Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с зпр

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

Ф. И. ребенка:  

Срок реализации: 2015-2016 уч.год.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

– «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

– «Найди отличия»,

– «Что неправильно?»,

– «Что задумал художник?»,

– «Что недорисовано?»

– «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

– «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

– «Найди пару», «Найди такой же».

– «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

– «Копирование образца»,

– «Найди такой же предмет»,

– «Рисую палочки»,

– «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

– «Назови фигуру»,

– «Геометрическое лото»,

– «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

– «Танграм»,

– «Закрой фигуры»,

– «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

– «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

– «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

– «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

– «Дорисуй фигуры»,

– «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

– «Радужный хоровод»,

– «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

– «Цветное лото»,

– «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

– «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

– «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

– «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

– Беседа по картинкам (части суток),

– «Разложи картинки»,

– «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

– «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

– Отгадывание загадок о временах года

– Заучивание стихотворений,

– Беседа о временах года,

– «Назови время года т.д.»,

– «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

– «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

– «Кто больше назовёт?»,

– «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

– «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

– «Четвёртый лишний»,

– «Найди отличия».

– «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

– «Как это можно использовать?»,

– «Говори наоборот»,

– «Бывает – не бывает»,

– Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

– «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

– «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

– «Я – фотоаппарат».

– «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

– «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

– «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

– «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

– «Дорисуй»,

– «Рисование по точкам»,

– «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

– «Что будет, если …»

Источник

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса

Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.

Читайте также:  Центр развития ребенка в тамбове

Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.

Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.

с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.

Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной  и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям  обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения  в условиях  образовательного процесса.

Задачи программы:

  • создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;  
  • развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • формирование        умения         сравнивать,         анализировать,   делать несложные самостоятельные выводы;  
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  
  • развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;  
  • формирование положительной мотивации к обучению;  
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.  
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по  вопросам, связанным с  их развитием, обучением и воспитанием

Представление на учащегося

_____________________________________________

Отделение _______________   _____ класс

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования  сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть  может.

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего  характера;

– способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.

Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при  интеллектуальных  нагрузках быстро истощаем.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней  границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом. 

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности  и поведения.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;

Русский язык:

– навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;

  • навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
  • выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

  • темп чтения:  техника  чтения не соответствует возрастному нормативу;
  • способ чтения — послоговой
  • понимание прочитанного — недостаточное
  • навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
  • характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Читайте также:  Сюжетные картинки для развития ребенка

Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Направления коррекционной работы

Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов

Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  •  развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,  игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений,  выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».

6. Формирование навыка письма

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

Читайте также:  Моторное развитие ребенка с аутизмом

Организация взаимодействия специалистов

сопровождения учащегося с ЗПР

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы

Учитель

1.  Умение действовать по плану;

2. умение оценивать правильность выполненного действия;

3.умение  вносить коррективы в результат

4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

1. Совместное выполнение заданий;

2. Объяснение;

3. Показ;

4. Построение учебного высказывания

Учитель-дефектолог

1. Развитие образного мышления;

2. Развитие словесно-логического мышления.

1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий;

2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку;

3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.;

 Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;

2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы».

Учитель-логопед

1. Развитие  слухового внимания и памяти;

2. Развитие фонематических процессов;

3. Формирование связного речевого высказывания

1. Работа с текстом;

2. Составление вопросительных предложений по образцу;

3. Обучение написанию изложений и сочинений;

4. Графические диктанты

1. Демонстрация;

2. Объяснение;

3. Самостоятельное выполнение;

4. Беседа

Педагог-психолог

1. Соблюдение правил поведения;

2. Осознанное выполнение обязанностей;

3. Развитие коммуникативных компетенций;

4. Развитие эмоционально-волевой сферы;

5. Развитие пространственно-временных представлений

1. Создание ситуации успеха;

2. Дозированная нагрузка;

3. Чередование видов деятельности;

4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками

1.Наблюдение;

2. Беседа;

3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом;

4. Тестирование

Социальный педагог

Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса

1. Беседа;

2. Оказание направляющей помощи

Критерии оценки эффективности программы:

– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций.

Ожидаемые результаты:

– развитие  познавательной сферы;

– наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

– развития положительных качеств личности;

– улучшение  самоконтроля и саморегуляции;

– принятие социальной роли ученика, адаптация в  коллективе;

– наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;

– формирование прочных учебных умений и навыков.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

 3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 7.

4. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73

 5. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

7.Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В. Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190, [2] с. Серия («Справочник»)

8.Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // 33 В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.

9.Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в классе выравнивания / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. – Издательство «ГНОМ и Д», 2006 – 152 с. 25.

10 .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с

Источник