в пределах 10;
- соотносить число и цифру в пределах 10;
- пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках;
- осуществлять группировку предметов по количеству признаков по образцу
Формы подведения итогов
В начале, середине и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня развития ребенка по методикам Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Н.Л. Белопольской для выявления динамики. Диагностика проводится в форме беседы, игры с ребенком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2011. – 144 с.
- Капустина Г.М. Формирование элементарных математических представлений.
- Касицына М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 128 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 104 с. (Практическая логопедия)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 128 с. (Практическая логопедия)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. (Практическая логопедия)
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 144 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 160 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
- Методическое пособие «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008.
- Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.
- Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 2/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.
- Развитие связной речи. Фронтальное логопедическое занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.– М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64с.
- Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди»,«Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Зимовье зверей». – М.: Издательство «Фламинго».
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
- Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации. – Смоленск.: Изд. «Ассоциация XXI век», 2000. – 32 с.: ил.
Источник