Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №115» г. Курска
305047, г. Курск, ул. Заводская, 53 –а. Тел. (4712) 35-82-74
ИНН – 4630019311; ОКПО – 11095920; ОГРН – 1034637016545; КПП – 463201001
www.mdou115kursk@yandex.ru
Утверждено заведующим МБДОУ
«Центр развития ребёнка–
детский сад №115»
«____»_________20__ г.
___________________ В. А. Головачева
Учитель-логопед: Чернова Юлия Евгеньевна.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ
И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
ФИО ребенка: Калинина Анна Сергеевна
Дата рождения:12.09.2016.
Программа составлена на материале:
Заключение специалиста: ЗРР
Заключение междисциплинарной команды специалистов:Несоответствие уровня психического и речевого развития ребенка принятым возрастным нормам.
Количество занятий по реализации программы: 10
Режим занятий: четверг, 15.00-16.30
Дата окончания занятий:23.01.2020
Цель программы:
- Активация у ребенка познавательной и речевой деятельности, направленной на ознакомление с окружающим миром.
- Научить родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми.
Задачи программы:
- Выявить уровень актуального развития и «зоны ближайшего развития» ребенка;
- Определить пути коррекции нарушений в развитии ребенка;
- Подобрать приемы и методы для достижения целей программы;
- Провести комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию речевой и познавательной активности ребенка;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка: обучение приемам игрового массажа кистей рук, формирование умений организации совместной игровой деятельности, адекватной уровню развития ребенка.
- Характеристика основных областей развития ребенка
- Физическое развитие, навыки гигиены и самообслуживания.
Физическое развитие соответствует паспортному возрасту, Внешний вид неопрятный. Общие двигательные и мелкомоторные навыки неловки, походка не изменена, пальцевый захват предметов неуверенный, ведущая рука правая.
Гигиенические навыки и навыки самообслуживания в стадии формирования.
- Эмоционально-волевая сфера.
Зрительный контакт – неустойчив, взаимодействие не активно. Не всегда реагирует на имя. Поведение и самостоятельная деятельность хаотичны. Резкие смены настроения, проявляются признаки агрессии к другим детям (со слов мамы).
Интерес к заданиям проявляет не всегда. Ранее изученные действия повторяет неуверенно, перенос полученных навыков неустойчивый.
- Познавательная деятельность.
Внимание неустойчиво, память непроизвольная, Проявляет интерес к заданиям игрового характера, но быстро переключается и утомляется, инструкции выполняет избирательно.
- Речевая деятельность и языковые средства.
Обращенную речь понимает. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными словами.
Заключение учителя-логопеда: ЗРР (Несоответствие уровня развития речи ребенка принятым возрастным нормам)
- Содержание программы, план занятий
Этапы реализации программы:
1 этап (подготовительный, консультативный) – изучение индивидуальных особенностей ребенка, системы его воспитания и социального окружения (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), планирование коррекционной работы.
2 этап (коррекционный) – проведение индивидуальных занятий (10 занятий: 5 занятий по познавательному развитию, 5 занятий направленных на обогащение пассивного и активного словаря)
3 этап (итоговый, консультативный) – анализ результатов работы.
Структура занятия:
- Приветствие;
- Повышение активности ребенка в процессе общения со взрослым
- Прощание
Цель занятий: формировнть доверительное отношение к педагогу; формировать познавательно-коммуникативные и игровые навыки, формировать навыки речевого общения.
Занятие 1.
Задачи:
– формировать доверительное отношение к педагогу;
– формировать правила поведения на занятии.
Занятие 2.
Задачи: формировать у ребенка восприятие величны предмета
Приветствие
Игра матрешка (игра на развитие восприятии величины предмета)
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «большой – маленькие» (на картинном материале).
Занятие 3.
Задачи: закреплять знания о величине предмета, учить основные цвета.
Приветствие.
Игра пирамидка
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «Радуга» (изучение цвета)
Занятие 4.
Задачи: продолжать учить основные цвета, развивать мелкую моторику, формировать представления о форме предмета.
Приветствие
Упражнение цветные гномики
Игра с шариками су-джок.
Динамическая пауза (гроза)
Игра цветные вкладыши.
Занятие 5.
