Индивидуальная программ и развития ребенка с уо
Московский институт образования.
Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года.
Составила
Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.
Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
Иванова Елена, 4,5 года
Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.
Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.
Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.
Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.
Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.
Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.
Линии развития
Основные линии развития
ЗАР
ЗБР
Ниже ЗБР
Социальное
Представление о себе
+
Представление о других
+
Представление об окружающем мире
+
Физическое
Общая моторика
+
Мелкая моторика
+
Согласованность действий обеих рук
+
Познавательное
Внимание
+
Память
+
Восприятие
+
Мышление
+
Количественные представления
+
Ознакомление с окружающим миром
+
Развитие речи
+
Деятельность
Игровая
+
Продуктивные виды д-ти
+
Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.
+
Индивидуальная программа:
1. Условия воспитания:
Здоровье: – Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый – для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.
В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.
Навыки самообслуживания
и культурно-гигиенические навыки.
Учить Лену действовать самостоятельно в быту:
Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.
Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.
Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;
Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;
учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.
Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.
Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;
3. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.
Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.
Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?”, Почему?” и т.п.
Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.
Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.
Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.
Физическое развитие и физическое воспитание
развивать движения рук;
совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);
– учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.
– учить ходить на пятках, носочках.
учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в “ворота”;
учить прокатывать мяч по полу в «ворота».
учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;
чередовать хождение на пятках и носках
учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;
бросать мячи в цель двумя руками;
ловить мячи разного размера;
учить прыгать на одной, двух ногах;
5. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.
– Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.
– учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);
– учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.
– учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н
-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.
– учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
– учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.
– учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.
Счетные операции:
– учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;
– учить использовать при счете приемы наложения и приложения,
– продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;
Формирование наглядно-образного мышления
и элементов логического мышления:
учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);
игры «съедобное – несъедобное», «плывет – не плывет».
Игры «что сначала, что потом».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.
Развитие речи.
– повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые – мягкие.
-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)
-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).
учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;
при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов
обогащать словарный запас
учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»
учить изменять существительные по падежам.
Распространять словарь признаков, действий.
учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.
Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?
– Учить составлять простое предложение по картинке.
6. Продуктивные виды деятельности:
Рисование
Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».
Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.
Рисовать фломастерами, карандашами,
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Аппликация
создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».
Учить приклеивать разные формы, чередуя их .
Учить резать ножницами
Лепка
лепить предметы круглой формы
прямые движения палочка, столбик
Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Конструирование
учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.
– учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;
7. Трудовое воспитание.
– продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.
– учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.
Источник
ПРОЕКТ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ножовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2016 – 2017 учебный год
СОГЛАСОВАНА
заявлением родителей учащегося
от ______________ рег. № _____
с. Ножовка
2016
Структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
1. Пояснительная записка _____________________________________________
2. Индивидуальные сведения о ребёнке __________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________
4. Индивидуальный учебный план _______________________________________
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ___________________
6. Содержание образования:
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий ______________
6.2. Содержание внеурочной деятельности _______________________________
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ________________________
8. Программа сотрудничества с семьёй ___________________________________
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов __
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ____________________
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР________________
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработанана основе программы «Особый ребёнок» для обучения детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в соответствии с ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4-й вариант) и нацелена наобучения ребенка на дому.
Нормативными правовыми документами для разработки СИПР являются:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)», зарегистрированный в Минюсте России 03.02.2015 № 35850;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированное в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;
– Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (ред. И. М. Бгажноковой, 2010).
Целью реализации СИПР являетсяобретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяютему достигать максимально возможной самостоятельности в решенииповседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизньобщества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширенияжизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных длянего пределах.
Общим результатом образования обучающегосяявляется набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим ифизическим возможностям при помощи окружающих решать задачи,направленные на нормализацию его жизни.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализарезультатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненныхкомпетенций.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
2. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребёнка ______________Екатерина _______________________________
Возраст ребёнка ____________12 лет___________________________________
Место жительства __________Пермский край, Частинский район, с. Бабка, …
ФИО матери ребёнка ________________________________________________
ФИО отца ребёнка _________________________________________________
Год обучения _______________четвертый______________________________
Уровень обучения __________________________________________________
Группа (особые потребности) __вторая_________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Екатерина обучается на дому с 2013 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа работает вахтовым способом, мама находится дома по уходу за Екатериной, ребёнком-инвалидом.Родители заинтересованы в развитии ребёнка. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. В селе проживают дедушка и бабушка по отцовской линии, которые часто навещают внучку. В гости приезжает старшая сестра и бабушка по материнской линии. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся в девочке.
