Индивидуальная программ и развития ребенка с уо

Индивидуальная программ и развития ребенка с уо thumbnail

Московский институт образования.

Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года.

Составила

Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года

Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.

Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.

Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.

Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.

Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.

Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.

Линии развития

Основные линии развития

ЗАР

ЗБР

Ниже ЗБР

Социальное

Представление о себе

+

Представление о других

+

Представление об окружающем мире

+

Физическое

Общая моторика

+

Мелкая моторика

+

Согласованность действий обеих рук

+

Познавательное

Внимание

+

Память

+

Восприятие

+

Мышление

+

Количественные представления

+

Ознакомление с окружающим миром

+

Развитие речи

+

Деятельность

Игровая

+

Продуктивные виды д-ти

+

Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.

+

Индивидуальная программа:

1. Условия воспитания:

  1. Здоровье: – Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый – для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.

  2. В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.

  1. Навыки самообслуживания

и культурно-гигиенические навыки.

Учить Лену действовать самостоятельно в быту:

  1. Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.

  2. Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.

  3. Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;

  4. Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  5. Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

  6. учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.

  7. Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.

  8. Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;

3. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.

Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.

Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т.п.

Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.

Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.

Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.

    1. Физическое развитие и физическое воспитание

  • развивать движения рук;

  • совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);

– учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.

Читайте также:  Выготский игра и ее роль в психическом развитии ребенка конспект

– учить ходить на пятках, носочках.

  • учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в “ворота”;

  • учить прокатывать мяч по полу в «ворота».

  • учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;

  • чередовать хождение на пятках и носках

  • учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;

  • бросать мячи в цель двумя руками;

  • ловить мячи разного размера;

  • учить прыгать на одной, двух ногах;

5. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.

– Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.

– учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

– учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.

учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н

-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.

учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

– учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.

– учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.

Счетные операции:

– учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;

– учить использовать при счете приемы наложения и приложения,

– продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;

Формирование наглядно-образного мышления

и элементов логического мышления:

  • учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);

  • игры «съедобное – несъедобное», «плывет – не плывет».

  • Игры «что сначала, что потом».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.

Развитие речи.

– повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые – мягкие.

-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)

-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).

  • учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;

  • при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов

  • обогащать словарный запас

  • учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»

  • учить изменять существительные по падежам.

  • Распространять словарь признаков, действий.

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

  • Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?

– Учить составлять простое предложение по картинке.

6. Продуктивные виды деятельности:

Рисование

  • Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».

  • Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.

  • Рисовать фломастерами, карандашами,

  • Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Аппликация

  • создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».

  • Учить приклеивать разные формы, чередуя их .

  • Учить резать ножницами

Лепка

  • лепить предметы круглой формы

  • прямые движения палочка, столбик

  • Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Конструирование

  • учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.

– учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;

7. Трудовое воспитание.

– продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.

– учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.

Источник

ПРОЕКТ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ножовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2016 – 2017 учебный год

СОГЛАСОВАНА

заявлением родителей учащегося

от ______________ рег. № _____

с. Ножовка

2016

Структура специальной индивидуальной программы развития

(СИПР)

1. Пояснительная записка _____________________________________________

2. Индивидуальные сведения о ребёнке __________________________________

3. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________

4. Индивидуальный учебный план _______________________________________

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ___________________

6. Содержание образования:

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий ______________

6.2. Содержание внеурочной деятельности _______________________________

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ________________________

8. Программа сотрудничества с семьёй ___________________________________

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов __

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ____________________

11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР________________

  1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработанана основе программы «Особый ребёнок» для обучения детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в соответствии с ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4-й вариант) и нацелена наобучения ребенка на дому.

Читайте также:  Здоровье и физическое развитие ребенка презентация

Нормативными правовыми документами для разработки СИПР являются:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)», зарегистрированный в Минюсте России 03.02.2015 № 35850;

– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированное в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;

– Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (ред. И. М. Бгажноковой, 2010).

Целью реализации СИПР являетсяобретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяютему достигать максимально возможной самостоятельности в решенииповседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизньобщества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширенияжизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных длянего пределах.

Общим результатом образования обучающегосяявляется набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим ифизическим возможностям при помощи окружающих решать задачи,направленные на нормализацию его жизни.

По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализарезультатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненныхкомпетенций.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

2. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребёнка ______________Екатерина _______________________________

Возраст ребёнка ____________12 лет___________________________________

Место жительства __________Пермский край, Частинский район, с. Бабка, …

ФИО матери ребёнка ________________________________________________

ФИО отца ребёнка _________________________________________________

Год обучения _______________четвертый______________________________

Уровень обучения __________________________________________________

Группа (особые потребности) __вторая_________________________________

3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

Екатерина обучается на дому с 2013 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа работает вахтовым способом, мама находится дома по уходу за Екатериной, ребёнком-инвалидом.Родители заинтересованы в развитии ребёнка. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. В селе проживают дедушка и бабушка по отцовской линии, которые часто навещают внучку. В гости приезжает старшая сестра и бабушка по материнской линии. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся в девочке.

По заключению ПМПК у Екатерины глубокая умственная отсталость, ДЦП, процесс общения затруднен из-за невозможности овладения средствами речи.Девочка самостоятельно не передвигается, сидит на коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет, взгляд на предмете фиксирует непостоянно, звук локализует непродолжительно.

