Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка

Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка thumbnail

Урайский специализированный Дом ребенка

Индивидуальная программа

Воспитания обучения и развития

Ф.Имя ребенка————————–

Дата рождения————————–

Дата поступления————————

Дата составления————————-

Дефектолог——————————–

Педагог-куратор————————-                                                              

Группа №2

Индивидуальная программа с 3до 6мес.

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера. Это и является ведущим видом деятельности.

                                            Условия воспитания

Выполнение четкого режима дня. Сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа.

Занятие в первой и второй половине дня индивидуально по несколько минут. В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж рук, пальцев рук, лица, ног.

Массаж проводится 2-3 раза в день на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком в ходе выполнения массажа.

                                              Виды упражнений

 1.Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз отдельно по каждой руке.

 2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

 3. Спиральные движения пальца взрослого на раскрытой ладони ребенка, от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-3 по каждой ладони (рисуем клубочек).

 4. Точечное нажатие большим пальцем и указательным, на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.

 5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.  

 6. Ласковое поглаживание взрослым каждой руки ребенка по направлению от периферии к центру 5-6 раз.  

Совершенствование восприятия.

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.

2. Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука     (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).

3.Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).

4.Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).

5. Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, веселая, строгая).

6.Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам).

7.Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).

Игра: «Игра с колечками»

Цель: Развитие умения способности длительно удерживать в поле зрения лицо или предмет; развитие одновременно со зрительным восприятием также других ощущений.

Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» – лицом к лицу. Вам понадобиться плоское кольцо. Это может быть зубное кольцо, продающееся в аптеке, или кольцо из детской игры «Серсо». Проделайте в нем отверстие, прикрепив колокольчики и ленту, за которое вы будете держать кольцо. Покажите малышу колечко, покрутите его, потрясите. Перемещайте его по кругу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за движением игрушки. Погладьте кулачки ребенка игрушкой, добиваясь разведения его пальчиков. Предоставьте ему возможность самому схватить колечко, протянутое над рукой. Если малышу трудно это сделать, помогите ему, подтолкнув его ручку по направлению к игрушке.

Разенкова Ю.А. стр.55

Игра: «Смелый пилот»

Цель: стимулирование смеха на эмоциональное обращение.

Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его, приговаривая:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела.

Разенкова Ю.А. стр.52

Игра:» Колокольчик динь – динь – динь»

Цель: развитие целенаправленных движений рук.

Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш сам научиться направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывть их, усложните игровую задачу. Для этого этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепке к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Разенкова Ю.А. стр.71

Социальное развитие.

С целью формирования у ребенка потребности в общении:

1.Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2.способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств – отыскивание глазами взрослого, поворот на его голос, рассматривание его лица.

4.формировать (к 3 месяцам «Комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «игра с губками малыша»

Цель: способность появлению у малыша разнообразных активных действий.

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что- ни будь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте её в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок, пропевайте следующие слоги:
МА-МА-МА-МА!

ПА-ПА-ПА-ПА!

БА-БА-БА-БА!

Разенкова Ю.А. стр64

Игра: «В полюшке за бугром…»

Цель: поддерживание «комплекса оживления» эмоциональное общение.

Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный сустав, напевая веселую песенку, двигайте ножки ребенка вперед – назад:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха чуть жива:

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка брест

«Ох, ох, силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Разенкова Ю.А. стр51.

Игра:» «Ненагляденький»

Цель: поддерживание «комплекса оживления» эмоциональное общение.

Наклоняясь над ребенком и удаляясь от него, потормошите и пощекочите его; улыбаясь малышу, напевно приговаривайте:

ОЙ, МОЙ МАЛЕНЬКИЙ,

НЕНАГЛЯДНЕНЬКИЙ,

МОЙ ХОРОШЕНЬКИЙ,

МОЙ ПРИГОЖЕНЬКИЙ.

ОЙ ТЫ, МОЙ СЫНОЧЕК,

ПШЕНИЧНЫЙ КОЛОСОЧЕК,

ЛАЗАРЕВЫЙ ЦВЕТОЧЕК,

СИРЕНЕВЫЙ КУСТОЧЕК!

Смотрите малышу в глаза, читайте стихи напевно, с ласковой улыбкой, называя ребенка по имени. Во второй части игры постойте молча рядом с ребенком, смотря ему в глазки и улыбаясь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.

Разенкова Ю.А. стр51.

Развитие речи и ознакомление с окружающими.

1.Способствовать формированию слуховых и зрительных связей, как основы понимания речи.

2.Побуждать прислушиваться к различным интонациям.

3.Формировать предпосылки активной речи; вызывать голосовые реакции. Способствовать развитию артикулярного аппарата.

Игра: «игра с губками малыша»

Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что- ни будь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте её в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок, пропевайте следующие слоги:
МА-МА-МА-МА!

ПА-ПА-ПА-ПА!

БА-БА-БА-БА!

Разенкова Ю.А. стр64.

Игра: «Игра с подбрасыванием»

Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.

Малыш находится на вытянутых руках взрослого, одна рука придерживает грудь ребенка, а другая его таз. Подбрасывайте ребенка вверх – вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мягонькую,

Да молочненькую.

Поверните малыша лицом к себе и ещё раз прочитайте потешку.

Разенкова Ю.А. стр64.

Игра: «На боку».

Цель: Стимулирование появления у ребенка гуления.

Ребенок расположен на пеленальном столе в позе на боку.