По заключению ПМПК у Екатерины глубокая умственная отсталость, ДЦП, процесс общения затруднен из-за невозможности овладения средствами речи.Девочка самостоятельно не передвигается, сидит на коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет, взгляд на предмете фиксирует непостоянно, звук локализует непродолжительно.
Чаще Екатерина спокойна, на шум и разговор может реагировать вокализацией, иногда эмоционально с хаотическими движениями рук. Она воспринимает происходящее вокруг продолжительно наблюдая и посредством тактильных ощущений. Предметно-практическая деятельность несформирована.
Не определяется понимание ребёнком обращённой речи, на интонацию говорящего с ней иногда реагирует эмоционально: улыбается, смеётся, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Кате нравится, когда окружающие с ней взаимодействуют через тактильные прикосновения.
Девочка болеет редко, так как мать регулярно гуляет с ребёнком и проводит профилактические мероприятия.
Ребёнок относится ко 2 группе: во время приёма пищи, одевания и раздевания требуется полная помощь взрослого.
Приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка:
Сенсорное развитие.
Двигательное развитие.
4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю
Количество часов в год
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
0,25
8,5
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
0,25
8,5
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
1
34
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия
1
34
Итого
2,5
85
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Количество часов в год
Сенсорное развитие
1
34
Предметно-практические действия
0,5
17
Двигательное развитие
1
34
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Внеурочная деятельность
5
170
Итого
2,5
5
85
Максимальная нагрузка учащегося в неделю(при 5-дневной учебной неделе)
5
5
340
Продолжительность коррекционногозанятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25минут.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
12.00-12.55
12.55-13.25
13.35-14.05
14.05-15.00
Пн.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Вт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Ср.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Чт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Пт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
одноразовые влажные салфетки, бумажные салфетки, индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка и паста, индивидуальный нагрудник.
6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
на уровне уха (справа/слева)
на уровне плеча (справа/слева)
Кинестетическое восприятие
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)
адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами:
по температуре (холодный, тёплый, горячий)
по фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
адекватная реакция на давление поверхности тела
Восприятие своего тела в статике и движении
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
адекватная реакция на различные продукты:
по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
Восприятие запаха
адекватная реакция на запахи
Двигательное развитие
Удерживание головы в положении:
лёжа на спине
лёжа на животе
лёжа на боку (правом, левом)
сидя
Выполнение движений головой:
наклоны (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
Повороты (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
«круговые движения» (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Выполнение движений руками:
вперёд
назад
вверх
в стороны
«круговые»
Выполнение движений пальцами рук:
сгибать фаланги пальцев
разгибать фаланги пальцев
сгибать пальцы в кулак
удерживать пальцы в кулаке
разгибать пальцы
Выполнение движений плечами:
вверх
вперёд
назад
«круговые»
Опора:
на предплечье
на кисти рук
Изменение позы в положении лёжа:
поворот со спины на живот
поворот с живота на спину
6.2. Содержание внеурочной деятельности
Экскурсия в парк
<…>
7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Учитель, имеющий высшее образование по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед», прошедший курсы повышения квалификации «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» (2015, 108 часов).
8. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося
Индивидуальные беседы с родителями (1 раз в четверть)
Организовать обмен информацией об обучающемся, ходе реализации СИПР и результатах её освоения во время каникул, болезни обучающегося, карантина и других случаях
Ведение электронной переписки
Организация личных встреч
Организовать участие родителей в реализации внеурочной деятельности
Контроль исполнения плана внеурочной деятельности
Психологическая поддержка семьи
Индивидуальные консультации с педагогом-психологом
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Кресло-коляска
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
Сенсорные панели
Набор аромобаночек
Образцы материалов, различных по фактуре, консистенции, температуре
Массажёр
Гимнастический мяч большого диаметра, коврик
Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, металлофон, барабан)
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторингрезультатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Цель мониторинга – оценка уровня сформированности представлений, действий/операций
Представление отсутствует
незнание объекта
–
2.
Не выявить наличие представлений
нп
3.
Представление на уровне
3.1
узнавание и использование по прямой подсказке (ситуативно)
пп
3.2
узнавание и использованиепо косвенной подсказке (изображению)
п
3.3
узнавание объекта, самостоятельное использование
+
Уровни освоения (выполнения) действий (операций)
1.
Пассивное участие (соучастие):
действие не выполняет, но позволяет делать взрослому вместе с ним
–
2.
Активное участие:
действие выполняется ребёнком
2.1
со значительной помощью
дд
2.2
с частичной помощью
д
2.3
по вербальной инструкции
дви
2.4
по невербальной инструкции
дни
2.5
по подражанию или образцу
до
2.6
самостоятельно
+
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом; использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
<…>
Источник