Задачи: закрепление материала
Оборудование: Матрешка, пирамидка, картинный материал, цветные кубики, цветные деревянные гномики, форма с прорезями и цветные вкладыши.
Занятие 6
Задачи: учить названия животных и их детенышей, закреплять понятия большой, меньше, маленький.
Игра «Кто как голос подает»
Игра «Найди маму»
Самомассаж шариками и колечками Су-джок.
Упражнение большой – маленький (Пирамидка, матрешка)
Занятие 7.
Задачи:учить названия частей тела животных и человека, формировать понятия один, два, много.
Приветствие
Упражнение покажи часть тела (на кукле, на себе, на фигурках жиаотных)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Игра «Один, два, много» (цветные камешки, кубики, крупные бусины)
Занятие 8.
Задачи:уточнять значение предлогов в, на, под, за, над, перед.
Приветствие
Игра с игрушечными животными «Найди местечко» (посади в машину, за…, на… и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Упражнение что (кто) где? (сюжетная картинка)
Занятие 9.
Задачи:формировать простейшие навыки речевого общения.
Упражнения на выполнение инструкций, озвучивание простых просьб (иди, дай, на и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
«Кто что делает» (Новикова-Иванцова «от слова к фразе»)
Занятие 10.
Задачи:закрепление материала, ознакомление родителей с рекомендациями по дальнейшему развитию ребенка.
Приветствие
Оборудование:Настольная игра «Заплатки», игра «чей малыш», пирамидка, матрешка, цветные гномики, кубики-пазлы 4 части (животные).
- Работа с родителями
Рекомендуемая литература:
1. .Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит / М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 4. – С. 44-53.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)
3. Павлова JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 163 с.
4. Венгер А.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989г.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994 г.
6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997г.
7. Смирнова Е., Гударева О. Современные дети: особенности игры и психического развития. Дошкольное воспитание №10;3 2004г.
- Ожидаемые результаты реализации Программы
По окончании данного курса ожидается, что ребенок:
- будет соблюдать адекватное поведение на занятиях,
- будет соблюдать ритуалы встречи и прощания,
- будет воспринимать устные инструкции и сообщения при общении;
- проявит интерес к совместным игровым действиям;
- научится производить выбор, сортировку предмета по заданному признаку;
- овладеет элементарными навыками речевого взаимодействия.
С программой ознакомлены:
«____»_______________20___г.
____________(_____________)
Источник
Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки. Ведущими навыками в развитии на данном этапе является зрительные и слуховые ориентировочные реакции.
1.выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3раза в день по 2часа).
2.Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты (индивидуально).
3.В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица,рук, пальцев рук и ног.
Массаж рук. Ручки лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу. Скрещивание рук на груди – очень плавно.
Массаж ног. Правую ножку ребенка придерживаем правой рукой, левую – левой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку. Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности. Толкание ножками. Повороты со спины на живот, влево, вправо. Повороты с живота на спину.
Массаж спины: позвоночника, «парение» над столом. Поднимании е головы из положения лежа на спине.
Массаж стоп.
Социальное развитие.
С целью формирования у ребенка потребности в общении:
1.вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого. Использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.
2.Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.
3.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.
4.Формировать (к 3м месяцам) «комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.
Игра: «Вари кашу круту»
Цель: Развитие у малыша умения фиксировать лицо взрослого и улыбаться в ответ на эмоциональное обращение к нему.
Возьмите малыша на руки в позу, называемую «под грудью», нежно поглаживайте ему ручки, ножки, проведите пальчиком по щечкам и шейке, улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки. Перед кормлением и во время кормления ласково приговаривайте:
Гу-ту-ту,гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
Ю.А.Разенкова
Игра: «Одеваем малыша»
Цель: Развитие у малыша умения фиксировать лицо взрослого и улыбаться в ответ на эмоциональное обращение к нему.
После купания, вытирая и одевая малыша, приговаривая:
На перинку,на простынку,
Не на край-на серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!
Ю.А.Разенкова
Игра: «вместе с птицами пою»
Цель: установление и поддерживание доверительных отношений с ребенком.
Ход занятия: Положить ребенка на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе, говорите:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
– с добрым утром!
– С ясным днем!