Поднимайте полусогнутую ручку ребенка вверх (вдох), опускайте ее, тесно прижимая к боковой и передней поверхностям грудной клетки (выдох) (2-3раза). На выдохе ребенка пропевайте ему различные звуки гуления.

Повторите с ним это упражнение (2-3раза), переложив его на другой бочок.

Разенкова Ю.А.стр.64

Развитие движения.

1.Развивать движение, подготавливающее к ползанию.

2.Закреплять умение лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

3.Развивать упор ног. Упираться ногами в твердую поверхность при поддержке подмышки.

     4.Стимулировать повороты с живота на спину и наоборот.

Игра:» Бабочка на животике»

Цель: Развитие подготовительных к ползанию движений – поворачивания на бок, на живот, с живота на спину.

Приготовьте валик и бабочку, которую можно сделать из яркой оберточной бумаги, перевязав её по середине тесьмой. Под голову и шею ребенка кладут большой валик. Поддерживая малыша за плечи, на животик ему кладут бабочку, побуждая его посмотреть на нее. Если малыш хорошо поднимает голову, бабочку помещают на пальчики его ножек, побуждая ребенка еще больше приподнять голову, его можно будет уложить так на валик, чтобы его голова запрокидывалась назад. Малыша зовут, показывая ему бабочку, стимулируя подъем головы за передвигающей игрушкой.

Разенкова Ю.А.стр.65

Игра: «С опорой на кисти рук»

Цель: тренировка опоры на кисти рук

Если малыш умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. В начале малыша удерживают в таком положении, а потом контроль рук уменьшают.

Разенкова Ю.А.стр.66

Игра: «Поворот ножек»

Цель: тренировка поворотов со спины на бок.

Разместив малыша на столе в позе «на спине», согните его ножки в коленных суставах и поверните его в сторону. За поворотом его ног последует ротация тела и верхней части туловища.

Разенкова Ю.А.стр.67

Развитие действий с предметами.

1.Активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, весящую над грудью, манипулировать ею.

2.Брать игрушку из рук взрослого, из разных положений.

3.Перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Игра: «Отгадай откуда звон…»

Цель: развитие целенаправленных движений.

Подвесьте бубенцы над малышом в кроватке, две ленточки от бубенцов спустите к ручкам ребенка. Покачайте бубенцы. Концами ленточек прикоснитесь к тыльной стороне ручек малыша. Когда звон стихнет, потормошите малыша за грудку, читая стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы!

Раздавались удальцы:

Диги – диги – диги – дон,

Отгадай откуда звон!

Покачайте еще раз бубенцы, побуждая малыша схватить концы лент и самому позвонить.

Разенкова Ю.А.стр.70

Игра: «Колокольчик динь – динь – динь».

Цель: формирование зрительно – моторной координации рук; развитие основных функций руки – брать, держать, хватать манипулировать.

Вам понадобиться колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научиться сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу. Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Разенкова Ю.А.стр.71

Игра: «Вот погремушка».

Цель: Развитие и умение захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки – ребенок обязательно попытается ее взять. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

Разенкова Ю.А.стр.72

Музыкальное восприятие.

1.Способствовать развитию музыкального восприятия, формированию навыка сосредоточивания на пении взрослых и звучание музыкальных инструментов.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии, радостное оживление.

3.Учить самостоятельно, греметь погремушкой, ударять по барабану, стучать ложками.

    Прослушивание музыкальных произведений Бетховена, Свиридов,   Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание мелодий «Звуки природы».

Прослушивание потешек, колыбельных воспитателем.

Источник

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.

Читайте также:  Праздник как средство развития ребенка

Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

– логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

– увеличить скорость и гибкость мышления;

– выделять существенные признаки и закономерности предметов;

– сравнивать предметы, понятия;

– обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

– определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

– концентрировать, переключать своё внимание;

– развивать свою память;

– улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

– уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

– самостоятельно выполнить задания;

– осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
– решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
– находить несколько способов решения задач;

– работать в группе.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые метапредметные результаты

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

– сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

– отзывы учителей, родителей.

1.3. Формы психологического контроля

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

– методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

– методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

– методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

– Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

– методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

– методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

– исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

– гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Диагностическая таблица

К. И.

Низкий ур.

Низкий ур.

Низкий ур.

Средний ур.

Содержательный раздел

Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

Читайте также:  Все о развитие ребенка с первых дней жизни

Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые методы

  • Арт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезиологические упражнения

  • Релаксационные упражнения

Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

3 класс

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа

Цель:

выявление уровня развития познавательных процессов,

– анализ психологических причин трудностей в обучении.

2.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа

Цели:

– развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),

– развитие пространственных представлений.

3.

Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие зрительной памяти.

4.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие внимания, ассоциативной памяти

5.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления – 3 часа

Цель:

– развитие вербально – логического мышления.

6.

Упражнения на развитие внимания – 2 часа

Цель:

– развитие внимания.

7.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа

Цель:

– развитие способности к классификации и абстрагированию.

8.

Упражнения на установление связи между понятиями – 4 часа

Цель:

– развитие способности установливать связи между понятиями.

9.

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа

Цель:

– развитие концентрации и избирательности внимания.

10.

Упражнения на развитие логического мышления – 2 часа

Цель:

– развитие логического мышления.

11.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления – 6 часов

Цель:

– развитие памяти, внимания, мышления.

12.

Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час

Цель:

– развитие ассоциативного мышления.

13.

Исследование динамики развития психических процессов – 1 час

Цель:

– исследование динамики развития психических процессов.

Список литературы

1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов – на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012

Источник