Чаще Екатерина спокойна, на шум и разговор может реагировать вокализацией, иногда эмоционально с хаотическими движениями рук. Она воспринимает происходящее вокруг продолжительно наблюдая и посредством тактильных ощущений. Предметно-практическая деятельность несформирована.

Не определяется понимание ребёнком обращённой речи, на интонацию говорящего с ней иногда реагирует эмоционально: улыбается, смеётся, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Кате нравится, когда окружающие с ней взаимодействуют через тактильные прикосновения.

Девочка болеет редко, так как мать регулярно гуляет с ребёнком и проводит профилактические мероприятия.

Ребёнок относится ко 2 группе: во время приёма пищи, одевания и раздевания требуется полная помощь взрослого.

Приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка:

  1. Сенсорное развитие.

  2. Двигательное развитие.

4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год

Количество часов в неделю

Количество часов в год

учитель

родитель

учитель-логопед

педагог-психолог

Обязательная часть

Речь и альтернативная коммуникация

0,25

8,5

Математические представления

Окружающий природный мир

Человек

0,25

8,5

Домоводство

Окружающий социальный мир

Музыка и движение

1

34

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

1

34

Итого

2,5

85

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

учитель

родитель

учитель-логопед

педагог-психолог

Количество часов в год

Сенсорное развитие

1

34

Предметно-практические действия

0,5

17

Двигательное развитие

1

34

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Внеурочная деятельность

5

170

Итого

2,5

5

85

Максимальная нагрузка учащегося в неделю(при 5-дневной учебной неделе)

5

5

340

Продолжительность коррекционногозанятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25минут.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

12.00-12.55

12.55-13.25

13.35-14.05

14.05-15.00

Пн.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

Читайте также:  Программа воспитания и развития ребенка

уход (родители)

Вт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Ср.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Чт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Пт.

Завтрак

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Прогулка на воздухе

уход (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Учебные занятия

присмотр (родители)

Обед

уход (родители)

Гигиени-ческие процедуры

уход (родители)

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

одноразовые влажные салфетки, бумажные салфетки, индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка и паста, индивидуальный нагрудник.

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

на уровне уха (справа/слева)

на уровне плеча (справа/слева)

Кинестетическое восприятие

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)

адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами:

по температуре (холодный, тёплый, горячий)

по фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.)

по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)

адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

адекватная реакция на давление поверхности тела

Восприятие своего тела в статике и движении

адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

адекватная реакция на различные продукты:

по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный)

по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)

Восприятие запаха

адекватная реакция на запахи

Двигательное развитие

Удерживание головы в положении:

лёжа на спине

лёжа на животе

лёжа на боку (правом, левом)

сидя

Выполнение движений головой:

наклоны (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)

Повороты (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)

«круговые движения» (по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Выполнение движений руками:

вперёд

назад

вверх

в стороны

«круговые»

Выполнение движений пальцами рук:

сгибать фаланги пальцев

разгибать фаланги пальцев

сгибать пальцы в кулак

удерживать пальцы в кулаке

разгибать пальцы

Выполнение движений плечами:

вверх

вперёд

назад

«круговые»

Опора:

на предплечье

на кисти рук

Изменение позы в положении лёжа:

поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

6.2. Содержание внеурочной деятельности

Экскурсия в парк

<…>

7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Учитель, имеющий высшее образование по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед», прошедший курсы повышения квалификации «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» (2015, 108 часов).

8. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося

Индивидуальные беседы с родителями (1 раз в четверть)

    Организовать обмен информацией об обучающемся, ходе реализации СИПР и результатах её освоения во время каникул, болезни обучающегося, карантина и других случаях

    Ведение электронной переписки

    Организация личных встреч

      Организовать участие родителей в реализации внеурочной деятельности

      Контроль исполнения плана внеурочной деятельности

        Психологическая поддержка семьи

        Индивидуальные консультации с педагогом-психологом

        9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

        • Кресло-коляска

        • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами

        • Сенсорные панели

        • Набор аромобаночек

        • Образцы материалов, различных по фактуре, консистенции, температуре

        • Массажёр

        • Гимнастический мяч большого диаметра, коврик

        • Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, металлофон, барабан)

        10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

        Мониторингрезультатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

        Цель мониторинга – оценка уровня сформированности представлений, действий/операций

        Представление отсутствует

        незнание объекта

        2.

        Не выявить наличие представлений

        нп

        3.

        Представление на уровне

        3.1

        узнавание и использование по прямой подсказке (ситуативно)

        пп

        3.2

        узнавание и использованиепо косвенной подсказке (изображению)

        п

        3.3

        узнавание объекта, самостоятельное использование

        +

        Уровни освоения (выполнения) действий (операций)

        1.

        Пассивное участие (соучастие):

        действие не выполняет, но позволяет делать взрослому вместе с ним

        2.

        Активное участие:

        действие выполняется ребёнком

        2.1

        со значительной помощью

        дд

        2.2

        с частичной помощью

        д

        2.3

        по вербальной инструкции

        дви

        2.4

        по невербальной инструкции

        дни

        2.5

        по подражанию или образцу

        до

        2.6

        самостоятельно

        +

        11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР

        Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом; использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,

        речеподражательных реакций для выражения индивидуальных

        потребностей;

        <…>

        Источник