– вот как славно мы поем!
Положите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад, мягко и на певно.
С.Н.Теплюк.
Совершенствование восприятия
1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой (10-15 дней) плавное слежение за движущейся игрушкой (1месяц), следить за передвигающимся вокруг манежа (к 3м месяцам).
2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20дням), длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца).
3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайщего окружения.
4.Вызывать у ребенка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление).
Игра: «Кто у нас хороший»
Цель: стимулирование первой мимолетной улыбки.
Одну свою руку подложите под шею и головку малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, которая называется « на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Деточка (… )хорошая!
Деточка (…) пригожая
Ю.А.Разенкова
Игра: «Еду-Еду»
Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение
Ход: Возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте его опускайте:
Еду-еду
К бабе ,к деду
На лошадке,в красной шапке,
По ровной дорожке,на одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг…в ямку,Бух!
Ю.А.Разенкова
Игра: « Где мама?»
Цель: развитие длительного сосредоточения.
Ход: Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык,надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка, обхватите ее за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом и ласкать его. Убедитесь, что он смотрит на вас, наклоняйте голову в право и влево, напевая какую нибудь песенку. Эта игра научит ребенка длительно следить за вашим лицом.
С.Н.Теплюк
Развитие речи
Игра: « С губками ребенка»
Цель: Стимулирование у малыша звуковой активности
Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что ни – будь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: опускайте нижнюю губу, поднимайте верхнюю к носику (2-3раза). Поглаживая губы ребенка, округлите их, пропойте «О-о-о», соберите губки в трубочку и пропойте: «У-у-у», опустите нижнюю челюсть ребенка, скажите «А-а-а». Если в ходе веселой этой игры у малыша возникнет желание «поговорить» с вами, поддерживайте его инициативу, вступив с ним в перекличку.
Ю.А.Разенкова
Игра: »Поглаживание»
Цель: Следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.
Ход: Вам понадобиться комочек цветной ваты. Возьмите пуховку и покажите ее ребенку. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.
Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.
Да,да,да я пою,
Детке песенку свою!!!
С.Н.Теплюк
Развитие движения
Игра: Лицом в низ»
Цель: стимулирование и развитие двигательной активности.
Ход: Малыш находиться на руках взрослого «на весу», лицом в низ: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте ребенка лицом в низ, удерживая его в воздухе и приговаривая:
Раз,два,три,четыре,пять!
Катилась торба,с высокого горба.
В той торбе
Хлеб,соль,пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Положите малыша на кровать, а затем вновь повторите это упражнение (2-3раза), пока малыш не устанет.
Ю.А.Разенкова
Игра: »Клубочек»
Цель: Тренировка приподнимания и кратковременного удерживания головы в положении «на спине».
Руки ребенка скрещивают на груди или вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и подводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимает голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:
Ой,качь,качь,качь.
Привезет отец калач,
Дочке-саечку,
Сынку-балалаечку!
Ой,качь,качь,качь,
Привезет отец калач!!!
Ю.А.Разенкова
Игра: «На мяче»
Цель: Тренировка приподнимания и кратковременного удерживания головы в положении «на животе ».
Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки малыша в области кистей. При этом ребенка аккуратно раскачивают вперед-назад.
Ю.А.Разенкова
Развитие действий с предметами
Игра:»Натолкнись на игрушку»
Цель: активизация хватательного рефлекса
Положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка, прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.
Ю.А.Разенкова
Игра: «Мамин пальчик»
Цель: активизация хватательного рефлекса
Погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Малышу будет веселее, если вы споете ему песенку, выполняя это упражнение:
Гуля,гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Ю.А.Разенкова
Музыкальное воспитание
1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, поющего взрослого.
2.способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление).
Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана.
Прослушивание русских народных мелодий.
Прослушивание колыбельных песен.
Прослушивание мелодии «Звуки природы»
Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.
Источник
Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания
на ребенка от 0 до 3 месяцев.
Подготовила:
Воспитатель второй квалификационной категории
Антоненко Мария Федоровна.
Город Урай.
2014 год.
Индивидуальная программа воспитания.
Дата рождения:
Дата поступления:
Анамнез:
Диагноз основной:
Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.
Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно – исследовательская активность).
Условия воспитания:
Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к воспитанию и обучению
Выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).
Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)
В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.
Массаж рук.
Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.
Скрещивание рук на груди: очень плавно.
Массаж ног.
Правую ножку ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку
Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.
Толкание ножками.
Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.
Массаж спины, позвоночника, « парение» над столом.
Поднимание головы из положения: лежа на спине.
Массаж стоп.
Социально-эмоциональное развитие.
Дидактические задачи.
С целью формирования у ребенка потребности в общении:
1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.
2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.
3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.
4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.
Игра: «Носик к носику»
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.
Упражнение: «Я на солнышке лежу…».
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:
Я на солнышке лежу,
Все лежу и лежу
И на маму не гляжу….
Повторите это упражнение несколько раз.
Игра: «Еду – еду».
Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.
Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг….в ямку
Бух!
При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.
Совершенствование восприятия.
Дидактические задачи.
1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).
2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)
3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.
4.Вызывать у ребенка « комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)
Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»
Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.
Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:
Ой, люли – люлюшеньки,
Баиньки – баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.
Игра с фонариком.
Цель: следить взглядом за движущимся предметом.
Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.
Едет, едет солнце И щенка и петуха
В золотой карете И козу с рогами
Видит, видит солнце И как Леночка лежит,
Сверху все на свете Машет кулачками.
Игра: «Рассматривание султанчиков».
Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.
Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.
Игра: «Колокольчик».
Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.
Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.
Дили – динь, дили – дон,
Ах, откуда этот звон?
Били – бим, били – бом,
Мы его сейчас найдем!
Перемещайте колокольчик вправо – влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка. Впоследствии колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).
Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.
Развитие речи.
Дидактические задачи.
1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;
2. Вызывать первые гортанные звуки.
Игра: «Вместе с солнышком встаю».
Цель: прислушиваться к ласковому обращению взрослого.
Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
– С добрым утром!
– С ясным днем! –
Вот так славно мы поём!
(Е. Благинина).
Игра: «Агу – агу»
Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.
Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:
Агу – агу, смотреть могу,
Дышать могу, агу – агу,
Сказать могу, пропеть могу,
Агу – агу, агу – агу!
(Сл. и муз. М. Лазарева).
Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».
Цель: вызывать произношение первых звуков.
Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит
звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.
Развитие движений.
Дидактические задачи.
1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у взрослого (в вертикальном положении).
2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.
3.Развивать кисть руки (хватательные движения).
4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.
5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)
Игра – упражнение: «По улице мостовой».
Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.
Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.
По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой,
За холодной, ключевой.
Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.
Упражнение: «Подъем головы»
Цель: удерживать голову при укладывании на живот.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из – под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.
Упражнение: « Клубочек»
Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».
Ход: руки ребенка скрещивают на груди или вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:
Ой, качь, качь, качь,
Привезет отец калач,
Дочке – саечку,
Сыну – балалаечку!
Упражнение: «Рыбка».
Цель: тренировка поднимания и длительного удерживания головы в положении « на животе».
Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте малышу пестушку:
Сети тяну, рыбу ловлю
В кошель кладу, домой несу:
Щурки и щучки, плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Упражнение: «На мяче».
Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»
Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.
(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).
Упражнение: «Топы – топы по лавочке».
Цель: тренировка упора ног.
Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:
Три – та – та, три – та – та,
Вышла кошка за кота:
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Развитие действий с предметами.
Дидактические задачи.
1.Способствовать появлению попыток ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.
2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).
Игра: «Поглаживание пальчиков».
Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.
Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать
Этот пальчик – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише не шумите,
Пальчики вы не будите.
Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»
Цель: стимулирование раскрытия кулачка.
Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Игра: «Мамин пальчик».
Цель: активизация хватательного рефлекса.
Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:
Гуля, гуля – голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Игра: «Натолкнись на игрушку»
Цель: активизация хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.
Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.
Музыкальное воспитание.
Дидактические задачи.
1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)
2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)
Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.
Прослушивание русских народных мелодий.
Прослушивание колыбельных песен.
Прослушивание мелодий «Звуки природы»
Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.
Литература:
- Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.
Айрис-Пресс 2004.
- Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
- Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
- Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
- Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
- Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
- 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
- Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.
Источник